Тренинговое занятие "Линия жизни"

Разделы: Классное руководство


ЦЕЛЬ:

  • ознакомление  с основополагающими международными документами о правах человека;
  • формирование уважительного отношения к правам и свободам человека;
  • помочь понять,  какие права необходимы молодым людям для роста и развития.

НЕОБХОДИМЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ:

  •  жетоны, 
  • юбилейный плакат,
  • ватманы,
  • маркеры,
  • комплект карточек с правами,
  • карточки с историями,
  • белая лента,
  • набор ситуаций,
  • карточки стадий развития человека,
  • материалы деклараций.

ГОСТИ:

  •  Начальник УИИ –54,
  • старший инспектор ПДН,
  • начальник отделения дознания,
  • старший инспектор УИИ – 54.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ:

(Разделить участников на разновозрастные группы и распределить по кругу. Обозначить цель занятия.)

Учащийся читает:

Я пришёл в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришёл в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга
это прекрасно!
А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.

2.ЗНАКОМСТВО:

Вы друг друга хорошо знаете , а гости и я вас не очень. Мы бы с вами хотели поближе познакомиться и сделаем это, вот каким способом. Разбейтесь на пары так, как сидите от меня по часовой стрелке. Сейчас у каждого в паре будет две минуты на то, чтобы узнать главное о партнере, а затем представить его  нам, за оригинальное и правильное представление группе выдаётся набор жетонов.

НАЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССА:

участники несколько открываются друг другу, в занятии возникает тема меж индивидуальных различий и уникальности каждого человека.

3.ЛИНИЯ ЖИЗНИ:

 Каждая группа на «линии жизни» (в центре комнаты протянута белая лента) посовещавшись,  раскладывает карточки с надписями стадий развития человека с момента рождения: младенчество, детство, подростковый возраст, зрелость, старость.(карточки)

4.КАРТОЧКИ С ИСТОРИЯМИ:

ВИКТОР: Я – пятнадцатилетний уличныйпацан, и вы постоянно найдёте меня с моими друзьями. Мои родители умерли, а я убежал из детского дома. Мы не ходим не в школу, не в училище и большую часть времени тратим на поиски еды или денег, чтобы купить еду. Иногда мы просим милостыню, а иногда подрабатываем. Жизнь на улице полна опасностей, она угнетает меня – жуткие условия и то, как с нами обращаются прохожие и милиция. Несмотря на эти трудности, я понимаю, что мне некуда деться. По мере взросления я начинаю обдумывать своё будущее, ведь я вырасту, и когда – нибудь мне захочется иметь работу и семью.

РИТА:  Я девочка. Может быть, вы не знаете, что женщины составляют половину человечества? Правда, вам никогда это не пришло бы в голову, судя по тому, как с нами обращаются? Во многих странах родиться девочкой может означать тяжелую жизнь. Девочек – подростков часто выдают замуж по договору. Обычно это означает переселение в семью мужа и работу там. Мальчикам чаще, чем девочкам делают прививки и оказывают медицинскую помощь в больницах. Девочки чаще мальчиков пропускают занятия в учебных заведениях. Мы с сёстрами каждый день после учёбы шьём футбольные мячи. Это очень утомительная работа, почти не оставляющая времени на приготовление уроков. А нас считают нежными и слабыми. Может быть, при другой судьбе я была бы неженкой.

ПЁТР: Я – цыган; нас в России около 180 тысяч. Большая часть цыган в России уже осела и стала жить в своих домах, но многие еще ведут кочевой образ жизни. В отличие от оседлого населения, моя семья предпочитает ездить табором по стране. У нас есть свой язык, свои традиции и обычаи. Наш образ жизни совсем не такой, как у оседлого населения. Табору могут не разрешить останавливаться, в каком - то месте. Иногда я чувствую, что некоторые люди не хотят, чтобы я находился рядом с ними. Меня даже могут называть преступником без всякой причины. Возможно, люди просто не понимают, что, хотя мы и живём по – другому, мы такие же граждане, как и они.

5.ЮБИЛЕЙНАЯ ДАТА:

Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он – человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человек. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и  взаимосвязаны. Они универсальны, то есть применимы к людям во всём мире, причём без ограничений во времени. После окончания Второй мировой войны в 1945 году, была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс - Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире – Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества.

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.

Этот небольшой по объёму документ стал гимном человеку, его достоинству и самоценности.

6.КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ «ДЕКЛАРАЦИЯ»:

Группы готовят защиты своих кластеров по тексту документа, где на ватман выписывают права своего кластера и определяют их сущность:

  1. Правовая защита гражданских прав (отв. начальник отделения дознания.)
  2. Политические права (отв. классный руководитель.)
  3. Социально – экономические (отв.  старший инспектор ПДН)
  4. Ограничения прав и обязанностей (отв.  начальник и старший инспектор УИИ-54)

7.АУКЦИОН «ЗАЩИТА ПРАВ»:

Все группы покупают за жетоны задания, им необходимо определить в каких из перечисленных ситуаций имеет место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права, а гости определяют, верно, ли ответили подростки

  1. Учащиеся 3-го курса отобрали мобильный телефон
  2. Учитель на уроке обозвал ученика
  3. Ученик выразился матом на учителя
  4. Два одногруппника подрались между собой и нанесли друг другу увечья
  5. Милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом  родителям
  6. В поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь
  7. Вас не включили в избирательный список по выборам депутатов

8.ТРЕНИНГ «ПРАВА»:

Разложить участникам карточки с правами вдоль «Линии жизни» там, где конкретные права нужны больше всего.(Приложение статей с правами)

9.РЕФЛЕКСИЯ:

Что мне дало сегодняшнее занятие? (Участники по цепочке делятся своим мнением).