Оборудование: микропрепараты: растительная клетка, вольвокс, инфузория туфелька, чешуя лука, эвглена зеленая, животная клетка. Микроскопы, цифровой микроскоп, компьютер, мультимедиа. Таблицы: “Растительная клетка”, “Животная клетка”, “Бактериальная клетка”, “Грибы”.
Ход урока
I. Организационный момент.
(приветствие учителя)
II. Актуализация знаний.
Слово учителя:
- На прошлом уроке вы познакомились с особенностями строения прокариотических и эукариотических клеток, нашли сходство и различия в их строении.
Давайте обсудим следующие вопросы.
1. Работа по карточкам.
(Карточки раздаются 4 учащимся)
Карточка 1.
В чем особенность ДНК прокариот?
Карточка 2.
Чем в клетке бактерий заменены отсутствующие органоиды?
Карточка 3.
В чем биологическое значение спорообразования?
Карточка 4.
Что общего в строении клеток эукариот и прокариот?
2. Фронтальная работа.
Биологический диктант.
(Класс делится на 3 варианта. Учитель читает текст, на экране этот текст дублируется)
1 вариант. Выпишите организмы, ведущие
паразитический способ питания.
2 вариант. Выпишите организмы, ведущие
сапрофитный способ питания.
3 вариант. Выпишите организмы –
хемосинтетики.
Представители:
1 – возбудители тифа,
2 – молочнокислые бактерии,
3 – гнилостные бактерии,
4 – серобактерии,
5 – железобактерии,
6 – возбудители ангины,
7 – холерный вибрион,
8 – азотобактерии,
9 – уксуснокислые бактерии,
10 – возбудители чумы.
Поверка выполнения задания.
(Устные ответы обучающихся)
Задание 2:
На экране вы видите микропрепараты. Ваша задача - определить их название, к какому Царству они относятся.
На экране проецируются через цифровой микроскоп микропрепараты:
(1 – растительной клетки, 2 – вольвокса, 3 – инфузории туфельки, 4 – чешуи лука, 5 – эвглены зеленой, 6 – животной клетки, 7 – сенной палочки, 8 – дрожжей)
Поверка выполнения задания.
(Устные ответы обучающихся)
Слово учителя
- Мы вспомнили особенности строения клеток прокариот и эукариот, нашли сходство и различия в их строении. Выяснили, что все живое состоит из клеток.
III. Изучение нового материала.
Слово учителя
- Перечислите основные положения современной клеточной теории.
(Устные ответы обучающихся)
Слово учителя
- На уроке мы остановимся на одном из них. Как вы думаете, на каком из них?
(Устные ответы обучающихся)
Слово учителя
Верно. Тема урока “Сходство и различие в строении клеток растений, животных, бактерий и грибов”.
Сегодня на уроке вам необходимо сравнить строение растительной, грибной, бактериальной и животной клетки.
У вас на столах лежат инструкции по выполнению лабораторной работы.
Лабораторная работа (Слайд 8)
“Изучение строения растительной, грибной, бактериальной и животной клеток под микроскопом”
Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, разведенные дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.
Ход работы (Слайд 9)
- Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки, рассмотрите их под микроскопом.
- Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
- Рассмотрите готовый микропрепарат клеток многоклеточного животного
- (клетки эпителиальной ткани).
- Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.
- Сравните между собой эти клетки. Ответьте в выводе на следующие вопросы:
- В чем заключается сходство и различие этих клеток?
- Каковы причины сходства и различия.
Поверка выполнения задания.
IV. Первичное закрепление изученного материала.
Слово учителя
- Перед вами лежат задания для каждой группы. На эту работу вам отводится 5 минут.
Задание 1. Найдите сходства и отличия в
строении у растительной и животной клетки.
Задание 2. О чем свидетельствует сходство в
строении клеток различных организмов?
Задание 3. О чем свидетельствует различие в
строении клеток различных организмов?
Задание 4. Докажите, что клетка является
основной структурной и функциональной единицей
живого.
Поверка выполнения задания
(Ответы обучающихся)
Слово учителя
- Какой вывод можно сделать?
(Ответы обучающихся)
V. Подведение итогов урока
Итак, мы расширили свои знания о строении клетки и пришли к выводу, что единство клеточного строения организмов находит подтверждение не только в сходстве строения различных клеток, но и в сходстве химического состава и метаболических процессов. Нуклеиновые кислоты, белки, процессы их синтеза и превращений универсальны и принципиально близки в клетках всех живых организмов.
VI. Выставление отметок.
Учащиеся сдают тетради с выполненной лабораторной работой.
VII. Домашнее задание.
Подготовить сообщения и презентации на темы:
"Строение и жизнедеятельность растительной клетки", "Строение и жизнедеятельность животной клетки ", "История создания клеточной теории".