Цели:
- Изучить особенности и характерные черты населения Дальнего Востока, определить причины, влияющие на изменение численности населения региона. Расширить знания об особенностях, обычаях и традициях коренного населения Дальневосточного региона. Показать проблемы развития региона.
- Развивать умения работать со статистическими материалами и картами, выполнять тестовые задания.
Оборудование: Физическая, политико-административная карты России, карта плотности населения, карта народов России, компьютер, приставка мультимедиа, экран, атласы, тетради для диктантов, тетради с печатной основой.
Ход урока
1. Организационный момент.
Демонстрация слайда №1(Приложение1)
2. Географический диктант.
В тетрадях для диктантов под копирку пишется только ответ.
- Перечислите моря Тихого океана, омывающие территорию России.
- Каков рельеф дна морей Тихого океана?
- Запишите самое глубокое море Тихого океана.
- Мелководные проливы, отделяющие Охотское море от Тихого океана.
- Каково хозяйственное значение морей Дальнего Востока?
Обучающиеся открепляют один экземпляр и сдают учителю, а второй начинают проверять. Учитель читает вопрос, дети называют ответ, он же появляется на слайде №2. Ставится оценка.
3. Изучение нового материала.
Называются тема и цель урока. Слайд №3
В рабочих тетрадях записываются дата и тема урока. Учитель объясняет детям особенности записи конспекта. Опорные фразы записываются на левой половине тетради, правую необходимо оставить свободной. В конце урока по данным опорам нужно будет составить рассказ. (Приложение 3)
1) Состав территории. Слайд №4
Работая с картой атласа « Политико-административная карта России» (стр. 10-11), закрепляем знания субъектов Федерации. В рабочей тетради и синхронно на доске слева появляются записи:
6 млн. 216 тыс.
более 1/3
состав территории
2) Население Дальнего Востока размещается по территории крайне неравномерно. Работаем с картой атласа «Плотность населения» (стр. 12) и слайдом №5 « Размещение населения». Продолжаем заполнять левую часть конспекта.
7 млн.150 тыс. чел.
более 50 чел/км.кв.
0,1-0,5 чел./км.кв.
1,2 чел./км.кв.
3) Работая со слайдом №6 « Закономерности размещения населения», выявляем данные закономерности. В конспект добавляется фраза
Закономерности размещения населения
4) Слайд №7. « Доля района в территории и населении России». Обучающиеся делают выводы, а в конспект добавляются:
5,4 %
90%
5) Рассказ учителя: « При абсолютном преобладании русскозычного населения (около 90 %) , на территории района проживает более десятка т.н. « малых народов Севера», в той или иной степени сохранивших свои национальные языки, обычаи и традиции. Национальный состав коренных народов отличается относительной пестротой». Работа с картой народов России (атлас, стр.13) и слайдом №8 « Народы Дальнего Востока» Записываем в тетрадь
«малые народы»
Слайд №9 « Схема народов Дальнего Востока».
Один из учеников, подготовивших опережающее задание, выступает у карты с сообщением о малых народах. В тетради появляются записи:
Алтайская языковая семья
(тюркская группа; тунгусо-манчжурская группа)
Палеоазиатские народы
Слайды №10-15 « Представители малых народов». Обучающиеся продолжают характеристику коренного населения, на фоне меняющихся слайдов. Учитель: «Работая с текстом учебника на стр.256-257, привести примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока».
6) Слайд № 16 «Особенности современного населения». Ученики анализируют схему, а в тетрадь записывают
76%
7) Слайд №17 « Как расположены города Дальнего Востока».
Расположение городов.
Какой город региона является самым крупным?
Слайд №18 « Самый крупный город Дальнего Востока».
Владивосток
8) Дальневосточный регион имеет свои особенности и проблемы. Какие?
Слайд №19 « Специфические особенности Дальнего Востока». Запись в конспекте
Специфические особенности Дальнего Востока.
4. Итоговое закрепление.
На экране появляется последний слайд №20. Обучающиеся проверяют соответствие опорного конспекта в рабочих тетрадях и опорного конспекта на доске и на слайде №20 « Опорный конспект».
Учитель предлагает детям продолжить фразы, школьники делают это по цепочке. Можно пригласить одного ученика к слайду для составления связного рассказа по опорным фразам.
Затем выполняется самостоятельная работа и сдается для проверки.(Приложение 2)
5. Задание на дом.
Учитель: «Сегодня на уроке мы применили презентацию, подготовленную творческой группой учеников этого класса. Дома закончите опорный конспект, т.е. заполните правую часть конспекта. Прочитайте параграф 57 учебника «География России. Хозяйство и географические районы» под ред. А.И.Алексеева.
Приложения: