Урок-путешествие "Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Закрепление"

Разделы: Математика


Цель:

  1. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые и геометрические задачи;
  2. Развивать логику и мышление;
  3. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

- Ребята , сегодня у нас с вами будет необычный урок: « Урок – путешествие». Путешествовать мы будем на автобусе . Целью нашего путешествия является повторение сложения и вычитания чисел в пределах 100.

III. Устный счёт

- Но хочу сразу предупредить, в путешествие отправятся самые находчивые и дисциплинированные. И поэтому для вас сейчас будет небольшое испытание.

Задачи на смекалку

  1. Росли две вербы. На каждой вербе по две ветки. На каждой ветке по две груши. Сколько всего груш?
  2. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок?
  3. Крышка стола имеет четыре угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у стола?
  4. Сколько нулей во всех числах от 1 до 100?

- Итак, вы справились с этим заданием. Но теперь, чтобы наш автобус тронулся в путь, нужно правильно выполнить арифметический диктант.

Арифметический диктант

  • Запишите число, в котором 5 десятков и 3 единицы.
  • Сколько всего единиц в 3 десятках?
  • Уменьшаемое 35, вычитаемое 4. Найдите разность.
  • Какое число получится, если 5 увеличить на столько же единиц?
  • На сколько надо увеличить 9, чтобы получить 15?
  • Из какого числа нужно вычесть 5, чтобы получить 8?

- Проверьте ваши ответы с ответами, записанными на доске.

IV. Работа по теме

- Молодцы, все испытания выдержали. Теперь в путь! Только мне нужна ваша помощь. Когда автобус передвигается, вы должны имитировать движения водителя. Готовы? Поехали!

1 остановка

- Ребята, первая наша остановка будет в городе «Геометрических фигур» . В этом городе живут только многоугольники. Скажите, какая фигура здесь жить не будет?

Д. Круг.

- Почему?

Д. Он не является многоугольником.

- Посмотрите, какие они все грустные. Каждая фигура мечтает узнать свой периметр, но никто из них не умеет. А вы, знаете, что такое периметр?

Д. Периметр – это сумма всех сторон.

- Может мы сразу найти периметр?

Д. Нет, надо измерить их сторон.

( ученики получают шаблоны геометрических фигур и вычисляют их периметр; затем обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку)

- Молодцы! Ну, что поехали дальше!

2 остановка

- Сейчас мы проезжаем мимо цирка .И здесь произошла беда. В этом цирке разбежались все звери. Послушайте загадки и узнаете, что за звери живут в этом цирке. Давайте поможем их собрать!

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)

Он самый главный из зверей,
Он всех важней и всех сильней. (Лев)

Рыльце лепёшкой
С копытцами ножки,
Толстое брюшко,
Хвостик, как стружка. (Свинья)

Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Летит спать в дупло. (Сова)

4 лапы, длинный хвост
Неприметный её рост,
Обожает, есть бананы,
Непоседа - ….. (обезьяна)

Его – знают все ребята-
Ходит в шкуре полосатой.
От хвоста и до ушей
Цвет песка и камышей. (Тигр)

- Молодцы! Давайте, поможем их собрать!

(ученики берут рисунок с изображением животного, на обратной стороне которого находится задание, выполняют его у доски. Ответ задания соответствует номеру места животного)

- Молодцы! Всех животных собрали. Поехали дальше!

V. Физ.минутка. 3 остановка

- Ребята, сделаем остановку в лесу <Рисунок 4>.

Только в лес мы вошли,
Появились комары.
(Руки вверх, хлопок над головой)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем
Руки за голову кладём
И в вразвалочку идём.
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз – два, раз – два-
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко..
Впереди из - за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочка пробежим.

VI. Продолжение темы

- Гуляя по лесу, я насчитала 57 дубов и 30 берёз <Рисунок 5 и 6>. Используя эти данные, составьте задачу.

(ученики составляют задачи: что бы задача решалась сложением; вычитанием; в два действия)

- Молодцы! Задание это выполнили мы не зря, так как дальнейшее путешествие будет проходить именно по работе над задачами. Сели удобнее и в путь!

4 остановка

- Ребята, я приглашаю вас на рыбалку . Ловить вы будете рыбок не простых, а математических.

(на полу лежит ватман, с изображением озера, в котором лежат рыбки, тоже вырезанные из ватмана. Ученики берут удочку, с магнитиком вместо крючка, ловят рыбку, с заданием на обратной стороне. Работа выполняется самостоятельно.)

Примеры задач

  1. Ёжик подарил Нюше 15 цветков, а Крош – 7 цветков. На сколько цветков Крош подарил больше?
  2. Пончик съел 6 пирожков с мясом и 4 с творогом. На сколько больше пирожков с мясом, чем с творогом съел Пончик?
  3. Карлсон съел 11 ореховых печений и 8 – шоколадных. На сколько меньше Карлсон съел шоколадных печений, чем ореховых?
  4. Копатыч вырастил 13 кабачков и 9 тыкв. На сколько штук кабачков больше, чем тыкв?
  5. Божья коровка Мила сделала 15 куличиков, а Лунтик – 11 куличиков. На сколько у Лунтика меньше куличиков, чем у Милы?

- Двигаемся дальше.

VII. Работа по учебнику 5 остановка

- Посмотрите, нам на встречу идёт мальчик . Об этом мальчике мы узнаем из учебника на странице 78, №22. (Математика 1 часть 2 класс, автор Моро.)

(задача разбирается и решается устно)

- Прочтите условие задачи. О ком говорится в задаче?

Д. О Диме, он нёс сумку с фруктами.

- Что сказано о сумке?

Д. Её масса 1кг.

- Что говорится о фруктах?

Д. Сколько их было, неизвестно, но сказано, что масса фруктов на 7кг больше массы сумки.

- Посмотрите, под условием даны два случая решения этой задачи. Какой поставите вопрос, если задача решается так, как в первом случае?

Д. Сколько весят фрукты?

- А во втором?

Д. Сколько весит сумка с фруктами? Сколько весят сумка и фрукты вместе?

- Молодцы! Едем дальше!

6 остановка

- Вот мы и добрались до конечной станции .. Ребята, вам надо расположить числа в порядке возрастания, и мы узнаем, что же помогло преодолеть нам весь этот путь.

( ученики получают карточки с числами в пределах 100, строятся в порядке возрастания. На обратной стороне написаны буквы. Когда дети построятся, то у них получается слово «дружба»)

- Какое слово получилось?

Д. Дружба.

- Нравится вам это слово? Почему?

Д. Дружба необходима человеку.

- Да, я согласна с вами. Благодаря вашей дружной работе, вы прошли всё путешествие.

VIII. Подведение итогов урока – путешествия

- Вам понравилось наше путешествие?

 - Я хочу похвалить каждого из вас. Все молодцы и заслуживаете похвалы. Давайте теперь вспомним, что же мы делали на уроке?

Д. Решали примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 100.

- Что вам показалось наиболее сложным?

- Как вы сами оцениваете свою работу?

Домашняя работа

Приложение