В последнее время психологи и педагоги вкупе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Отмечается, что негативные изменения экологической и социально – экономической ситуации в стране ухудшает соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, особенно младших классов, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. Просмотрев данные об уровне здоровья младших школьников за последние пять лет, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в нашей школе нет практически ни одного здорового ребенка младшего школьного возраста. Поступая в первых класс, дети приносят в школу целый “букет” хронических заболеваний.
Нейропсихологии утверждают, что специфические трудности, испытываемые младшими школьниками в усвоении программного материала, обусловлены недостаточной сформированностью отдельных функциональных систем психики. Дело в том, что у каждого из нас, как правило, все психические функции развиты в разной степени. Иногда неравномерное созревание у ребёнка высших психических функций связано с наследственностью или с индивидуальными особенностями развития мозговой деятельности. Итак, что же мешает или что затрудняет возможности ребёнка успешно усваивать школьные знания? Не будем забывать, что школьное обучение претерпело значительные изменения. Возрос уровень знаний и умений, необходимых ребёнку на начальных этапах обучения. Процесс познания интенсифицируется (постоянно растут объём знаний по каждому предмету и количество изучаемых предметов). В первую очередь в группу риска относительно неуспеваемости входят дети, перенесшие в раннем детстве черепно-мозговую травму, страдающие минимальной мозговой дисфункцией, возникшей в результате поражения головного мозга и других заболеваний центральной нервной системы.[1]
Итак, любая психическая деятельность обеспечивается совместной работой разных участков головного мозга. Каждый из них обеспечивает функционирование определённого звена психической деятельности, Так, специфический вклад в каждую функцию вносят левое и правое полушария головного мозга. Левое отвечает преимущественно за речь и двигательные функции правой руки, правое – за зрительно-пространственные восприятия и двигательные функции левой руки.
Лобные отделы мозга реагируют и контролируют любую психическую деятельность, влияют на мотивацию тех или иных действий. От них зависят побудительные силы деятельности ребёнка и формирование у него учебной мотивации. Патология или функциональная незрелость этих отделов проявляются в нежелании учиться, в повышенной отвлекаемости, неумении сосредоточиться на конкретном, даже коротком задании, невозможности выполнить его самостоятельно, хотя при постоянной организации и стимуляции педагога такое выполнение становится возможным. В более сложных случаях имеют место невозможность вербально-логического мышления (решения задач и счёта), не умение делать выводы и обобщения из прочитанного материала при сохранном, иногда почти дословном пересказе текста.
Недоразвитость височных отделов мозга затрудняет восприятие и запоминание вербального материала, замедляет формирование фонетического слуха (основы звукового анализа ), что мешает понимать прочитанное. Теменные отделы коры головного мозга позволяют человеку ориентироваться в окружающем пространстве, легко (без помощи калькулятора) автоматизировать счётные операции, а кроме того, прекрасно владеть тонкой моторикой правой руки, что проявляется в почерке. Затылочные отделы обеспечивают адекватное восприятие окружающего мира, хотя нарушение этой функции встречается редко.
Специфической функцией правого полушария является автоматизация любого двигательного навыка, что необходимо для формирования письма. Музыкальный слух, восприятие музыки и других неречевых стимулов (специфических предметных шумов), зрительная память - основные функции височных отделов правого полушария. Их недоразвитость может не позволить ребёнку, например, выучить японский язык, где для усвоение иероглифов необходима хорошая зрительная память. А вот незрелость теменных отделов этого полушария приводит к нарушению конструктивной деятельности, наглядно-конструктивного мышления, необходимых для освоения понятий геометрии, стереометрии, черчения. Отсюда и проблемы в их изучении.
Дефекты физического и психического
здоровья детей также могут послужить причиной
отставания, и это проблема начальных классов.
Физическое состояние здоровых детей не должно
игнорироваться при
рассмотрении условий, порождающих отставание.
Болезнь, ослабление
организма, утомление могут послужить причиной
отставания, вызвать такие его признаки, как
равнодушие к результатам учебной работы,
нежелание преодолевать трудности, отвлечение в
те моменты урока, когда требуется напряжение
мысли, прямое невыполнение заданий.
Педагогическая практика постоянно сталкивается с тем, что дети существенно отличаются друг от друга по таким характеристикам, как работоспособность, сосредоточенность, отвлекаемость внимания, запоминания, узнавания, актуализация знаний, скорость мыслительной деятельности. А также по динамическим особенностям эмоционально-волевой сферы.
Исследования показывают, что это обусловлено природными факторами – основными свойствами нервной системы. Все психически здоровые дети могут учиться в школе, успешно развиваться, однако, это осуществимо при условии, если каждый умеет использовать в учёбе сильные стороны психофизиологических особенностей и компенсировать за их счёт возможных отрицательных проявлений. Мне удалось выявить, что у сильных учащихся высокая подвижность нервной системы, а у слабоуспевающих - слабая и инертная. У учащихся со слабой и инертной нервной системой понижена мотивация учения.
Учет индивидуальных особенностей здоровья учащихся даст возможность усвоить программный материал каждому ученику.
Литература
- М. Максименко. Что мешает ребёнку учиться?
- М. Староходова. Мотивация на уроке.
- М. Староверова. Неуспешность в обучении: природные и социальные факторы и пути их коррекции.