Урок в 7-м классе по теме "Линейное уравнение с двумя переменными и его график"

Разделы: Математика


Цель урока: развивать умение строить графики линейного уравнения с двумя переменными, решать задачи, используя при составлении математической модели две переменные.

Форма: деловая игра.

Тип урока: урок закрепления знаний умений и навыков.

Дидактические цели:

  • Четкое формулирование задач.
  • Систематичность и последовательность.
  • Связь теории и практики.
  • Создание условий успешности учения учащихся.

Дидактические задачи:

  • Обеспечить в ходе урока повторение, закрепление основных понятий.
  • Развивать навыки культуры речи устной и письменной.
  • Развивать самостоятельность и трудолюбие
  • Учить выделять главное в ходе решения задач.

Методы обучения: практические.

По дид. задачам - урок-систематизация знаний; по характеру - частично-поисковый.

Задачи:

1 этап урока. Повторить что является решением линейного уравнения с двумя переменными, как определить корни из данных пар чисел.

2 этап урока. Повторить составление математической модели по условию задачи.

3 этап урока. Решить тест на определение корней уравнения с двумя переменными.

4 этап урока. Решить задачи, используя при составлении математической модели две переменные, переходя от математической модели к геометрической модели.

На 1 этапе урока провести устный фронтальный опрос что является решением линейного уравнения с двумя переменными, как определить корни из данных пар чисел (приложение 1, слайд 1).

На 2 этапе урока вспомнить составление математической модели реальной ситуации и этапы решения (приложение 1, слайд 2).

На 3 этапе урока (проверочный) решить тестовые задания и найти ответы по данному ключу (приложение 2).

На 4 этапе урока решить задачи, использовав для составления математической модели две переменные и построив затем графики соответствующих линейных уравнений, учитывая ранее изученные алгоритмы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

Работать сегодня будем несколько необычно, вся работа зашифрована – закодирована и чтобы узнать с чем предстоит работать надо разгадать слова. Пара чисел которая является решением уравнения 5х-4у-1=0 будет нужной нам буквой, для разгадывания слова (приложение 1, слайд 1).

3. Разгаданное нами слово «числа», и я предлагаю вам вспомнить как мы работали при составлении математической модели, составить несколько моделей по заданной словесной модели , используя при составлении две переменные Х и У (приложение 1, слайд 2).

4. И опять для вас загадка «С чем же мы продолжим работать дальше?». Для этого необходимо решить тест. Та пара чисел которая является решением соответствующего уравнения есть искомая буква для составления слова-отгадки. (Во время выполнения теста обучающиеся вспомнят работу с координатной плоскостью, приложение 2)

5. Разгаданное нами слово «задачи». Решим на уроке задачи, связанные с нахождением чисел применяя наш материал.

Сумма двух чисел равна 5, а разность 1. Найдите эти числа.

1. Составим математические модели, выделяя три этапа:

Первый этап

х+у=5
х-у=1

Фигурная скобка обозначает специальный термин система уравнений.

Второй этап. Работа с моделью.

Строим график уравнения х+у=5

1. х1=0
2. х2=1

у1=5
у2=4

(0;5)
(1;4)

(Приложение 1, слайд 3)

2. Строим график уравнения х-у=1

1. х1=0
2. х2=1

у1=-1
у2=0

(0;-1)
(1;0)

(Приложение 1, слайд 3, слайд 4)

Третий этап. Ответ на вопрос задачи.

Две прямые пересекаются в одной точке (3;2). А будут ли еще точки пересечения этих прямых? Нет, две прямые пересекаются в одной и только одной точке. Значит ответ на задачу «это числа 3 и 2».

Разность двух чисел равна 3. найдите эти числа, если известно, что уменьшаемое больше вычитаемого в 4 раза.

1. Составим математические модели, выделяя три этапа:

Первый этап

х-у=3
х-4у=0

Напоминаю, фигурная скобка обозначает специальный термин система уравнений.

Второй этап. Работа с моделью.

Строим график уравнения х-у=3

1. х1=0
2. х2=3

у1=-3
у2=0

(0;-3)
(3;0)

(Приложение 1, слайд 5)

2. Строим график уравнения х-у=1

1. х1=0
2. х2=4

у1=0
у2=1

(0;0)
(4;1)

(Приложение 1, слайд 5)

Третий этап. Ответ на вопрос задачи.

Две прямые пересекаются в одной точке (4;1). А будут ли еще точки пересечения этих прямых? Нет, две прямые пересекаются в одной и только одной точке. Значит ответ на задачу «это числа 4 и 1».

Подвести итог урока. Объяснение домашнего задания. Поблагодарить за урок.