Цели:
- Познакомить детей с историей появления вилки, с процессом её преобразования человеком, активизировать познавательную деятельность детей.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и строением, назначением и материалом. Закреплять умение различать дерево,
- пластмассу, металл, определять их признаки, расширять представления об их свойствах и качествах.
- Обогащать словарь детей названиями исследовательских действий и особенностей.
- Учить следовать указаниям воспитателя, внимательно слушать ответы детей, замечать неточности
Материал:
- деревянные палочки с острыми и тупыми концами,
- палочка с раздвоенным концом - рогатина,
- ломтики сырой морковки,
- тарелки,
- металлические вилки,
- пластмассовые вилки,
- деревянная вилка,
- картинки,
- иллюстрирующие прошлое вилки,
- Королева Вилка,
- игрушка Винни-Пух.
Ход занятия
1 часть. Беседа и рассказ героя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите: кто это сидит на стульчике и грустит? (Винни-Пух) Давайте спросим, что случилось?
Винни-Пух: Меня в гости друзья не приглашают.
Воспитатель: Почему?
Винни-Пух: Не знаю. Раньше, когда я к ним приходил, всегда сразу с радостью бежал к столу и всё съедал. Но друзья смотрели как я ем и чему-то удивлялись.
Воспитатель: А чем ты ел?
Винни-Пух: Конечно, лапами! А разве вы не руками едите?
Воспитатель: Конечно, нет! Какими столовыми приборами мы пользуемся? (ложкой, вилкой)
Винни-Пух: Ложку я видел. А что такое вилка?
Воспитатель: Давайте вместе с Винни-Пухом отправимся в гости к Королеве Вилке, там мы сможем узнать много интересного.
Раз, два, три – на месте повернись,
В королевстве вилок очутись!
А вот и сама Королева. Какая красивая! Она пришла рассказать нам о своих ближайших родственниках – вилках. Как вы думаете, вилка всегда была такой? Давайте послушаем Королеву Вилку.
Королева Вилка (рассказ героя):
Давным-давно люди жили в пещерах, ели ягоды, грибы, разные растения. И ели их руками. Удобно есть руками? Конечно, неудобно. Поэтому люди стали думать, как сделать так, чтобы удобнее было есть. Думали- думали, искали-искали и нашли! (Показывает палочку.) Удобно ли палочкой накалывать продукты?
Воспитатель: Королева Вилка принесла такие палочки- вилки (раздаёт палочки). Посмотрите на палочки, какие они? (одни острые, другие тупые) Давайте попробуем наколоть одной и другой, какой получится?
Дети пробуют проколоть ломтики морковки острыми и тупыми палочками.
Королева Вилка: Какой палочкой удалось наколоть морковку? Значит, какие палочки необходимо было искать? Поэтому люди стали затачивать конец палочки острым камнем. Как вы думаете, что удобнее – искать острую палочку или взять любую и заточить? Вот какими сообразительными были люди. Но вот проблема: очень часто пища соскальзывала с такой вилки. Стали искать новый выход. И вот люди заметили: если пищу наколоть вот такой вилкой (показывает палочку с раздвоенным концом), то она удерживается лучше.
Однажды понял человек,
Чтоб было есть удобно,
Создать он должен инструмент,
Рогатине подобный.
Как вы думаете, какая вилка удерживает пищу лучше?
Но и у этой вилки были свои недостатки. Посмотрите внимательно - из чего сделана эта палочка? (из дерева). Значит она какая? (деревянная) Как вы думаете, чем неудобна такая деревянная вилка-рогатина? (непрочная, тонкая, ломалась, могла сгореть на костре).
Люди стремились найти другой материал. Так появились вилки из металла. Если они сделаны из металла, значит, как про них можно сказать? (металлические) И теперь во всём мире пользуются вот такими вилками (показывает металлическую вилку). Сколько у неё зубьев? Почему их стало больше? Посмотрите сколько разных вилок: для торта, рыбы, мяса. Зачем столько вилок человеку? А из чего сделаны вот такие вилки? (из пластмассы) Как вы думаете, зачем они человеку?
2 часть. Экспериментальная деятельность:
Давайте попробуем разобраться. Выберем для Винни-Пуха вилку, которой он сможет пользоваться в гостях. Какая она должна быть?
Винни-Пух: Гладкая, прочная, иметь 4 зубчика, острая, удобная.
Воспитатель: Давайте сравним разные вилки.
- Потрогайте металлические, пластмассовые вилки, подержите их в руках. Металлические - какие на ощупь? (гладкие) А пластмассовые?
- Попробуйте согнуть. (пластмасса мягче, чем металл – он прочнее)
- Сосчитайте сколько зубчиков на этих вилках? (одинаковое количество)
- Потрогайте, острые ли они? (одинаково острые)
- Удобные ли вилки? Возьмите правильно.
3 часть. Итог.
Воспитатель вместсе с детьми обобщает результаты наблюдений. (Металлическая вилка – гладкая, прочная, не гнётся, имеет 4 зубчика, острая, удобная, а пластмассовая – хотя и гладкая, имеет столько же зубчиков, но гнётся и может сломаться))
Воспитатель: Какую вилку выбрать Винни-Пуху, когда он придёт в гости? Почему? А зачем тогда человек придумал пластмассовую вилку?
6. Сравните, какая вилка тяжелее? (металлическая)
Воспитатель: Значит, человеку понадобилась лёгкая вилка для того, чтобы брать её с собой в поход или поездку.
Правила обращения с вилкой.
Воспитатель: Чем она может быть опасна? (ответы детей).
Дети выставляют портреты вилок по порядку в исторической хронологии.
Воспитатель: До свидания Королева Вилка! Было очень интересно. Ты понял, Винни-Пух, чем нужно пользоваться в гостях? Приходи к нам ещё в гости, ребята тебя многому научат. А сейчас мы попрощаемся с тобой и отправимся обратно в детский сад.
Раз, два, три – на месте повернись, в детском садике очутись!