Цели урока: закрепить знания учащихся по изученной теме; продолжить формировать умение учащихся решать задачи; работать над развитием логического мышления детей; развивать навыки устного счета, умение сравнивать числа; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.
Оборудование: схема маршрута (на доске), рисунки ( Иван- царевич, Елена Прекрасная, Баба- Яга, ступа, избушка на курьих ножках, дворец Кащея, Кащей Бессмертный, камень с числами), задания на карточках для устного счета, перфокарты, учебники, тетради.
Ход урока
І. Организационный момент
IІ. Сообщение темы и целей урока
Учитель. На уроках вы научились решать примеры и задачи. Сегодня вам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит решить примеры на сложение и вычитание, решить задачи. Вы готовы к работе?
Дети. Да.
Учитель. Тогда сказка начинается.
ІIІ. Устный счет
Учитель. Жил-был Иван-царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван- царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ними шелестит: “Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кащея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики”.
Отправился Иван-царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задания. Справится с ними Иван, значит, удержится на веревке и перейдет через реку.
Поможем Ивану-царевичу?
(Дети по одному выходят к доске и выполняют задания.)
Задания.
Сравнить числа.
2 * 5 | 6 * 7 | 0 * 1 | 9 * 6 | 10 * 0 | 1 * 10 | 7 * 8 | 3 * 4 |
IV. Решение примеров на сложение и вычитание числа 2
Учитель. С вашей помощью Иван-царевич благополучно миновал реку.
А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга с учебником математики в руках. Увидела царевича и говорит:
Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с примерами ( стр. 88, № 4).
Складывать и вычитать по одному я умею, а вот вычитать и прибавлять по 2, никак не пойму”.
Дети устно решают примеры.
2 + 2 8 + 2 |
10 – 2 8 – 2 |
7 – 2 5 – 2 |
6 + 2 4 – 2 |
V. Решение задач
Учитель. “Вот теперь, – говорит Баба-Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кащею”.
“Нет, – говорит Иван-царевич”,- мне надо скорее. Дай мне лучше ступу”. “Что ж, бери. Да только сначала реши 2 задачи. Если решишь задачи, то сможешь взять ступу и полететь”.
Чтобы помочь Ивану-царевичу, давайте разделимся на 2 команды.
Каждый ряд- это одна команда. Я каждой команде прочитаю задачу. Вы должны внимательно послушать ее, затем повторить условие и вопрос, а только потом сказать решение задачи и ответ.
Задача для команды № 1
В избушке у Бабы- Яги жили 4 мышки, к ним из лесу прибежали еще 2. Сколько мышек стало?
Задача для команды № 2
У Кащея Бессмертного 5 слуг, 2 слуг он подарил Змею Горынычу. Сколько слуг осталось у Змея Горыныча?
VІ. Индивидуальная работа с перфокартами.
“Молодец Иван-царевич. Открою тебе два секрета Кащея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. Открыть ту шкатулку можно, решив задание, написанное на ней. А чтобы войти во дворец Кащея, надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок. Как с ним справиться- вы должны сосчитать примеры, а ответы – это шифр. Ключ к шифру на доске.
Ключ к шифру: | ||
5 + 1 + 1 8 – 1 – 1 2 + 1 + 1 5 – 1 – 1 2 – 1 – 1 |
4 – л О – я 6 – е 3 – а 7 – б |
Ответ:
7 | 6 | 4 | 3 | 0 |
б | е | л | а | я |
VІI. Решение неравенств и равенств
Поблагодарил Иван-царевич Бабу-Ягу, сел в ступу и через несколько минут приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Вылез Иван-царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написано два выражения. Понял он, что надо их сравнить и идти в ту сторону, куда укажет стрелка.
8 + 2 * 10
8 – 2 * 5
Учащиеся сравнивают выражения и находят дорогу, по которой Иван-царевич должен идти дальше.
Учитель. Обрадовался Иван-царевич, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться.
Физкультминутка
VІIІ. Геометрический материал
Учитель. Увидел Кащей Бессмертный, что идет к нему Иван-царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван-царевич справился с шифровкой, которое дала ему Баба-Яга, и разгадал секрет замка: нажать белую кнопку.
Наш герой появился перед Кащеем, а тот говорит ему так ласково: “За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся: задам я тебе всего одну задачу. Решить ее – согласился Иван.
Говорит Кащей: “Видишь ты, что дворец у меня большой. Он четырехугольной формы. А возле дворца начерчены геометрические фигуры. Выбери только четырехугольники.
Один ученик выполняет работу у доски, а остальные – выполняют задание в тетрадях стр. 25
№ 6 (часть № 1 ).
Учитель. Выполнил Иван-царевич задание, но не захотел Кащей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. Иван-царевич взял в руки иглу и переломил ее. Кащей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена Прекрасная.
Стал Иван-царевич рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте. Елена Прекрасная восхитилась Иваном и спросила, может ли он выполнить еще ее задание – трудное, с математическими терминами.
Иван-царевич согласился.
Задание.
Прочитать, выражения, используя термины – слагаемое, сумма.
6 + 2
4 + 1
Учитель. Выполнил просьбу Иван-Царевич. Похвалила его Елена Прекрасная, и отправились они домой, в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласия.
IХ. Итог урока
Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? Чему она учит? Урок математики вам понравился? Чему мы учились сегодня? Что повторили? Все сегодня на уроке старательно работали.
Спасибо вам, дети, за урок!