Цели урока:
- Формировать представление о мужском, женском и среднем родах имен существительных;
- Развивать умение распознавать род существительных в форме единственного и множественного числа;
- Развивать связную речь.
Оборудование:
- А.В. Верниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Демина, учебник русского языка,3 класс;
- сигнальные карточки;
- рисунки цветков с лепестками;
- рисунки домиков;
- напечатанные слова.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.
2.Проверка домашнего задания с помощью диктанта
-Для начала проверим домашнее задание. У вас на партах лежат цветки. Я сейчас буду диктовать слова (из домашнего упражнения). Каждое слово вы записываете на одном лепестке. Затем эти цветки положите в свои тетради, а я потом проверю.
(снег, темнеет, льдинки, на окне, на стене)
3.Минутка чистописания
-А сейчас подготовим наши ручки для того, чтобы наше письмо на уроке было красивым. Для этого проведем минутку чистописания. Посмотрите на доску и запишите в свои тетради соединения букв, слова. При этом вспомните, о чем мы должны помнить при письме.
(высота букв, наклон букв, расстояние между буквами, виды соединений)
Не забудем и про правильную посадку.
-нн гг лн де лд
-неделя понедельник месяц
(В это время прохожу по классу и смотрю, чтобы дети выполняли все эти критерии)
-Ребята, а что за слова вы записали? (словарные слова)
-Есть ли среди этих слов слово, с которым мы еще не знакомились? (неделя)
-На что мы должны обратить внимание? (пишется с гласной Е, читаем СЕВОДНЯ.)
-Запишите это слово в свои словарики.
Назовите шестой звук в этом слове (н), дайте ему полную характеристику (согл., мягк., непарн, сонорн.)
-Составим с этим словом предложение (составляют дети устно)
4.Работа с изученным материалом
-Ребята, давайте вспомним, с какой частью речи мы с вами познакомились на прошлых уроках?
(имя существительное)
-Что мы знаем о нем?
(изменяется по числам)
-А теперь мы с вами немного поиграем.
Игра заключается в следующем: один из вас называет имя существительное в единственном числе, а ваш сосед по парте называет это же существительное, но уже во множественном числе.
5.Введение в новую тему
-Хорошо, молодцы. А вот возьмем существительное ПАРТА.
Ребята, это существительное ассоциируется у вас с мальчиками или с девочками?
А как вы считаете, почему? Кто может ответить? ( подсказываю детям: можем подставить слова ОНА МОЯ).
А с мальчиками какие слова у вас ассоциируются? (стул, дом, мел)
-Какие слова можем подставить к этим словам? (ОН МОЙ).
-Подставьте к существительному НЕБО слова (ОНО МОЕ).
-Так вот, ребята, каждое из этих слов, оказывается, имеет свой род. О том, к какому роду относится то или иное имя существительное, мы с вами и узнаем сегодня на уроке.
И тема нашего сегодняшнего урока так и звучит.
(открываю доску, и читаем вместе с детьми– Род имен существительных )
Вместе с тем мы с вами должны достичь следующих целей (записаны на доске).
-Вот мы и узнали, что каждое имя существительное имеет свой род.
Как вы думаете, к какому роду мы можем отнести имя существительное, если подставим к нему слова “он мой”?
(ответы детей)
-Правильно, это существительные мужского рода. Тогда слова “она моя” мы подставляем к существительным (отвечают дети: женского рода). А те существительные, к которым мы подставляем слова “оно мое”, относятся к существительным среднего рода.
Давайте попробуем вывести правило: какого рода бывают имена существительные и как определить род имени существительного. (отвечают дети)
А теперь сверим свои выводы с правилом, данным в учебнике (читает хорошо читающий ученик).
Над именами существительными мужского рода будем ставить м.р., женского рода – ж.р., среднего – ср.р.
6. Физкультминутка
(Читаю стихотворение, дети выполняют движения, соответствующие содержанию стихотворения)
Солнце спит, небо спит,
Даже ветер не шумит. (дети кладут голову на сложенные на парте ручки и закрывают глаза)
Рано утром солнце встало, (встают из – за парт)
Всем лучи свои послало. (поднимают ручки вверх, потягиваются)
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок
И деревья раскачал. (машут поднятыми руками)
Дождь по крышам застучал. (барабанят пальчиками по столу)
Солнце клонится все ниже, (садятся за парты)
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик. (закрываются ручками)
7. Работа с новым материалом по учебнику
-В учебнике в упражнении 169 дан рисунок. Вы внимательно посмотрите на предметы и скажите, к какой части речи относится каждый из них.
(отвечают дети)
-Правильно, это имена существительные. Сейчас вы их распределите по родам. На доске вы видите три домика. Жителями первого домика являются имена существительные мужского рода, второго домика – женского рода, третьего – среднего. У доски лежат карточки со словами из упражнения. Сейчас ученики первого ряда найдут жителей первого домика, среднего ряда – второго домика, третьего ряда – жителей третьего домика. А чтобы вам было легче, обратите внимание, что каждый домик уже имеет слова – помощники (он мой, она моя, оно мое).
(ученики выполняют задание по рядам: каждый ученик ряда подходит к доске, находит карточку с нужным существительным и поселяет ее в свой домик)
-Молодцы, справились быстро. Давайте проверим, нет ли ошибок (взаимопроверка по рядам).
-Следующее задание – определить род имен существительных из упражнения 164. Это мы делаем по цепочке. Итак, начинаем. Если вы вдруг заметите ошибки, поднимайте сигнальную карточку и исправляйте.
8. Самостоятельная работа
Дальше вы будете работать по группам.
(дифференцированная работа по группам)
В упражнении 167
I группа вставляет вместо точек подходящие по смыслу имена существительные, выделяет в них окончания;
II группа, кроме этого задания, должна обозначить род имен существительных;
А у III группы задача самая сложная: кроме заданий первой и второй групп, она должна разобрать выделенные слова по составу и устно составить с любым словосочетанием предложение.
Итак, за работу.
(во время работы учеников хожу по классу и помогаю детям, которым что – то непонятно)
9. Проверка самостоятельной работы
-Я вижу, вы закончили. Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.
(читают по одному ученику из группы. Если что – то неправильно, дети друг друга исправляют)
10. Гимнастика для глаз
-Вы, наверное, немножко устали. Давайте сделаем гимнастику для наших глазок.
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4 – 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
4. Написать глазами буквы о, х, ш, цифры 3, 8.
11. Продолжение знакомства с новым материалом
-Запишите, пожалуйста, в своих тетрадях слово цветы и определите его род. Я вижу, это задание вызвало у вас затруднения. А почему?
(дети отвечают, что это имя существительное стоит во множественном числе)
-Может быть, кто – нибудь из вас догадается, как определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе?
(отвечают дети)
-Правильно. Об этом говорится в правиле на странице 87 нашего учебника.
(правило читает учитель)
-Прочитайте сейчас самостоятельно упражнение 165 и в тетради выпишите имена существительные, которые стоят во множественном числе, и определите их род.
(один из учеников выполняет задание у доски с объяснением. Дети сверяются с доской)
12. Закрепление нового материала
-Сейчас я прочитаю вам стихотворение Л.Гаврилова “Сочинение”, а вы внимательно послушайте (упр. 168).
-Так почему медведя называют Топтыгиным?
(отвечают дети)
-Что он должен был написать в своем сочинении?
(отвечают дети)
-Найдите в этом стихотворении существительные женского рода, мужского и среднего.
Найдите в нашем классе существительные и определите их род.
13. Итог урока
-Итак, ребята, над какой темой мы работали сегодня на уроке?
(отвечают дети)
-Как вы считаете, выполнили ли цели урока?
(отвечают дети)
14. Домашнее задание
-Молодцы, поработали вы хорошо. Дома выполните упражнение 169 (задание в нем несложное) и выучите правила на странице 86, 87.
Спасибо за урок.