Урок окружающего мира по теме "Ягодные кустарники. Ядовитые, лекарственные растения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание существенных признаков растений, с отличительными признаками ягод;
  2. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты;
  3. Сформировать у обучающихся навык экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Оборудование урока:

Ход урока.

1. Организационный этап (проверить подготовку учащихся к учебному занятию)

2. Этап проверки выполнения домашнего задания (установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания).

- Какие овощи и фрукты вам встретились в кроссворде?

- Были ли затруднения при выполнении этого задания?

- Поделитесь своей работой с товарищем по парте (работа в парах).

- Какие еще овощи знаете?

- Что можно приготовить из овощей?

- Как можно определить на огороде, что это овощи?

- Как понимаете это выражение?

«Ешьте больше овощей, будете здоровы».

- Чем овощи отличаются от фруктов?

- Что можно приготовить из фруктов?

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (постановка учебной проблемы).

На подносе лежат всевозможные плоды (овощи, фрукты, ягоды).

- Как назовем все предметы одним словом?

- Они одинаковы или разные (по форме, по цвету, по вкусу)?

- Разложите на две вазы все эти плоды (появляется проблема).

- А куда положить третью группу плодов?

- Чтобы решить эту проблему, нам нужно сегодня познакомиться с третьей группой плодов.

- Что мы должны узнать на уроке?

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала)

Работа по учебнику с.44, задание №1.

- Познакомиться с новой группой плодов нам поможет задание №1 с. 44.

- Разгадайте загадки и по выделенным буквам в отгадках составьте слово (ягоды).

- Что такое ягоды? Объясните значение этого слова.

ЯГОДЫ - плоды с сочной мякотью и множеством семян.

- О каких ягодах говорилось в загадках? Перечислите их названия.

- Чем они различаются?

5. Этап первичной проверки понимания изученного (установить правильность и осознанность изученного материала).

Работа по учебнику с. 45, задание №2.

- Укажите растения на рисунке. (соотнести рисунки с названием ягод по цифрам)

6. Этап закрепления новых знаний и способов действий (обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу).

- Сгруппируй все ягодные растения на 3 множества.

  • лесные ягоды (черника, костяника, клюква, брусника)
  • садовые ягоды (чёрная смородина)
  • ядовитые ягоды (вороний глаз, волчье лыко)

Приложение 1 Демонстрация презентации «Лесные ягоды»

- Есть одна ягода, которая может расти и в саду, и в лесу, но ее нет среди ягод на рисунках. Я про нее загадаю загадку.

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти,
Дети, птицы и медведи. (Малина.)

Работа с третьей группой ягод «Ядовитые растения» (условный знак «!»)

- Почему им дали такое название?

Ядовитые ягоды – опасны, но не паразиты. Они нужны лесным жителям для лечения.

Беседа о лекарственных растениях.

- Ягодами лечатся не только животные, но и человек. От многих недугов человеку помогают ягоды. Расспросите дома родителей, какие они используют лекарственные растения для лечения.

Приложение 2 Исследовательская работа «Лесные ягоды»

Правила поведения на природе.

- Многие из вас собирали ягоды. Расскажите, как вы это делали?

Работа по учебнику с. 46, задание №3.

- Установите последовательность и докажите, почему вы так решили?

- Дайте совет сборщикам ягод.

«Относитесь к природе бережно. И она оплатит вам добром».

7. Этап обобщения и систематизации знаний (обеспечить целостность системы ведущих знаний).

- Назови одним словом: земляника, смородина, клюква, черника, крыжовник.

- Что такое ягоды?

- Отгадайте загадку и докажите, что это ягода.

Была зеленой маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая (Смородина.)

- За что вы любите ягоды?

Приложение 3 Задания по карточкам.

8. Этап информации о домашнем задании (обеспечить понимание цели, содержания и способа выполнения домашнего задания).

- На с. 47 задание №6 дома придумайте и раскрасьте узоры из лесных или садовых ягод;

- Узнайте у родителей о применении в вашей семье лекарственных растений.

9. Этап подведения итогов занятия (дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников).

- Почему мы не смогли разложить все плоды на две группы?

- Как называется третья группа плодов?

- Для чего нам необходимо изучать ягоды?

- Что посоветуете своим товарищам при сборе ягод?

- Назовите ваши любимые ягоды.

Приложение 4 Работа с тестом

10. Этап рефлексии (инициировать мотивацию своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.).

- Понравилось на уроке работать в парах?

- Где были затруднения?

- Какой совет можете дать своему товарищу?

Спасибо за урок!