Цель:
- Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые и геометрические задачи;
- Развивать логику и мышление;
- Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Ребята , сегодня у нас с вами будет необычный урок: « Урок – путешествие». Путешествовать мы будем на автобусе . Целью нашего путешествия является повторение сложения и вычитания чисел в пределах 100.
III. Устный счёт
- Но хочу сразу предупредить, в путешествие отправятся самые находчивые и дисциплинированные. И поэтому для вас сейчас будет небольшое испытание.
Задачи на смекалку
- Росли две вербы. На каждой вербе по две ветки. На каждой ветке по две груши. Сколько всего груш?
- На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок?
- Крышка стола имеет четыре угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у стола?
- Сколько нулей во всех числах от 1 до 100?
- Итак, вы справились с этим заданием. Но теперь, чтобы наш автобус тронулся в путь, нужно правильно выполнить арифметический диктант.
Арифметический диктант
- Запишите число, в котором 5 десятков и 3 единицы.
- Сколько всего единиц в 3 десятках?
- Уменьшаемое 35, вычитаемое 4. Найдите разность.
- Какое число получится, если 5 увеличить на столько же единиц?
- На сколько надо увеличить 9, чтобы получить 15?
- Из какого числа нужно вычесть 5, чтобы получить 8?
- Проверьте ваши ответы с ответами, записанными на доске.
IV. Работа по теме
- Молодцы, все испытания выдержали. Теперь в путь! Только мне нужна ваша помощь. Когда автобус передвигается, вы должны имитировать движения водителя. Готовы? Поехали!
1 остановка
- Ребята, первая наша остановка будет в городе «Геометрических фигур» . В этом городе живут только многоугольники. Скажите, какая фигура здесь жить не будет?
Д. Круг.
- Почему?
Д. Он не является многоугольником.
- Посмотрите, какие они все грустные. Каждая фигура мечтает узнать свой периметр, но никто из них не умеет. А вы, знаете, что такое периметр?
Д. Периметр – это сумма всех сторон.
- Может мы сразу найти периметр?
Д. Нет, надо измерить их сторон.
( ученики получают шаблоны геометрических фигур и вычисляют их периметр; затем обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку)
- Молодцы! Ну, что поехали дальше!
2 остановка
- Сейчас мы проезжаем мимо цирка .И здесь произошла беда. В этом цирке разбежались все звери. Послушайте загадки и узнаете, что за звери живут в этом цирке. Давайте поможем их собрать!
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)Он самый главный из зверей,
Он всех важней и всех сильней. (Лев)Рыльце лепёшкой
С копытцами ножки,
Толстое брюшко,
Хвостик, как стружка. (Свинья)Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Летит спать в дупло. (Сова)4 лапы, длинный хвост
Неприметный её рост,
Обожает, есть бананы,
Непоседа - ….. (обезьяна)Его – знают все ребята-
Ходит в шкуре полосатой.
От хвоста и до ушей
Цвет песка и камышей. (Тигр)
- Молодцы! Давайте, поможем их собрать!
(ученики берут рисунок с изображением животного, на обратной стороне которого находится задание, выполняют его у доски. Ответ задания соответствует номеру места животного)
- Молодцы! Всех животных собрали. Поехали дальше!
V. Физ.минутка. 3 остановка
- Ребята, сделаем остановку в лесу <Рисунок 4>.
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
(Руки вверх, хлопок над головой)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем
Руки за голову кладём
И в вразвалочку идём.
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз – два, раз – два-
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко..
Впереди из - за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочка пробежим.
VI. Продолжение темы
- Гуляя по лесу, я насчитала 57 дубов и 30 берёз <Рисунок 5 и 6>. Используя эти данные, составьте задачу.
(ученики составляют задачи: что бы задача решалась сложением; вычитанием; в два действия)
- Молодцы! Задание это выполнили мы не зря, так как дальнейшее путешествие будет проходить именно по работе над задачами. Сели удобнее и в путь!
4 остановка
- Ребята, я приглашаю вас на рыбалку . Ловить вы будете рыбок не простых, а математических.
(на полу лежит ватман, с изображением озера, в котором лежат рыбки, тоже вырезанные из ватмана. Ученики берут удочку, с магнитиком вместо крючка, ловят рыбку, с заданием на обратной стороне. Работа выполняется самостоятельно.)
Примеры задач
- Ёжик подарил Нюше 15 цветков, а Крош – 7 цветков. На сколько цветков Крош подарил больше?
- Пончик съел 6 пирожков с мясом и 4 с творогом. На сколько больше пирожков с мясом, чем с творогом съел Пончик?
- Карлсон съел 11 ореховых печений и 8 – шоколадных. На сколько меньше Карлсон съел шоколадных печений, чем ореховых?
- Копатыч вырастил 13 кабачков и 9 тыкв. На сколько штук кабачков больше, чем тыкв?
- Божья коровка Мила сделала 15 куличиков, а Лунтик – 11 куличиков. На сколько у Лунтика меньше куличиков, чем у Милы?
- Двигаемся дальше.
VII. Работа по учебнику 5 остановка
- Посмотрите, нам на встречу идёт мальчик . Об этом мальчике мы узнаем из учебника на странице 78, №22. (Математика 1 часть 2 класс, автор Моро.)
(задача разбирается и решается устно)
- Прочтите условие задачи. О ком говорится в задаче?
Д. О Диме, он нёс сумку с фруктами.
- Что сказано о сумке?
Д. Её масса 1кг.
- Что говорится о фруктах?
Д. Сколько их было, неизвестно, но сказано, что масса фруктов на 7кг больше массы сумки.
- Посмотрите, под условием даны два случая решения этой задачи. Какой поставите вопрос, если задача решается так, как в первом случае?
Д. Сколько весят фрукты?
- А во втором?
Д. Сколько весит сумка с фруктами? Сколько весят сумка и фрукты вместе?
- Молодцы! Едем дальше!
6 остановка
- Вот мы и добрались до конечной станции .. Ребята, вам надо расположить числа в порядке возрастания, и мы узнаем, что же помогло преодолеть нам весь этот путь.
( ученики получают карточки с числами в пределах 100, строятся в порядке возрастания. На обратной стороне написаны буквы. Когда дети построятся, то у них получается слово «дружба»)
- Какое слово получилось?
Д. Дружба.
- Нравится вам это слово? Почему?
Д. Дружба необходима человеку.
- Да, я согласна с вами. Благодаря вашей дружной работе, вы прошли всё путешествие.
VIII. Подведение итогов урока – путешествия
- Вам понравилось наше путешествие?
- Я хочу похвалить каждого из вас. Все молодцы и заслуживаете похвалы. Давайте теперь вспомним, что же мы делали на уроке?
Д. Решали примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 100.
- Что вам показалось наиболее сложным?
- Как вы сами оцениваете свою работу?
Домашняя работа