Цели: дать представления о значении органов чувств в жизни человека, о необходимости охраны и бережного отношения к своему здоровью, особенно зрению, слуху; воспитывать и развивать память, внимание, умение слушать своего товарища.
Оборудование: магнитофон, медицинский халат, платок, красочные иллюстрации, предметы для проведения опытов (духи, конфета, лимон, апельсин, горячая и холодная вода в грелках, кактус, стакан с водой), выставка книг о здоровье.
Ход урока
1. Организация
На доске рисунки – предметные картинки (нос, глаза, уши, язык).
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- В какое множество можно объединить все эти элементы?
- Тело человека.
- Правильно, сегодня мы будем говорить о человеке, о его здоровье. Уши, нос, язык, кожа, глаза – их называют нашими помощниками. А почему, мы узнаем на уроке.
2. Сообщение новых знаний
Учитель: Ребята, а кто заботится о нашем здоровье? (Ответы детей)
- Правильно, это врач. Давайте немного отдохнем. Положите голову на парту, закройте глаза и послушайте хорошую музыку. (Звучит инструментальная музыка. Учитель надевает медицинский халат и шапочку.)
- Здравствуйте, Я доктор Пилюлькина. Я вам сегодня многое расскажу и покажу. Но сначала послушайте мою песенку.
(Учитель исполняет песню на мотив песни «Чему учат в школе»)
Я открою вам секрет
Лучше тайны в мире нет,
Расскажу, как сохранить свое здоровье
Как за глазками смотреть,
И как ушки поберечь
На уроке все узнаем непременноУши, руки, нос, глаза,
Нам без них никак нельзя
Ведь нужны они в учебе и работе,
Помогать как им всегда,
Сохранить их на года.
Все ответы на уроке вы найдете.
Учитель: Что вы поняли из моей песенки? (Ответы детей)
Учитель: Правильно, уши, глаза, нос, язык, кожа – это наши помощники. Их называют органами чувств. С помощью этих органов мы можем видеть, слышать, чувствовать вкус, запах, холод, боль. С помощью зрения человек видит, может рассматривать различные предметы. С помощью слуха читать, разговаривать, различать голоса. Кожа человека помогает ему воспринимать холод, боль, жару, а с помощью языка может различать сладкое и горькое, кислое и соленое. Хотите это проверить?
Проведем опыты (детям учитель поочередно завязывает глаза).
1. Определи на ощупь: (холодное, горячее, колючее)
Вывод: Какой орган помог нам это сделать?
2. Определи запах (духи, вода, апельсин)
Вывод:
3. Определи звуки (пение птиц, музыка, всплеск воды)
Вывод:
4. Определи вкус (лимон, варенье, конфета)
Вывод:
5. Определи на глаз (красивая иллюстрация, 7 различных цветов.) Кому особенно важно различать цвета? (Шофер, машинист, художник)
Вывод:
Общий вывод: Можно ли считать все эти органы нашими помощниками?
3. Закрепление
Минутка отдыха.
Предлагаю игру: я называю предмет, а вы указываете орган чувств: картина (глаза), горячая сковородка (кожа), и т. д.
Музыка, пушистый котенок, бензин, шелест листьев, лед, перец.
Работа с учебником.
Учитель: Чтобы пользоваться этими органами нужно о них заботиться. (Учебник Виноградовой «Окружающий мир», с. 27.
- Рассматривание иллюстраций. Мнение детей.
Упражнения. Как правильно сидеть при письме, при чтении, при просмотре ТВ?
Работа в тетради. С. 13. Помогите животным.
4. Обобщение
Загадываю загадки – предостерегалки (дети выбирают правильный ответ и прикрепляют к доске.)
1. Остренькая проволочка
Дырявая иголочка,
Остренький зубок
Береги-ка свой глазок.
(Иголка)2. У меня есть лезвие
Острое, железное,
Обращайтесь осторожно
Ведь порезаться им можно.
(Нож)3. Я железною ногою поверчу
По бумаге я окружность начерчу
А нога моя вторая – острие
И опасно натыкаться на нее.
(Циркуль)4. С электричеством нам жить
Весело, прекрасно
Но вот нос в него совать
Страшно и опасно.
(Электролампочка, розетка)5. Не ори ты другу в ухо,
Может он лишиться слуха,
А с глухим не поболтать,
Письма будешь лишь читать.
(Уши)6. Как начнешь говорить, разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать,
Да пальцы беречь – не обваривать.
(Кипяток)
Учитель: Ну что же, ребята, вы молодцы. Не забывайте, что иногда очень нужные предметы в жизни, обижают на только детей, но и взрослых.
Игры в оставшееся время: «Холодно – тепло», «Угадай, чей голосок».
Выставка книг «Береги свое здоровье».
5. Итог урока
За хорошую работу на уроке доктор Пилюлькина угощает всех ребят витаминами.
Литература
- Учебник «Окружающий мир. 1 класс» (под ред.Н. Ф. Виноградовой), Изд. «Вентана – граф», М. 2006 г.
- Рабочая тетрадь «Учимся думать и фантазировать». 1 класс.