Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Твои помощники — органы чувств"

Разделы: Начальная школа


Цели: дать представления о значении органов чувств в жизни человека, о необходимости охраны и бережного отношения к своему здоровью, особенно зрению, слуху; воспитывать и развивать память, внимание, умение слушать своего товарища.

Оборудование: магнитофон, медицинский халат, платок, красочные иллюстрации, предметы для проведения опытов (духи, конфета, лимон, апельсин, горячая и холодная вода в грелках, кактус, стакан с водой), выставка книг о здоровье.

Ход урока

1. Организация

На доске рисунки – предметные картинки (нос, глаза, уши, язык).

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- В какое множество можно объединить все эти элементы?
- Тело человека.
- Правильно, сегодня мы будем говорить о человеке, о его здоровье. Уши, нос, язык, кожа, глаза – их называют нашими помощниками. А почему, мы узнаем на уроке.

2. Сообщение новых знаний

Учитель: Ребята, а кто заботится о нашем здоровье? (Ответы детей)

- Правильно, это врач. Давайте немного отдохнем. Положите голову на парту, закройте глаза и послушайте хорошую музыку. (Звучит инструментальная музыка. Учитель надевает медицинский халат и шапочку.)

- Здравствуйте, Я доктор Пилюлькина. Я вам сегодня многое расскажу и покажу. Но сначала послушайте мою песенку.

(Учитель исполняет песню на мотив песни «Чему учат в школе»)

Я открою вам секрет
Лучше тайны в мире нет,
Расскажу, как сохранить свое здоровье
Как за глазками смотреть,
И как ушки поберечь
На уроке все узнаем непременно

Уши, руки, нос, глаза,
Нам без них никак нельзя
Ведь нужны они в учебе и работе,
Помогать как им всегда,
Сохранить их на года.
Все ответы на уроке вы найдете.

Учитель: Что вы поняли из моей песенки? (Ответы детей)

Учитель: Правильно, уши, глаза, нос, язык, кожа – это наши помощники. Их называют органами чувств. С помощью этих органов мы можем видеть, слышать, чувствовать вкус, запах, холод, боль. С помощью зрения человек видит, может рассматривать различные предметы. С помощью слуха читать, разговаривать, различать голоса. Кожа человека помогает ему воспринимать холод, боль, жару, а с помощью языка может различать сладкое и горькое, кислое и соленое. Хотите это проверить?

Проведем опыты (детям учитель поочередно завязывает глаза).

1. Определи на ощупь: (холодное, горячее, колючее)

Вывод: Какой орган помог нам это сделать?

2. Определи запах (духи, вода, апельсин)

Вывод:

3. Определи звуки (пение птиц, музыка, всплеск воды)

Вывод:

4. Определи вкус (лимон, варенье, конфета)

Вывод:

5. Определи на глаз (красивая иллюстрация, 7 различных цветов.) Кому особенно важно различать цвета? (Шофер, машинист, художник)

Вывод:

Общий вывод: Можно ли считать все эти органы нашими помощниками?

3. Закрепление

Минутка отдыха.

Предлагаю игру: я называю предмет, а вы указываете орган чувств: картина (глаза), горячая сковородка (кожа), и т. д.

Музыка, пушистый котенок, бензин, шелест листьев, лед, перец.

Работа с учебником.

Учитель: Чтобы пользоваться этими органами нужно о них заботиться. (Учебник Виноградовой «Окружающий мир», с. 27.

- Рассматривание иллюстраций. Мнение детей.

Упражнения. Как правильно сидеть при письме, при чтении, при просмотре ТВ?

Работа в тетради. С. 13. Помогите животным.

4. Обобщение

Загадываю загадки – предостерегалки (дети выбирают правильный ответ и прикрепляют к доске.)

1. Остренькая проволочка
Дырявая иголочка,
Остренький зубок
Береги-ка свой глазок.
(Иголка)

2. У меня есть лезвие
Острое, железное,
Обращайтесь осторожно
Ведь порезаться им можно.
(Нож)

3. Я железною ногою поверчу
По бумаге я окружность начерчу
А нога моя вторая – острие
И опасно натыкаться на нее.
(Циркуль)

4. С электричеством нам жить
Весело, прекрасно
Но вот нос в него совать
Страшно и опасно.
(Электролампочка, розетка)

5. Не ори ты другу в ухо,
Может он лишиться слуха,
А с глухим не поболтать,
Письма будешь лишь читать.
(Уши)

6. Как начнешь говорить, разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать,
Да пальцы беречь – не обваривать.
(Кипяток)

Учитель: Ну что же, ребята, вы молодцы. Не забывайте, что иногда очень нужные предметы в жизни, обижают на только детей, но и взрослых.

Игры в оставшееся время: «Холодно – тепло», «Угадай, чей голосок».

Выставка книг «Береги свое здоровье».

5. Итог урока

За хорошую работу на уроке доктор Пилюлькина угощает всех ребят витаминами.

Литература

  1. Учебник «Окружающий мир. 1 класс» (под ред.Н. Ф. Виноградовой), Изд. «Вентана – граф», М. 2006 г.
  2. Рабочая тетрадь «Учимся думать и фантазировать». 1 класс.