Цели и задачи урока:
- В целях подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы повторить раздел “Лексика и фразеология”;
- Продолжить работу по развитию связной речи, формированию самостоятельного мышления, познавательных и творческих способностей, формированию информационно-коммуникативной грамотности.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.
На стенде и столах (в центре класса) – лингвистические словари, справочники, хрестоматии по русской литературе, на столах у учащихся карточки с высказываниями о русском языке.
Ход урока
Диалог с классом.
Этап – ИНДУКЦИЯ – создание эмоционального, интеллектуального настроя.
- Что вы видите на стенде и столах? (Учащиеся
читают названия словарей).
- Прочитайте высказывания, которые лежат у вас на
столах.
- “Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий” (В.Г.Белинский)
- Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, но и выразить самые разнообразные оттенки значения.
- “Сила и мощь слова зависят от того, как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет ею. Мы все несем ответственность за чистоту нашего языка” (Р.Кавецкая)
- “Слово в человеческом сознании заменяет предмет, выражая понятия” (В.Шкловский)
- Употребление синонимов и антонимов делает нашу речь более точной, яркой и разнообразной.
- В каждом языке есть слова, заимствованные из других языков.
- “Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно” (К.Паустовский)
- Как вы думаете, чему мы посвятим сегодняшнее занятие? (Лексике русского языка)
- Итак, вы сами назвали тему урока: “Лексика”. Сегодня перед нами задача – повторить тему “Лексика и фразеология”, еще раз убедиться в том, что именно в лексике проявляется богатство русского языка, словарный состав которого постоянно изменяется; вспомнить, что поколения русских людей, пользуясь русским языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, формах, словосочетаниях, предложениях и свою природу, и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни, к труду. Занятие будет необычным: мы будем работать по технологии педагогических мастерских.
Девиз мастерских таков: “Делай все по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам”. И помните слова Я.А.Коменского: “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию”.
Первый этап – ИНДУКЦИЯ – позади.
Переходим ко второму этапу – САМОКОНСТРУКЦИИ (индивидуальной работе по заданной проблеме).
Лексика русского языка представляет собой сложную систему, состоящую из различных по происхождению, по сфере употребления и стилистической значимости групп слов. Исконно русские и заимствованные, архаизмы (историзмы) и неологизмы, профессиональные слова, диалекты, фразеологизмы (устойчивые сочетания) – все это хранилище человеческой мысли, связь времен и поколений, культура народа, который создал все это богатство и хранит.
Задача каждого – собрать воедино свои знания по теме. Результатом работы могут быть опорные конспекты, таблицы, сочинения, интервью, диалоги, отражающие разделы лексики и употребление ее в различных стилях речи (книжных: научном, публицистическом, художественном, официально-деловом – и разговорном). Каждая группа принимает участие в создании мультимедийной презентации.
Напутствием пусть будут слова Л.Н.Толстого: “Знание – только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти” – и Б.Шоу: “Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность”.
Этап – СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (групповая работа по решению определенной проблемы).
Под музыку учащиеся берут сигнальные карточки (разных цветов) и распределяются по группам.
Помните: “Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое” (Шопенгауэр).
В итоге определяются творческие группы, которым предстоит подготовить работы по следующим направлениям:
- Словарная система русского языка.
- Происхождение и употребление слов.
- Слово о словах.
В течение часа группы учащихся готовят работы. В классе звучит музыка. В распоряжении ребят учебная, справочная и энциклопедическая литература, словари, хрестоматии. Им предоставлена возможность использовать цифровой фотоаппарат. Каждая группа имеет в наличии фломастеры, белую и цветную бумагу. Мастер (учитель) также готовит свою работу. Четверо учащихся (по одному из каждой группы) садятся к компьютеру. Их задача – создать слайды.
Этап СОЦИАЛИЗАЦИЯ – выступление членов каждой группы и мастера с вариантами обсужденных решений.
Этап АФИШИРОВАНИЕ (вернисаж) – представление всех работ.
В результате совместной деятельности всех членов группы были подготовлены следующие работы.
Отчет первой группы.
Учащиеся обобщили знания о синонимах, антонимах, омонимах, их разновидностях, многозначных словах. Привели примеры использования многозначных слов в научном, публицистическом, художественном стилях.
СЛОВАРНАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА | Слова, имеющие несколько значений. | Сияла ночь. Луной был полон сад. Луна – спутник Земли. |
СИНОНИМЫ контекстуальные |
Слова, близкие или тождественные по своему значению | Солнце работает без отдыха. В этом главная прелесть, незабываемое очарование полярного лета. (Г.Ушаков) |
АНТОНИМЫ лексические |
Слова, имеющие противоположное значение | “Война и мир” (Л.Н.Толстой) “Отцы и дети” (И.С.Тургенев) “Толстый и тонкий” (А.С.Чехов) “Дни и ночи” (К.Симонов) Они сошлись. Волна
и камень, А.С.Пушкин |
ОМОНИМЫ омофоны |
Слова, совпадающие в написании, звучании, но разные по значению | У которых есть, что есть, - уже подчас не
могут есть. Р.Бернс |
УПОТРЕБЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ В РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЯХ РЕЧИ
ПРИРОДА.
1) В широком смысле – все сущее, весь мир в
многообразии его форм.
2) Объект естествознания.
3) Совокупность естественных условий
существования человеческого общества.
(“Энциклопедический словарь”)
По моему глубочайшему убеждению, XXI век должен быть веком гуманитарной культуры. Её доминанта обязательна. Технике должна быть определена чётко служебная роль. Ведь природа миллионы лет сама управлялась со своими трудностями, рождала жизнь в любых условиях. Природа – чудо из чудес, и человек – высшая точка в развитии природы.
Д.С.Лихачев
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.С утра обременённая работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.
Н.Заболоцкий
Отчет второй группы.
В своем выступлении учащиеся рассказывают об архаизмах, историзмах, неологизмах, диалектных, общеупотребительной лексике, диалектных словах, исконно русской и заимствованной лексике, показывают различие между историзмами и архаизмами. Ответ иллюстрируется примерами из художественной литературы.
Группы слов по происхождению и употреблению | Примеры |
ИСТОРИЗМЫ | Почему старинный, прочный, но неуклюжий и тяжелый берлин лучше прочной же, но легкой и красивой кареты? (В.Г.Белинский) |
АРХАИЗМЫ | Сей монумент ваятельного искусства есть один из лучших в Париже. (Н.Карамзин) |
НЕОЛОГИЗМЫ | Совесть, ослепшая спозарань… (А.Вознесенский) |
ДИАЛЕКТИЗМЫ | Смотри ты, какая завируха поднялась. (С.Я.Маршак) |
ИСКОННО РУССКИЕ СЛОВА | И чтец, и жнец, и на дуде игрец. |
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА | Сей заслуженный танцмейстер имел лет пятьдесят от роду. (А.С.Пушкин) |
СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ | Восстань, пророк, и виждь, и внемли. (А.С.Пушкин) |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА | Сгреб отгребщик уголь вон, вбил крепильщик клетки, а по штрекам коногон гонит вагонетки. (В. Маяковский) |
ТЕРМИНЫ | А на всякий там цейтнот существует сила духа и красивый апперкот. (В.Высоцкий) |
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ | Посередь-то высшего общества не сесть бы в лужу. (А.В.Сухово-Кобылин) |
Диалектные слова в художественных произведениях подчеркивают индивидуальный облик русской деревни. Ярко и образно это выразил А.Яшин в своем стихотворении.
Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка, фыпики – снегири,
Дежень, воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.Возилкой неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком,
Клюкву – журавлихой.Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять,
И есть ли такие средства?
А.Яшин. “Родные слова”
УПОТРЕБЛЕНИЕ АРХАИЗМОВ В РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЯХ РЕЧИ.
Аршин (тюрское – аршын)
- Русская мера длины, равная 0,71м, применявшаяся до введения метрической системы.
- Линейка такой длины с нанесёнными делениями на четверти и вершки.
Словарь русского языка.
Как аршин проглотил.
Мерить на свой аршин.
Видеть на три аршина над землёй.
(Фразеологический словарь)
В воротах стоит избочась торговка полотном, за спиною у неё тяжёлый узел, в руке железный аршин.
(М.Горький)
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Ф.Тютчев)
Отчет третьей группы.
СЛОВО О СЛОВАХ.
Учащиеся обращаются к стихотворению в прозе И.С.Тургенева “Русский язык”, к высказываниям М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина.
Слово – это и звук, и смысл. Слова обозначают предметы жизни, но родилось слово для того, чтобы связывать человека с человеком, со всеми людьми, а всех людей с жизнью и её смыслом. (В.Непомнящий)
Русский язык
(стихотворение-импровизация в авторском
исполнении)
Язык правдивый и свободный,
И величав он, и могуч.
С.Сергеев-Ценский
С культурным наследием предков
Мы приняли наш язык…
Как будто рукою меткой,
Он в жизнь нашу словом проник.Он так же, как Русь, безграничен,
Как ветр, от оков он свободен,
Как песнь соловья, мелодичен
И русской подобен природе…В язык наш внося новизну,
Его путеводную нить,
Сквозь жизни людей протянув,
Обязаны мы сохранить!
Отчет мастера.
Домашняя практическая работа по теме “Лексика и фразеология”
1.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых.
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
М.Лермонтов
Выполните лексический разбор выделенных слов.
2. Приведите примеры омонимов и многозначных слов.
3. Подберите антонимы к выделенным словам:
Поэт в России – больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.
Е.Евтушенко.
4. Объясните фразеологизмы:
вилами по воде писано, заговаривать зубы, нести околесицу, глас вопиющего в пустыне.
5. Язык, учение, мысль, вершина, беречь.
Приведите примеры употребления любого из указанных выше слов в различных стилях речи.
Подведение итогов.
Учитель. “Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух”, – утверждал В. Гумбольдт. Спасибо всем за интересные сообщения. Я думаю, что цели урока достигнуты. А как думаете вы? И мы переходим к последнему этапу – РЕФЛЕКСИИ. Я предлагаю вам поделиться впечатлениями о сегодняшнем уроке. (Учащиеся под музыку пишут свои отзывы, размышления).