Ход мероприятия
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас в этот кабинет для того, чтобы познакомить с новым предметом, который в следующем году вам предстоит изучать. Мы думаем, что уже сегодня вам будет интересно узнать, чем занимаются на уроках химии.
Ведущий. Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса.
Ведущая. Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание.
Ведущий. Но значит ли это, что чудес на свете не бывает? Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное. Наука – вот истинная волшебница наших дней.
Ведущая. И уж если говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей, “индустрией чудесных превращений”.
Ведущий. Химия окружает нас повсюду. Что бы мы ни делали, что бы ни наблюдали вокруг – всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ, то есть химические реакции.
Учитель. Вы открыли кран, чтобы наполнить чайник, из крана потекла вода, но чтобы вода стала питьевой, ее подвергли неоднократной очистке, и при этом происходили различные химические реакции. Вы поднесли зажженную спичку к газовой горелке, повернули кран, и вспыхнуло голубоватое пламя – это тоже химическая реакция.
Ведущий. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаемы. Химия нас кормит, одевает и обувает Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.
Учитель. Давайте выслушаем мнение двух подружек о важности науки химии. (См. приложение 1)
Ведущий А начинать учить химию следует с химической азбуки – знаков химических элементов. Я просила вас с ними познакомиться. Вот и посмотрим сейчас, кто познакомился лучше.
Как в русском языке есть азбука, так и в химии каждый химический элемент обозначается химическим знаком, и без их знания невозможно изучение новой для вас науки. Сейчас мы проверим, кто лучше подготовился.
Учитель Вы разделились на две команды, чтобы поиграть и узнать много нового. Предлагаю назвать команды “Кислородики” и “Водородики”.
Проводим разминку и разгадаем кроссворд. За каждый правильный ответ в разминке дается 1 жетон.
Разминка, кроссворд.
Детская считалочка.
Здесь зашифрован текст детской считалочки. Подобрать ключ к шифру поможет периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Подсказка: пронумеруйте буквы алфавита по порядку от А до Я.
(См. Приложение 3, слайд 2,3).
Учитель. Сегодня – ваше первое знакомство с химией. Мы покажем вам некоторые фокусы, которые вы сможете, изучая химию, скоро проделывать сами Но прежде, чем приступить к выполнению опытов, мы должны познакомить вас с правилами техники безопасности. Вы должны знать, что можно делать в этом кабинете, а чего делать нельзя.
Ведущий. Прежде чем приступить к работе представляем вашему вниманию жертву химических опытов, не соблюдавшего технику безопасности.
Траурная музыка. Выходит мальчик – лицо в саже, волосы взъерошены, глаз перевязан черной повязкой.
Мальчик 7 класса:
Получил в пробирке газу,
К нему прибавил кислород,
А они взорвались сразу.
Стал ходить с повязкой – вот!
Учитель:
Ему хотелось волшебства
И он поджег два вещества.
Мальчик 7 класса:
Попробовать решил я кислоту
Налил себе ее я в чашку,
Внутри все жжет – пожарные бегут
Ну пожалейте вы меня бедняжку!
Учитель:
Сам виноват, умнее надо быть
Не все что видишь – можно пить.
Мальчик 7 класса:
Вы не думайте, друзья,
Что пришел так в школу я.
Выпала из рук пробирка –
На штанах осталась дырка.
Злая щелочь ткань разъела
Вот такое страшно дело!
Учитель:
Игра опасна с веществами.
Вы поняли теперь и сами
Чтоб к опытам нам приступить
Пришлось всем правила учить.
Правила техники безопасности.
Учитель. А сейчас, не забывая правила техники безопасности, проведем опыты.
Опыт “Костер без спичек”
Оборудование:
KMnO4 – перманганат калия.
H2SO4 – серная кислота,
концентрированная.
Ученик 1:
Стеклянная палочка.
Маленькая ступка с крышечкой, спиртовка, спички.
В чудесах химических очень я хитер
Без больших излишеств разведу костер!
Вот бы нашим предкам такие вещества
Жили б припеваючи, вот и все дела.
Опыт “Несгораемый платок”
Оборудование: стакан с водой, платок, спиртовка, спички, тигельные щипцы, спирт.
Учитель:
Платок удивительный вам покажу
В чем фокус попозже я все расскажу
В двух водах платочек прополощу
Возьму я спиртовку и все подожгу
О, чудо, платок мой весь уцелел
И жадный огонь ничего не поел
Разгадка проста и ответ мой простой
Я намочила платочек водой
Водою простой и “водой спиртовой”
Спирт весь сгорел – я огонь наблюдала
Вода, испаряясь, тепло забирала
Тем самым платочек она защищала.
Ведущий. А теперь пришла пора вам отгадывать загадки про вещества, которые вокруг нас. За правильный ответ команда получает жетон.
(См. Приложение 5, слайд 4,5).
Учитель. Продолжаем свой рассказ о химии. В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики. Они верили в магическую силу философского камня, который, по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия.
Ведущий. Среди алхимиков, искренне, бескорыстно и честно служивших науке, попадались и обманщики, использовавшие алхимию для собственной наживы. Из такого рода “артистов” алхимического обмана наиболее знаменательна фигура жившего в XVIII веке итальянца Джузеппе Бальсамо, известного под именем графа Калиостро. Он выдавал себя за современника Иисуса Христа, обладателя жизненного эликсира и философского камня.
Учитель. Сейчас я получу на ваших глазах из прозрачных веществ вино, лимонад и молоко.
Оборудование: Гидроксид натрия, фенолфталеин, соляная кислота, карбонат натрия, хлорид бария, сульфат натрия.
- NaOH + фенолфталеин
- HCl + Na2CO3
- BaCl2 + Na2SO4
Да, химики настоящие волшебники, может и вы, если свяжете свою жизнь и профессию с химией, станете великими учеными и изобретете настоящий “эликсир жизни”.
Ведущая. Проведем операцию прямо сейчас без боли и слез.
Опыт “Операция”
Оборудование: KCNS, FeCl3 , вата, скальпель.
Ученик 2:
Кому на отсечение конечности не жаль
Не бойтесь, не дрожите, гоните прочь печаль
Без боли оперируем, но крови будет много
Что будем резать: руку или ногу?
При каждой операции
Нужна стерилизация
Йодом смажем вас обильно
Чтобы было все стерильно
Не вертитесь-ка больной
“Врачу” скальпель дайте
Не качайте головой
Только наблюдайте
Посмотрите тонкой струйкой
Кровь течет, а не вода,
Но сейчас я вытру руку,
От разреза – ни следа.
Учитель. Надеюсь опыты вам понравились. В 8 классе вы их будете проводить сами. А сейчас подведем итоги нашего соревнования, посчитайте сколько жетонов вы заработали
Ведущий. Все молодцы! Вручаем вам медальки в память о сегодняшнем мероприятии.
Ода химии.
Химия смело простирает руки
В дела любой мирской науки.
И мы не можем жить сейчас
Без атомов, молекулярных масс,
Куда не кинешь взор – повсюду
Пришла она на помощь люду.
Везде есть химии заслуга:
И удобрения для луга,
И электричество в квартире,
И вот уж без нее не мыслят жизни в мире.
Но все ж при благах всех и чуде
Несет она опасность людям.
Нитраты в овощах и фруктах,
Во многих остальных продуктах
И загрязнение воды – все это химии плоды.
Но только мы понять обязаны,
Что химия для нас большой и сильный друг,
Что с ней навечно люди связаны.
И эту силу мы должны использовать с умом,
Чтоб нам же вдруг не стало горестно потом!
Используемая литература:
- Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 560 с.: ил. – (“Занимательные уроки”).
- Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8 – 9 классы (Серия “Шкала радости”) – Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”, 2002. – 320 с.
- Я познаю мир: Химия: Дет. энциклопедия/ Автор-составитель П.А. Савина. – М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2002. – 442 с.: ил.
- Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 96 с.: ил.
- Дайтова З.Д. Головоломки по теме “Первоначальные химические понятия” // Химия в школе. – 2007. - №8 – С.80.