Урок математики во 2-м классе по теме "Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания двухзначных чисел без перехода через десяток"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Отработать навык приёма письменных приёмов сложения и вычитания двухзначных чисел без перехода через десяток, закрепление решение задач изученных видов.

Оборудование: таблицы с алгоритмами, карточки с текстом задач, карточки с ребусами, рисунки парашютов, карточка “ вычислительная машина”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Ребята, какое у вас сегодня настроение? Улыбнитесь друг другу. Я думаю, что хорошее настроение останется у вас до конца урока.

2. Цель урока. Учитель. Ребята! Вы хотели бы сегодня на уроке математики отправиться в космическое путешествие?

Дети. Да.

Учитель. Но будьте внимательны, во время путешествия нам понадобятся знания письменных приёмов сложения и вычитания двухзначных чисел. Откройте тетради, запишите число.

3. Актуализация знаний.

У. - Кто знает, сколько планет вращается вокруг солнца?
Д. - 9 планет.
У. - Вспомним их название.
Д. (называют планеты).
У. - На какой планете мы живём?
Д. - На планете Земля.
У. - Мы живём на планете Земля, но сегодня отправимся в космическое путешествие во Вселенную. А отправимся мы в путешествие на ракете.

4. Устный счёт.

У. - Чтобы ракета взлетела нужно узнать код запуска двигателя. У вас на партах лежит “ вычислительная машина”, (карточка с пятью кружочками).

У. - В эту машину после каждого задания устного счёта будете записывать число в кружок. На экране вычислительной машины появится код. Итак, за работу!

61 73 46 84

- Какие числа записаны? (двузначные)
- Назовите число, в котором число десятков меньше, чем число единиц? (46)
- Запишите в первый кружок вычислительной машины, сколько в числе 46 десятков.

На доске.

- Найдите, в каком случае запись выражения верна. Номер записи запиши во второй кружок вычислительной машины.
- Решите задачу устно, а ответ запишите в третий кружок вычислительной машины.

(11-9=2)

- Выберите верное утверждение, номер запишите в четвёртый кружок вычислительной машины.

Компоненты при сложении называются:

  1. Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
  2. Первое уменьшаемое, второе уменьшаемое, сумма.
  3. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

- Что видите на доске?
- Цепочку.
- Что заметили?
- Состоит из двузначных чисел, есть круглые числа.
- Решите цепочку. Ответ запишите в пятый кружок вычислительной машины.

На доске.

На доску вывешивается код.

- Подымите руки у кого такой же код?
- А у кого другой? (ошибки разобрать).

Итог.

- Прочитайте код хором.
- Что вы можете сказать об этих числах?
- С помощью этого кода заведём двигатель ракеты.
- Итак! Внимание! Взлёт!

И наша ракета помчится вперёд. Встаньте.

Физкультминутка.

Завести моторы.
Соединить контакты.
Приготовиться к пуску.
4, 3 , 2 ,1, 0 . Пуск!

5. Сообщение исторических сведений.

- Каждый космонавт должен знать историю космоса.
- Кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно приземлился? (рассказы детей).

6. Закрепление изученного.

- По мере продвижения в космическом пространстве, мы летим в другие Галактики. Делаем остановку на планете “ Компьютерная ”. Ученики на этой планете выполняют вычисления только на компьютерах. Но сейчас компьютеры захватили космические пираты. Как помочь детям?

Д. - Научим их решать примеры без компьютеров.

На доске.

32+27;
78-36;
54+32;
69-18.

- Как удобно записать?
- В столбик.
- Вспомним алгоритм решения примеров в столбик. (один ученик рассказывает алгоритм решения примера на сложение, второй рассказывает решение примера на вычитание, третий и четвёртый примеры решают самостоятельно).

Итог. На доске два алгоритма.

- Чем отличаются эти алгоритмы?
- Что вы заметили?
-Чем похожи алгоритмы?

Итог.

- Ученики планеты “ Компьютерная” говорят вам спасибо, пираты им больше не страшны.
- Отправляемся на другую планету.

Физкультминутка.

Завести моторы.
Соединить контакты.
Приготовиться к пуску.
4,3,2,1,0. Пуск!

7. Решение задачи.

- В иллюминатор нашего корабля видна планета “Электронных сообщений”. Садимся на эту планету.
- Жители этой планеты получили сообщение и не могут понять, что это значит. (дана задача без вопроса)
- Прочитайте это сообщение самостоятельно.
- Что это как вы думаете?

Д.

- Это сообщение похоже на задачу, но нет вопроса.
- Что нужно сделать, чтобы это сообщение стало задачей?

Д.

- Нужно задать вопрос.
- Из каких частей состоит задача?

Д.

- Из условия, вопроса, решения, ответа.
- Самостоятельно задайте вопрос к задаче, запишите краткую запись, решение, ответ.

Проверка: два ученика у доски записывают каждый своё решение, ученики сверяют ответ.

Итог.

- Что вы можете сказать о задаче, которую решили?

Д. - Условие у задачи было одно, а вопросы задали разные. Поэтому и решения были разные.

Итог.

- Мы помогли жителям планеты “ Электронных сообщений”.

8. Работа в группах.

- Нам пора возвращаться на землю. Но что это? По дороге нас застал метеоритный дождь. Он выбил цифры в примерах. Вам нужно восстановить запись, разгадать ребусы. Работать будем по группам. Повернитесь, образуйте группы.

1 ряд – 2 группы:

2 ряд – 2 группы:

3 ряд – 2группа:

Проверка. 1 и 2 группы 1-го ряда меняются заданиями. Так же делают другие группы.

Итог. В каких группах были допущены ошибки? (дети объясняют друг другу).

Итог. - Мы благополучно миновали метеоритный дождь.

9. Работа по учебнику.

У. - Возвращаемся на землю на парашютах. Нужно приземлиться точно в цель. Откройте учебник на стр. 9 № 6. Прочитайте задание. Решать будем по вариантам.

1 вариант – 1, 2 пример.
2 вариант – 3, 4 пример.

Проверка фронтально.

1 вариант:

59
42

2 вариант:

86
25

Итог.

У. - Молодцы! Мы благополучно приземлились. Наше путешествие закончилось. Во время нашего путешествия вы часто пользовались алгоритмами сложения и вычитания. Давайте попробуем восстановить их.

На доске разные части двух алгоритмов.

Два ученика выходят к доске и восстанавливают два алгоритма.

У. - Молодцы!

10. Домашнее задание. Составить задачу о космосе, оформить на альбомном листе.

У. - Спасибо за урок.