ЦЕЛЬ:
- ознакомление с основополагающими международными документами о правах человека;
- формирование уважительного отношения к правам и свободам человека;
- помочь понять, какие права необходимы молодым людям для роста и развития.
НЕОБХОДИМЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ:
- жетоны,
- юбилейный плакат,
- ватманы,
- маркеры,
- комплект карточек с правами,
- карточки с историями,
- белая лента,
- набор ситуаций,
- карточки стадий развития человека,
- материалы деклараций.
ГОСТИ:
- Начальник УИИ –54,
- старший инспектор ПДН,
- начальник отделения дознания,
- старший инспектор УИИ – 54.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ:
(Разделить участников на разновозрастные группы и распределить по кругу. Обозначить цель занятия.)
Учащийся читает:
Я пришёл в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.И ты пришёл в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга
это прекрасно!
А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.
2.ЗНАКОМСТВО:
Вы друг друга хорошо знаете , а гости и я вас не очень. Мы бы с вами хотели поближе познакомиться и сделаем это, вот каким способом. Разбейтесь на пары так, как сидите от меня по часовой стрелке. Сейчас у каждого в паре будет две минуты на то, чтобы узнать главное о партнере, а затем представить его нам, за оригинальное и правильное представление группе выдаётся набор жетонов.
НАЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССА:
участники несколько открываются друг другу, в занятии возникает тема меж индивидуальных различий и уникальности каждого человека.
3.ЛИНИЯ ЖИЗНИ:
Каждая группа на «линии жизни» (в центре комнаты протянута белая лента) посовещавшись, раскладывает карточки с надписями стадий развития человека с момента рождения: младенчество, детство, подростковый возраст, зрелость, старость.(карточки)
4.КАРТОЧКИ С ИСТОРИЯМИ:
ВИКТОР: Я – пятнадцатилетний уличныйпацан, и вы постоянно найдёте меня с моими друзьями. Мои родители умерли, а я убежал из детского дома. Мы не ходим не в школу, не в училище и большую часть времени тратим на поиски еды или денег, чтобы купить еду. Иногда мы просим милостыню, а иногда подрабатываем. Жизнь на улице полна опасностей, она угнетает меня – жуткие условия и то, как с нами обращаются прохожие и милиция. Несмотря на эти трудности, я понимаю, что мне некуда деться. По мере взросления я начинаю обдумывать своё будущее, ведь я вырасту, и когда – нибудь мне захочется иметь работу и семью.
РИТА: Я девочка. Может быть, вы не знаете, что женщины составляют половину человечества? Правда, вам никогда это не пришло бы в голову, судя по тому, как с нами обращаются? Во многих странах родиться девочкой может означать тяжелую жизнь. Девочек – подростков часто выдают замуж по договору. Обычно это означает переселение в семью мужа и работу там. Мальчикам чаще, чем девочкам делают прививки и оказывают медицинскую помощь в больницах. Девочки чаще мальчиков пропускают занятия в учебных заведениях. Мы с сёстрами каждый день после учёбы шьём футбольные мячи. Это очень утомительная работа, почти не оставляющая времени на приготовление уроков. А нас считают нежными и слабыми. Может быть, при другой судьбе я была бы неженкой.
ПЁТР: Я – цыган; нас в России около 180 тысяч. Большая часть цыган в России уже осела и стала жить в своих домах, но многие еще ведут кочевой образ жизни. В отличие от оседлого населения, моя семья предпочитает ездить табором по стране. У нас есть свой язык, свои традиции и обычаи. Наш образ жизни совсем не такой, как у оседлого населения. Табору могут не разрешить останавливаться, в каком - то месте. Иногда я чувствую, что некоторые люди не хотят, чтобы я находился рядом с ними. Меня даже могут называть преступником без всякой причины. Возможно, люди просто не понимают, что, хотя мы и живём по – другому, мы такие же граждане, как и они.
5.ЮБИЛЕЙНАЯ ДАТА:
Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он – человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человек. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть применимы к людям во всём мире, причём без ограничений во времени. После окончания Второй мировой войны в 1945 году, была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.
В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс - Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире – Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества.
10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.
Этот небольшой по объёму документ стал гимном человеку, его достоинству и самоценности.
6.КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ «ДЕКЛАРАЦИЯ»:
Группы готовят защиты своих кластеров по тексту документа, где на ватман выписывают права своего кластера и определяют их сущность:
- Правовая защита гражданских прав (отв. начальник отделения дознания.)
- Политические права (отв. классный руководитель.)
- Социально – экономические (отв. старший инспектор ПДН)
- Ограничения прав и обязанностей (отв. начальник и старший инспектор УИИ-54)
7.АУКЦИОН «ЗАЩИТА ПРАВ»:
Все группы покупают за жетоны задания, им необходимо определить в каких из перечисленных ситуаций имеет место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права, а гости определяют, верно, ли ответили подростки
- Учащиеся 3-го курса отобрали мобильный телефон
- Учитель на уроке обозвал ученика
- Ученик выразился матом на учителя
- Два одногруппника подрались между собой и нанесли друг другу увечья
- Милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям
- В поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь
- Вас не включили в избирательный список по выборам депутатов
8.ТРЕНИНГ «ПРАВА»:
Разложить участникам карточки с правами вдоль «Линии жизни» там, где конкретные права нужны больше всего.(Приложение статей с правами)
9.РЕФЛЕКСИЯ:
Что мне дало сегодняшнее занятие? (Участники по цепочке делятся своим мнением).