Урок-конференция по математике для учащихся 8–10-х классов по теме "Модуль и параметры"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • повторение и систематизация знаний и умений учащихся по графическому моделированию;
  • формирование у школьников навыков исследовательской деятельности, умений решать задачи с прикладной направленностью;
  • развитие логического мышления;
  • расширение кругозора учащихся;
  • приобщение интереса к предмету и творческой деятельности.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Метод работы: частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский.

Оборудование: ИКТ, презентация.

Дидактический материал: таблицы (графики функций, формулы); опорные сигналы (графики с модулем); модели (парабола, пучок прямых); карточки задания (рисуем по координатам).

План урока:

  1. Повторение (разминка)
  2. Графики функций, содержащие модуль или модули
  3. Графический способ решения уравнений с параметром и модулем
  4. Итоги урока

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ученикам объявляется тема урока, цели и план урока.

Модуль – одна из самых интересных и многогранных тем в математике. В школьной программе встречаются задания, содержащие модуль как задания повышенной сложности. Но на письменном экзамене за курс средней школы и на экзаменах в форме ЕГЭ содержатся задания, содержащие знак абсолютной величины. И практически все вступительные экзамены в ВУЗы содержат задания с модулем – это уравнения, неравенства и графики.

Следовательно, мы должны быть готовы к встрече с такими заданиями. Поэтому необходимо научиться решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. А мы знаем, что любое из этих заданий можно решить и графическим способом.

Для построения графиков функций используем:

  1. Определение модуля.
  2. Четность функции f(x) = f(-х) т.е. график четной функции симметричен относительно оси ординат;
  3. Узловые точки (точки, в которых значения переменной, при которых выражения, стоящие под знаком модуля, обращаются в нуль).
  4. Метод интервалов.
  5. Геометрическое преобразование графиков функции относительно координатных осей.

Предлагаем вашему вниманию некоторые приемы и способы построения графиков функций, содержащих знак модуля видов: у = f(|x|), у = |f(x)|, у = |f(|x|)|

Эти приемы и способы построения графиков функций, содержащих знак модуля будем применять для решения уравнений с параметром.

II. Разминка.

Выступления учащихся с сопровождением презентации.

Схематически построить график функций:

а) y=ax+b, где a и b – параметры; (см. Приложение 1)

б) y=ax2+bx+c, где a, b,c – параметры; (см. Приложение 2)

в) определить по данному графику функции y=(k/x-а)+ b каждое из чисел k, а и b (см. Приложение 3).

III. Построение графиков функций (выступления учащихся с сопровождением презентации)

1.1. Построение графика функции вида y=f(|x|) (Приложение 4)

Рассмотрим построение графика функции вида y=f(|x|). По определению модуля график этой функции состоит из двух графиков. График функции y=f(x) в правой полуплоскости и графика функции y=f(-x) в левой полуплоскости.

Функция y=f(|x|) – четная, так как |х|=|-х|, то f(x)=f(-x). График этой функции симметричен относительно оси ординат.

Следовательно, достаточно построить график функции y=f(x) для положительных х, а затем достроить его левую часть, симметрично правой части относительно оси ординат.

Рассмотрим несколько примеров.

  1. y=|x|.
  2. а) Строим график функции у=х для х >= 0;

    б) Строим для х < 0 часть графика, симметричную построенной относительно оси Оу.

  3. у=2|х|-2 – линейная функция.

а) Строим прямую у=2х-2 для х >= 0;

б) Отобразим симметрично относительно оси Оу.

1.2. Построение графика функции вида у=|f(x)| (Приложение 5)

Рассмотрим построение графика функции вида у=|f(x)|. Чтобы построить график таких функций, надо сначала построить график функции y=f(x) для всех х из области определения, затем участки графика, лежащие выше оси абсцисс и на оси Ох, оставить без изменения, а участки, лежащие ниже оси абсцисс, зеркально отразить относительно оси Ох.

Таким образом, графики данных функций расположены только в верхней полуплоскости.

Примеры.

  1. у=|х-3|.
  2. а) Строим прямую, график функции у=х-3;

  3. б) Часть графика нижней полуплоскости отобразим симметрично относительно оси Ох.
  4. у=|sinx|.

1.3. Построение графика функции вида y=|f(|x|)| (Приложение 6)

Для построения графиков таких функций поступаем так:

а) Строим график функции y=f(x) для x >= 0;

б) Отобразить построенную часть графика симметрично относительно оси ординат;

в) Участки полученного графика, лежащие ниже оси абсцисс, зеркально отразим относительно этой оси.

Таким образом, так как у >= 0 график расположен только в верхней полуплоскости (рис.1).

Примеры.

  1. y=|2|x|-3| – линейная функция.
  2. а) Строим прямую y=2x-3 для х >= 0;

    б) Полученный график отразим зеркально относительно оси ординат;

    в) Участки нижней полуплоскости отразим симметрично оси Ох.

  3. y=|1-1/|x|| – функция обратной пропорциональности.
  4. у=||х3|-2| – степенная функция.

IV.Решение задач. Выступления учащихся.

1. Задача с параметром. Задача из ЕГЭ (Приложение 7)

2. Уравнение с параметром (Приложения 8-10)

3. График функции, содержащей модули (Приложения 11-12)

4. Задача на определение значений функции (Приложения 13-15)

V. Практическая работа “Рисуем по координатам” (см. Приложения 16-17).

VI. Подведение итогов.

Умение выполнять задания, содержащие знак модуля и параметры, имеет большое практическое значение, т.к. любое из этих заданий можно решить и графическим способом. Как показывают наши результаты, применение знаний на практике по построению графиков функций, содержащих знак модуля, дает хорошую возможность сочетать “алгоритмический” подход с творческим поиском и анализом, что развивает все виды мышления.

Приложение