Цели:
- Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание существенных признаков растений, с отличительными признаками ягод;
- Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты;
- Сформировать у обучающихся навык экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Оборудование урока:
- учебник в двух частях, Ч.1 / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХΙ век, 2008
- рабочая тетрадь в двух частях Ч.1 / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХΙ век, 2008
- две вазы ( для использование практической работы)
- плоды овощей, фруктов и ягод;
- презентация «Лесные ягоды»;
- исследовательская работа «Лекарственные ягоды»;
- карточки с заданиями;
- тест;
Ход урока.
1. Организационный этап (проверить подготовку учащихся к учебному занятию)
2. Этап проверки выполнения домашнего задания (установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания).
- Какие овощи и фрукты вам встретились в кроссворде?
- Были ли затруднения при выполнении этого задания?
- Поделитесь своей работой с товарищем по парте (работа в парах).
- Какие еще овощи знаете?
- Что можно приготовить из овощей?
- Как можно определить на огороде, что это овощи?
- Как понимаете это выражение?
«Ешьте больше овощей, будете здоровы».
- Чем овощи отличаются от фруктов?
- Что можно приготовить из фруктов?
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (постановка учебной проблемы).
На подносе лежат всевозможные плоды (овощи, фрукты, ягоды).
- Как назовем все предметы одним словом?
- Они одинаковы или разные (по форме, по цвету, по вкусу)?
- Разложите на две вазы все эти плоды (появляется проблема).
- А куда положить третью группу плодов?
- Чтобы решить эту проблему, нам нужно сегодня познакомиться с третьей группой плодов.
- Что мы должны узнать на уроке?
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала)
Работа по учебнику с.44, задание №1.
- Познакомиться с новой группой плодов нам поможет задание №1 с. 44.
- Разгадайте загадки и по выделенным буквам в отгадках составьте слово (ягоды).
- Что такое ягоды? Объясните значение этого слова.
ЯГОДЫ - плоды с сочной мякотью и множеством семян.
- О каких ягодах говорилось в загадках? Перечислите их названия.
- Чем они различаются?
5. Этап первичной проверки понимания изученного (установить правильность и осознанность изученного материала).
Работа по учебнику с. 45, задание №2.
- Укажите растения на рисунке. (соотнести рисунки с названием ягод по цифрам)
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий (обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу).
- Сгруппируй все ягодные растения на 3 множества.
- лесные ягоды (черника, костяника, клюква, брусника)
- садовые ягоды (чёрная смородина)
- ядовитые ягоды (вороний глаз, волчье лыко)
Приложение 1 Демонстрация презентации «Лесные ягоды»
- Есть одна ягода, которая может расти и в саду, и в лесу, но ее нет среди ягод на рисунках. Я про нее загадаю загадку.
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти,
Дети, птицы и медведи. (Малина.)
Работа с третьей группой ягод «Ядовитые растения» (условный знак «!»)
- Почему им дали такое название?
Ядовитые ягоды – опасны, но не паразиты. Они нужны лесным жителям для лечения.
Беседа о лекарственных растениях.
- Ягодами лечатся не только животные, но и человек. От многих недугов человеку помогают ягоды. Расспросите дома родителей, какие они используют лекарственные растения для лечения.
Приложение 2 Исследовательская работа «Лесные ягоды»
Правила поведения на природе.
- Многие из вас собирали ягоды. Расскажите, как вы это делали?
Работа по учебнику с. 46, задание №3.
- Установите последовательность и докажите, почему вы так решили?
- Дайте совет сборщикам ягод.
«Относитесь к природе бережно. И она оплатит вам добром».
7. Этап обобщения и систематизации знаний (обеспечить целостность системы ведущих знаний).
- Назови одним словом: земляника, смородина, клюква, черника, крыжовник.
- Что такое ягоды?
- Отгадайте загадку и докажите, что это ягода.
Была зеленой маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая (Смородина.)
- За что вы любите ягоды?
Приложение 3 Задания по карточкам.
8. Этап информации о домашнем задании (обеспечить понимание цели, содержания и способа выполнения домашнего задания).
- На с. 47 задание №6 дома придумайте и раскрасьте узоры из лесных или садовых ягод;
- Узнайте у родителей о применении в вашей семье лекарственных растений.
9. Этап подведения итогов занятия (дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников).
- Почему мы не смогли разложить все плоды на две группы?
- Как называется третья группа плодов?
- Для чего нам необходимо изучать ягоды?
- Что посоветуете своим товарищам при сборе ягод?
- Назовите ваши любимые ягоды.
10. Этап рефлексии (инициировать мотивацию своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.).
- Понравилось на уроке работать в парах?
- Где были затруднения?
- Какой совет можете дать своему товарищу?
Спасибо за урок!