Литературно-музыкальная композиция "Проводы казака в армию"

Разделы: Внеклассная работа


Оформление: в углу русская печь, кухонная утварь, прялка, вышитые скатерти, рушники, на столе самовар, пироги, сладости к чаю, на стене иконы. Ведущие и участники в казачьих костюмах.

1 ведущий: В наши дни, когда идет возрождение казачества всей России, возрождается доброе имя тружеников и воинов, защитников отечества. Мы хотим рассказать вам о жизни, традициях казачества в далекое дореволюционное время, о том, в чем сила, тайна казачества –это и богатырская сила, и удаль, стихийная жажда вольности, верность родине, любовь к земле, православие , память об ушедших, беспрекословное подчинение старшим.

2 ведущий: Чем привлекательно казачество? У казаков все

Красиво: песни и танцы; одежда; походка, чуть касающаяся земли; конь и его убранство; горделивая посадка в седле и гордый орлиный взгляд. Но в переломные исторические периоды, в годы революции и гражданской войны рушится вековой быт и традиции казачества, истребляются казачьи семьи.

1. Ты, выкорчеванное начисто,
Ты, изведённое под корень,
Былое русское казачество-
Не заживающее горе.

2. И память о тебе всезнайками
Заплёвана теперь по брови
Корят казачьими нагайками
Не помнят о казачьей крови.

3. Да, пусть тебе землёю плачено,
И пусть гордилась ты по праву-
Но сколько, же тебя истрачено
За триста лет российской славы!

4. Побеги Дуба Запорожского,
Ветвилась ты, с врагами споря,
От моря тёплого волошского
До Жёлтого лихого моря.

5. Каймило степь станицей Русскою,
Песками шло, текло рекою,
Яицкое и Оренбургское,
Донское, Волжское, Терское,
Сибирское и Черноморское,
Кубанское и Семиречье.

6. По всем границам барсом порскало,
Звенело дерзкой русской речью,
Цвело лампасом, шашкой лязгало,
Папаху набекрень носило
Амурское и Забайкальское
И сколько вас ещё там было.

(Р. Самарин)

Песня “Терская походная”

1 Ведущий: Казаки не только охраняли границы Российского государства. Нет в истории России ни одной крупной военной кампании , где не участвовали бы казаки. Они не только участвовали в войнах, которое вело Московское государство, но и самостоятельно боролись с могущественной Турецкой империей, с Польским королевством и с Крымским ханом.

При нашествии Наполеона на Россию казаки вышли на службу все поголовно от 17 до 60 лет, во главе с атаманом Матвеем Ивановичем Платовым.

Казачьи воинские части отличались очень высокими боевыми качествами. Ещё князья московские “за одного казака считали 10 стрельцов”

Проводы казаков на военную службу сопровождались интересными обрядами. Вся станица собралась для напутствий воинам - родные и близкие, соседи. Умудрённые опытом старики давали наказы молодым. Звучали старинные песни, притчи. Матери благословляли сыновей на праведное дело- защиту Отчизны. Народные предания тех лет, притчи и стихи, посвящённые уходящим на службу казакам. Вы услышите и увидите в сценке, которую покажут ребята нашего класса.

Звучит казачья песня.

Мать:

Проходите, гости дорогие!
Красному гостю - красное место!

Отец:

Всем вам будет приятно
Побывать у казака – молодца
Отбывающего на службу.

Мать:

У нас для каждого найдётся
И местечко и словечко.

Отец:

Проходите, красны девицы,
Казачки - славные.

Мать:

Проходите, добры молодцы,
Казаки удалые.

Отец:

Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли хватило места?

Мать:

Мы рады видеть вас у нас в горнице.
Выходит батюшка и читает молитву.
Гости поют песню “Ушёл казак на чужбину”.

Дед: (обращается к новобранцу) Дорогой внучек, уходя на строевую службу, послушай деда.

Древнее казачество представляет собой военный орден.

Высшими добродетелями были храбрость и целомудрие. Нарушение целомудрия каралось смертью. О целомудрии казаков рассказывает даже их печать - бегущий олень, раненный стрелой. В глубокой древности богиней Приазовья была Диана- богиня целомудрия, охранительница лесов и зверей, берегов Азовского и Чёрного морей. Некто Актеон, сын Аристея, охотник- иностранец, случайно увидел богиню во время купания, за что разгневанная богиня обратила его в оленя и пустила в него смертоносную стрелу.

Казаки сохранили в памяти народной миф о своей целомудренной богине Диане и о наказании нарушителя этой добродетели Актеоне. Эмблема, изображённая на

Казачьей войсковой печати гласит: “ Казак, блюди целомудрие, иначе будешь наказан как Актеон.”

Так вот, родной внучек, помни всегда : будь храбрым и целомудренным.

Песня “Эх, братцы – казаки”

Бабушка: Что такое казачество, спрашиваешь ты меня, внучек? Просто так, в миг один, не расскажешь. Нет, не только лампасы и лихости, и не алой черкески сукно, что свободными складками льётся, серебром отливая и чернью, и на солнце горя газырями… . Нет, не крымских барашков папаха, не нагайка с мудреною вязкой, что подчас под горячую руку по спине непокорной гуляет. Не седло с дорогою насечкой и не дедовской шашки калёной, вострый, иссини - серый клинок, не отцова щербатая пика и не дедов чекмень тёмно-синий….

Это всё - только внешнее, внучек, и не раз оно в жизни менялось, приходя и в веках исчезая… Не пойми меня накриво, голуба, - есть и в этом особая прелесть, и беречь это надо с любовью. Но не в этом суть - загляни поглубже, и внимательно, взглядом орлиным, приглядись, родной, к сердцевине. И ответит оно тебе словом, словом лёгким, как сон, как пушинка, но которое трудно даётся, разве только трудом, да кровью. Это слово- СВОБОДА, за это наши деды бились и своей солёной кровью напоили ковыльные степи. И ещё своим взглядом орлиным ты отыщешь заветное слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Не к сердцу ль казачьему приросло оно, слилось, застыло?

“ПРОИЗВОЛ” - незнакомое слово…

“СПРАВЕДЛИВОСТЬ”, “ПО ПРАВДЕ”, “ПО-БОЖЬИ” так решили судом народным, так по совести дело рядили.

Слово “ВЕРНОСТЬ” кровавою нитью пронизало историю нашу. Слово “ВЕРНОСТЬ” спиною широкой подпирало кремлёвские стены.

Верность крепкая, верность до гроба.

Так не забудь же, голуба, дорогой внучек, эти три слова вдали от родного дома: СВОБОДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ВЕРНОСТЬ.

Дядя: Дорогой племянник! Нам не стыдно отправлять тебя на строевую службу. Хотя тебе и 18 лет, а служить тебе 20 лет, но ты с детских лет через игры, рассказы, наши быт и обычаи обучился войсковому делу- обхождению с лошадью, владению оружием, ориентированию, умению заманить и перехитрить врага, выжить и приспособиться в любых климатических условиях.

В 3 года отец посадил тебя на коня, и я подстриг тебе чуб. Сегодня отправляя тебя на срочную службу, мы собрали всё, что тебе нужно: 2 черкески, 2 башлыка, шапку, шаровары, сапоги, 2 пары белья, кроме того, строевого коня, 2 перемётные сумы для белья и съестных припасов, торбу для овса, 2 уздечки, подковы с ухналями (гвоздями), седло, кинжал, шашку. Служи честно, не посрами нас: отца, мать, родственников, станичников.

Песня “Распрягайте, хлопцы, коней”

Тётка: Голуба моя, родной племянничек!

Некоторые считают, что казака отличается от других папаха да портупея, но не атрибутика суть казачества, хотя отношение к форме всегда было культурным и благоговейным. Казаки при всей амуниции бывают лишь на строевой службе - на сборах, в особых житейских случаях. Мы не ездим на базар в боевой шинели. Землю пашем, мешки таскаем в холщовой рубахе да суконных штанах. Без пагон. На любое дело тебя атаман пошлёт - самолично или его заместители, проведут элементарный строевой смотр. Упаси Бог тех казаков, кто “под шинелью” не опрятен. Наказание будет неминуемо и самое страшное - позорное отстранение неряхи от дела.

О культуре ношения формы заботится всегда атаман. Учти , дорогой племянничек, в форме особо честь блюди. Если ты совершишь преступление в форме - кара в 3 раза жестче.

Желаю тебе скорее вернуться домой, к родным и близким, в родную станицу.

Сестра: Мы - терские казаки иначе называемся гребенскими в зависимости от того, живём ли ближе к Тереку или к горному хребту(гребню).Стихотворение, что я тебе прочту , знали ещё при Иване Грозном, а со временем оно стало гимном Терского казачества.

Не из тучушки ветерочки дуют,
Ой, не дубравушка во поле шумит,
Но не серые гусюшки гогочут,
Ой, по-над бережком они сидючи.
Не сизые орлы во поле клекочут,
Ой, по поднебесью они летучи,-
То гребенские казаченьки,
Ой, перед Грозным царём гуторят:
- Ой, ты батюшка, ты
Наш царь Иван Васильевич,
Ой, православный ты наш Государь,
Как бывало ча, ты нас, царь-надёжа
Ой, скажи, да скажи нам, казакам,
Чем жалуешь ты нас, чем порадуешь?
Ой, чем одаришь нас, чем пожалуешь?
- Подарю я вам, гребенские казаченьки,
Ой, рекой Тереком, рекой быстрою,
Ой, все Горынычем со притоками,
От самого гребня до синя моря,
Ой, до синя моря, до Хвалынского.

Братик, не забывай Терек в станице нашей. Возвращайся. Мы будем тебя ждать.

Танец “Казачий перестук” - исполняет группа мальчиков.

Продолжение читайте здесь