Цели урока: Отработать навык приёма письменных приёмов сложения и вычитания двухзначных чисел без перехода через десяток, закрепление решение задач изученных видов.
Оборудование: таблицы с алгоритмами, карточки с текстом задач, карточки с ребусами, рисунки парашютов, карточка “ вычислительная машина”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Ребята, какое у вас сегодня настроение? Улыбнитесь друг другу. Я думаю, что хорошее настроение останется у вас до конца урока.
2. Цель урока. Учитель. Ребята! Вы хотели бы сегодня на уроке математики отправиться в космическое путешествие?
Дети. Да.
Учитель. Но будьте внимательны, во время путешествия нам понадобятся знания письменных приёмов сложения и вычитания двухзначных чисел. Откройте тетради, запишите число.
3. Актуализация знаний.
У. - Кто знает, сколько планет вращается
вокруг солнца?
Д. - 9 планет.
У. - Вспомним их название.
Д. (называют планеты).
У. - На какой планете мы живём?
Д. - На планете Земля.
У. - Мы живём на планете Земля, но сегодня
отправимся в космическое путешествие во
Вселенную. А отправимся мы в путешествие на
ракете.
4. Устный счёт.
У. - Чтобы ракета взлетела нужно узнать код запуска двигателя. У вас на партах лежит “ вычислительная машина”, (карточка с пятью кружочками).
У. - В эту машину после каждого задания устного счёта будете записывать число в кружок. На экране вычислительной машины появится код. Итак, за работу!
61 73 46 84
- Какие числа записаны? (двузначные)
- Назовите число, в котором число десятков меньше,
чем число единиц? (46)
- Запишите в первый кружок вычислительной машины,
сколько в числе 46 десятков.
На доске.
- Найдите, в каком случае запись выражения
верна. Номер записи запиши во второй кружок
вычислительной машины.
- Решите задачу устно, а ответ запишите в третий
кружок вычислительной машины.
(11-9=2)
- Выберите верное утверждение, номер запишите в четвёртый кружок вычислительной машины.
Компоненты при сложении называются:
- Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
- Первое уменьшаемое, второе уменьшаемое, сумма.
- Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
- Что видите на доске?
- Цепочку.
- Что заметили?
- Состоит из двузначных чисел, есть круглые числа.
- Решите цепочку. Ответ запишите в пятый кружок
вычислительной машины.
На доске.
На доску вывешивается код.
- Подымите руки у кого такой же код?
- А у кого другой? (ошибки разобрать).
Итог.
- Прочитайте код хором.
- Что вы можете сказать об этих числах?
- С помощью этого кода заведём двигатель ракеты.
- Итак! Внимание! Взлёт!
И наша ракета помчится вперёд. Встаньте.
Физкультминутка.
Завести моторы.
Соединить контакты.
Приготовиться к пуску.
4, 3 , 2 ,1, 0 . Пуск!
5. Сообщение исторических сведений.
- Каждый космонавт должен знать историю
космоса.
- Кто первым из землян облетел нашу планету и
благополучно приземлился? (рассказы детей).
6. Закрепление изученного.
- По мере продвижения в космическом пространстве, мы летим в другие Галактики. Делаем остановку на планете “ Компьютерная ”. Ученики на этой планете выполняют вычисления только на компьютерах. Но сейчас компьютеры захватили космические пираты. Как помочь детям?
Д. - Научим их решать примеры без компьютеров.
На доске.
32+27;
78-36;
54+32;
69-18.
- Как удобно записать?
- В столбик.
- Вспомним алгоритм решения примеров в столбик. (один
ученик рассказывает алгоритм решения примера на
сложение, второй рассказывает решение примера на
вычитание, третий и четвёртый примеры решают
самостоятельно).
Итог. На доске два алгоритма.
- Чем отличаются эти алгоритмы?
- Что вы заметили?
-Чем похожи алгоритмы?
Итог.
- Ученики планеты “ Компьютерная” говорят вам
спасибо, пираты им больше не страшны.
- Отправляемся на другую планету.
Физкультминутка.
Завести моторы.
Соединить контакты.
Приготовиться к пуску.
4,3,2,1,0. Пуск!
7. Решение задачи.
- В иллюминатор нашего корабля видна планета
“Электронных сообщений”. Садимся на эту
планету.
- Жители этой планеты получили сообщение и не
могут понять, что это значит. (дана задача без
вопроса)
- Прочитайте это сообщение самостоятельно.
- Что это как вы думаете?
Д.
- Это сообщение похоже на задачу, но нет вопроса.
- Что нужно сделать, чтобы это сообщение стало
задачей?
Д.
- Нужно задать вопрос.
- Из каких частей состоит задача?
Д.
- Из условия, вопроса, решения, ответа.
- Самостоятельно задайте вопрос к задаче,
запишите краткую запись, решение, ответ.
Проверка: два ученика у доски записывают каждый своё решение, ученики сверяют ответ.
Итог.
- Что вы можете сказать о задаче, которую решили?
Д. - Условие у задачи было одно, а вопросы задали разные. Поэтому и решения были разные.
Итог.
- Мы помогли жителям планеты “ Электронных сообщений”.
8. Работа в группах.
- Нам пора возвращаться на землю. Но что это? По дороге нас застал метеоритный дождь. Он выбил цифры в примерах. Вам нужно восстановить запись, разгадать ребусы. Работать будем по группам. Повернитесь, образуйте группы.
1 ряд – 2 группы:
2 ряд – 2 группы:
3 ряд – 2группа:
Проверка. 1 и 2 группы 1-го ряда меняются заданиями. Так же делают другие группы.
Итог. В каких группах были допущены ошибки? (дети объясняют друг другу).
Итог. - Мы благополучно миновали метеоритный дождь.
9. Работа по учебнику.
У. - Возвращаемся на землю на парашютах. Нужно приземлиться точно в цель. Откройте учебник на стр. 9 № 6. Прочитайте задание. Решать будем по вариантам.
1 вариант – 1, 2 пример.
2 вариант – 3, 4 пример.
Проверка фронтально.
1 вариант:
59
42
2 вариант:
86
25
Итог.
У. - Молодцы! Мы благополучно приземлились. Наше путешествие закончилось. Во время нашего путешествия вы часто пользовались алгоритмами сложения и вычитания. Давайте попробуем восстановить их.
На доске разные части двух алгоритмов.
Два ученика выходят к доске и восстанавливают два алгоритма.
У. - Молодцы!
10. Домашнее задание. Составить задачу о космосе, оформить на альбомном листе.
У. - Спасибо за урок.