Цель курса: подготовка обучающихся к освоению программ профильного обучения, воспитание гражданской позиции и ответственности перед школьным коллективом и обществом в целом.
Задачи курса:
- Воспитывать творческих, всесторонне-развитых, активных, социально зрелых личностей;
- Способствовать умению находить в жизни нравственные ориентиры;
- Повышать уровень языкового (речевого) развития обучающихся и стимулировать литературное творчество учащихся;
- Обучать школьников самостоятельному наблюдению над языковым материалом и редактировать написанный текст;
- Развивать у учащихся познавательный интерес к предметам гуманитарного цикла.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
Знать основные жанровые понятия (информация, очерк, интервью, репортаж, комментарий, рецензия, статья), средства эмоциональной выразительности ( метафора, эпитет, оксюморон, градация), лексико-синтаксические конструкции, характерные для публицистического стиля;
Уметь использовать полученные знания на практике, писать и редактировать статьи разных жанров;
Владеть коммуникативными знаниями и умениями.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Темы занятий | Количество часов | Вид работы | |||
всего | теория | практика | ||||
Введение. Журналистика как профессия. Сочинение как вид творчества. | 1 |
1 | Беседа. | |||
Раздел I Публицистические жанры и их особенности |
10 | |||||
1.1 | Информационные жанры. Заметка. Работа над основными частями. |
1 | 1 | Беседа. | ||
1.2 | Заметка. Факт, лежащий в основе заметки. | 1 | 1 | Творч. работа. Написание заметки на школьную тему. |
||
1.3 | Интервью. Логика и взаимообусловленность основных частей работы. | 1 | 1 | Беседа. | ||
1.4 | Интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-мнение. | 1 | 1 | Творч. работа. Взять интервью у интересного для вас человека. |
||
1.5 | Репортаж – картина событий на всех этапах его развития. | 1 | 1 | Беседа.
|
||
1.6 | Как добиться эффекта “присутствия” читателя на месте события. | 1 | 1 | Творч. работа. Написать событийный репортаж . |
||
1.7 | Художественно-публицистические
жанры. Зарисовка – сообщение в эскизной форме. |
1 | 1 |
Беседа. | ||
1.8 | Как сделать авторский набросок ярким, зримым. | 1 | 1 | Творч. работа. Написать “набросок” человека. | ||
1.9 | Очерк. Анализ формулировки темы. Ключевые слова. | 1 | 1 | Беседа. | ||
1.10 | Очерк. Как разграничить рассказ и очерк. | 1 | 1 | Творч. работа. Рассказать о фактах, действительно происходивших в жизни. |
||
Раздел II Советы юным журналистам от бывалых |
5 | |||||
2.1 | Как писать? Логика изложения и глубина аргументации. | 1 | 1 | Беседа. | ||
2.2 | Как скомпоновать материал? | 1 | 1 | Беседа. | ||
2.3 | От какого лица писать? Самостоятельная формулировка темы работы. | 1 | 1 | Беседа. | ||
2.4 | Как взять интервью? | 1 | 1 | Беседа. | ||
2.5 | Как взять интервью? | 1 | 1 | Творч. работа. Взять интервью у дежурного учителя. | ||
Раздел III Как создаётся газетный номер |
15 | |||||
3.1 | Обсуждение собранного материала. Работа над выразительностью речи в работе. | 1 | 1 | Мини-презентация. | ||
3.2 | Работа над газетными рубриками. | 1 | 1 | Разделение материала по рубрикам. | ||
3.3 | Макетирование будущей газеты. Распределение собранного материала по полосам. | 1 | 1 | Моделирование номера школьной газеты. | ||
3.4 | Компьютерный набор материала. | 1 | 1 | Набор текста для газеты. | ||
3.5 | Компьютерный набор материала. | 1 | 1 | Набор текста для газеты. | ||
3.6 | Кто такой корректор? Работа над стилистическими и речевыми ошибками. | 1 | 1 | Беседа-практикум. | ||
3.7 | Правка материала. | 1 | 1 | Правка набранного материала. | ||
3.8 | Вёрстка газеты. | 1 | 1 | Практическое руководство от инженера компьютерной вёрстки газеты “Ленинск ТВ” | ||
3.9 | Вёрстка газеты. | 1 | 1 | Вёрстка готового материала | ||
3.10 | Окончательная правка газетных полос. | 1 | 1 | Практикум по правке. | ||
3.11 | Выпуск газеты. | 1 | 1 | |||
3.12 | Экскурсия в редакцию газеты “Ленинск ТВ”. | 1 | 1 | Беседа с редактором газеты “Ленинск ТВ”. | ||
3.13 | Экскурсия в редакцию газеты “Ленинск ТВ”. | 1 | 1 | Репортаж с места “события”. | ||
3.14 | Сбор материала для творческой работы. | 1 | 1 | Работа над творческим отчётом. | ||
3.15 | Сбор материала для творческой работы. | 1 | 1 | Работа над творческим отчётом.
|
||
Раздел IV Повторение изученного за год. Подумай, вспомни, сотвори. |
||||||
4.1 | “Круглый стол”. Творческий отчёт о проделанной работе. |
1 | 1 | Презентация творческой работы. |
||
4.2 | “Круглый стол”. Рецензирование творческих отчётов. |
1 | 1 |
|
||
4.3 | Изготовление памятных буклетов для выпускников школы. | 1 | 1 | Создание буклетов. | ||
4.4 | Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Планы на следующий год. | 1 | 1 | Беседа. | ||
Итого: | 34 | 13 | 21 |
Содержание программы
Введение. Журналистика как профессия. Сочинение как вид творчества.
Раздел I. Публицистические жанры и их особенности.
1.1 Информационные жанры.
Заметка. Работа над основными частями заметки.
1.2 Заметка. Факт, лежащий в основе заметки.
1.3 Интервью. Логика и взаимообусловленность
основных частей работы.
1.4 Интервью-монолог, интервью-диалог,
интервью-мнение.
1.5 Репортаж – картина событий на всех этапах его
развития.
1.6 Как добиться эффекта “присутствия” читателя
на месте события.
1.7 Художественно-публицистические жанры.
Зарисовка – сообщение в эскизной форме.
1.8 Как сделать авторский набросок ярким, зримым.
1.9 Очерк. Анализ формулировки темы. Ключевые
слова.
1.10 Очерк. Как разграничить рассказ и очерк.
Раздел II. Советы юным журналистам от бывалых.
2.1 Как писать? Логика изложения и глубина
аргументации.
2.2 Как скомпоновать материал?
2.3 От какого лица писать? Самостоятельная
формулировка темы работы.
2.4 Как взять интервью?
2.5 Как взять интервью?
Раздел III. Как создаётся газетный номер.
3.1 Обсуждение собранного материала. Работа над
выразительностью речи в работе.
3.2 Работа над газетными рубриками.
3.3 Макетирование будущей газеты. Распределение
собранного материала по полосам.
3.4 Компьютерный набор материала.
3.5 Компьютерный набор материала.
3.6 Кто такой корректор? Работа над
стилистическими и речевыми ошибками.
3.7 Правка материала.
3.8 Вёрстка газеты.
3.9 Вёрстка газеты.
3.10 Окончательная правка газетных полос.
3.11 Выпуск газеты.
3.12 Экскурсия в редакцию газеты “Ленинск ТВ”.
3.13 Экскурсия в редакцию газеты “Ленинск ТВ”.
3.14 Сбор материала для творческой работы.
3.15 Сбор материала для творческой работы.
Раздел IV. Повторение изученного за год. “Подумай, вспомни, сотвори”.
4.1 “Круглый стол”. Творческий отчёт о
проделанной работе.
4.2 “Круглый стол”. Рецензирование творческих
отчётов.
4.3 Изготовление памятных буклетов для
выпускников школы.
4.4. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за
год. Планы на следующий год.