Использование кругов Эйлера на уроках истории при изучении Древней Греции в 5-м профильном гимназическом классе

Разделы: История и обществознание


Цель данной статьи – с наибольшей эффективностью рассмотреть и определить сложные для объяснения ученикам античные понятия, которые встречаются в программе пятого класса средней школы, и проследить отношения между этими понятиями. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

  1. Кратко охарактеризовать теорию круговых схем Леонарда Эйлера;
  2. Выделить примеры сложных античных понятий, встречающихся в программе по истории для пятого класса средней школы при изучении Древней Греции;
  3. Представить их отношения с помощью кругов Эйлера для наиболее эффективного их усвоения и понимания учениками пятого класса средней школы.

Прежде чем перейти к решению поставленных задач, следует заметить, что данная статья предполагает, что учитель предоставляет учащимся углубленное изучение предмета в профильном гимназическом классе. Именно углубленное изучение предмета должны упростить применяемые педагогом круги Эйлера.

Все понятия находятся в определенных отношениях друг к другу. Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются “несравнимыми”, (например “монархия” и “меч”). Те понятия, которые имеют общие признаки, называются “сравнимыми”.

Сравнимые понятия делятся по объему на “совместимые” (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и “несовместимые” (объемы которых не совпадают ни в одном элементе).

Представим возможные сравнимые понятия в виде двух схем и проиллюстрируем их с помощью кругов Эйлера. Данные схемы будет служить определителем для отношения античных понятий.

Схема 1

В первом случае с помощью кругов Эйлера продемонстрированы тождественные понятии: “Геродот” и “автор Истории Греко-персидских войн в девяти книгах”. Эти понятия тождественны, поскольку только Геродот автор Истории Греко-персидских войн в девяти книгах и никто другой.

Второй случай представляет собой перекрещивающиеся понятия: “Аристократ” и “гражданин Афин”. Они перекрещивающиеся потому что не все аристократы граждане Афин. Есть ведь и аристократы Коринфа, Фив и других полисов. При этом несомненно, что некоторая часть от всех аристократов в Древней Греции была афинянами. Эта часть и показана пересечением кругов Эйлера. В то же время данные круги показывают, что не все граждане Афин были аристократами.

Третий случай представляет собой подчиняющие понятия. Так, несомненно, что в Древней Греции существовали разные виды воинов: гоплиты, пельтасты, всадники и др. В данном случае показано, что гоплит – это один из видов воинов в Древней Греции.

Схема 2

При соподчинении – объемы двух или нескольких понятий исключают друг друга, но принадлежат некоторому, более общему родовому понятию. Так по реформе Солона, граждане Афин был разделены на разряды по имущественному признаку. Феты и зевгиты исключают друг друга, но принадлежат более общему родовому понятию – “граждане Афин”.

Что касается противоположности, то при нем понятия являются видами одного и того же рода, но при этом одно из них не только отрицает признаки другого, но и заменяет их другими. Так понятие “демократия” отрицает признаки понятия “олигархии” и заменяет их своими признаками (например, отсутствие имущественного ценза при участи в политической жизни полиса и др.).

Наш опыт преподавания истории Древней Греции для учащихся пятого класса показывает, что учащимся данной возрастной группы сложно усвоить развернутое определение понятие “полис”.

Для начала определим данное понятие.

В учебниках истории для пятого класса понятие “полис” определяется как “город-государство” или даже “небольшое самостоятельное государство”. Ученики задают вопросы: “Что такое город-государство?”, “Как в город может входить сельская округа?” И они правы т.к. согласно правилам логики – в город не может входить сельская округа, но она может входить в полис. Учитывая специфику профильного гимназического образования, нам следует подробнее остановиться на термине “полис”.

Разберем определение классического греческого полиса.

В классическую эпоху (V-IV вв. до н.э.) слово “полис” было многозначно. В классическом греческом языке оно имело три основных значения: “город”, “государство” и “коллектив граждан”. Причем сами греки, поставили бы в этом триединстве на первое место не “город” (в принципе они допускали, что полис может и не быть городом) и не “государство”, а “коллектив граждан”, т.к. в каждом “полисе” они видели, в первую очередь, составляющих его живых людей, без которых это слово перестало бы иметь для них всякий смысл.

Приведем несколько фрагментов из источников, где ясно отражен данный взгляд на “полис”. Геродот, повествуя о споре между афинянином Фемистоклом и коринфянином Адимантом на военном совете греков перед Саламинским сражением (480 г. до н.э.), когда Афины были уже взяты персами, сообщает о Фемистокле, который заявил, что у его сограждан есть и город и земля, большие чем у коринфян, пока имеется у них снаряженными 200 кораблей, и нет такого эллинского народа, который мог бы отразить их нападение. Еще более красноречивым выглядит сообщение Фукидида, где афинский полководец и политический деятель Никий говорит что “государство (в греческом оригинале “полис” ) это люди, а не стены и не корабли без людей”.

Западные классицисты придерживаются подобного же взгляда на определение понятия “полис”, что и отечественные. Таким образом, мировое ученое сообщество сходится в своем определении понятия “полис”.

Для наиболее эффективного объяснения столь многозначного понятия для учащихся пятого класса можно прибегнуть к кругам Эйлера. Это позволяет также сопоставить античное понятие “полис” с современным понятием “город”, выделить общее и различие. Таким образом, учащиеся смогут полноценно понять многозначный термин “полис” и сравнить его с современным понятием “город”.

Многозначное понятие “полис” будет выглядеть с помощью кругов Эйлера следующим образом:

Во время объяснения материала следует подчеркнуть, что на схеме центральное место занимает именно “коллектив граждан”. Подобная “рожица” очень хорошо запоминается и воспроизводится учащимися. Этому есть несколько причин:

  1. Визуальное восприятие облегчает процесс запоминания;
  2. Эту схему, учащиеся переносят в тетрадь, тогда включается механическая память, что еще более эффективно отражается на процессе запоминания;
  3. Для современных учащихся пятого класса интернет не кажется чем-то неизвестным. В личных сообщениях с помощью интернета или SMS сообщениях, с помощью мобильного телефона присутствует знак – смайл, с которым вышеприведенная схема, несомненно, будет ассоциироваться. Таким образом, ассоциативное мышление учащихся также будет задействовано.

Надеемся, что данная технология использования кругов Эйлера на уроках истории поможет учителям истории, как она помогает автору данной статьи и его ученикам.