Методическая разработка урока алгебры в 7-м классе "Тесты. Тесты. Тесты…" по теме "Формулы сокращенного умножения"

Разделы: Математика


Цели:

  • Образовательные:
  • проверить знание учащимися формул сокращенного умножения, умение применять их при упрощении выражений, решении уравнений;
  • познакомить с геометрической интерпретацией этих формул.
  • Развивающие:
  • формировать навыки рационального счета, самоконтроля и взаимоконтроля;
  • развивать познавательный интерес учащихся.
  • Воспитательные:
  • воспитывать собранность, внимательность.
  • Тип урока: урок-зачет.

    Оборудование. Карточки-тесты, плакат-конспект, кубик-экзаменатор, зачетки.

    ХОД УРОКА

    I. Вступительное слово учителя

    – Наш сегодняшний урок-зачет посвящен формулам сокращенного умножения. Ваша цель – показать знание этих формул и умение применять их в различных математических ситуациях. На уроке каждый получит оценку, а ваши знания я проверю с помощью четырех тестов. Девизом урока я выбрала слова академика Александрова: «Мне бы хотелось, чтобы слово «формула» не означало для вас «формальность», чтобы вы творчески подходили к применению их на практике».

    II. Устное повторение формул сокращенного умножения

    – В начале давайте вспомним все изученные нами формулы сокращенного умножения и отведем им почетное место на доске (вызванные ученики, бросая кубик-экзаменатор, записывают на заранее отведенное место на доске выпавшую  формулу и устно формулируют ее).

    Развертка кубика-экзаменатора

    III. Тест № 1.

    – А теперь проверим с помощью первого теста знание вами этих формул, умение воспринимать их на слух. Я читаю выражение, входящее в одну из формул, а вы записываете соответствующий ей номер. (Формулы пронумерованы на доске).

    1. а3 + в3
    2. (ав)2
    3. а2в2
    4. а3в3
    5. (а + в)2
    Вариант 1:

    1. Квадрат суммы двух выражений.
    2. Произведение суммы двух выражений  и неполного квадрата разности.
    3. Разность квадратов двух выражений.
    4. Квадрат первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
    5. Разность кубов двух выражений.
    6. Произведение разности двух выражений и их суммы.

    Вариант 2:

    1. Произведение разности двух выражений и их суммы.
    2. Квадрат первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
    3. Сумма кубов двух выражений.
    4. Произведение разности двух выражений
    и неполного квадрата суммы.
    5. Квадрат разности двух выражений.
    6. Разность квадратов двух выражений.

    Для проверки теста учитель показывает карточки с правильным набором цифр, ученики проверяют свою работу и ставят первую оценку в зачетку.

    Ответы:

    1-й вариант:   5 1 3 2 4 3
    2-й вариант:   3 5 1 4 2 3

    IV. Историческая справка (сообщается учителем или заранее подготовленным учеником).

    Формулы сокращенного умножения были известны еще около 4-х тысяч лет тому назад. Известно, что ими пользовались  вавилоняне, греки и некоторые другие народы. Тогда они формулировались словесно или геометрически.
    Например, тождество (а + в)2 = а2 + 2ав + в2  во второй книге «Начал» Евклида (III в. до н. э.) формулировалось так: «Если отрезок как-либо рассечен, то квадрат на всем отрезке равен квадратам на отрезках вместе с дважды взятым прямоугольником, заключенным между отрезками». В домашней работе у вас были задачи, дающие геометрическую интерпретацию двух формул. Рассмотрим их.

    V. Разбор домашнего задания (№ 861(а) и 914, учебник алгебры под редакцией С.А. Теляковского).  Решение записано за доской на перемене двумя учениками, они и комментируют его.

    VI. Тест № 2.

    – Переходим ко 2-му тесту, в котором вы должны определить, истинно или ложно данное равенство.

    Ученики записывают ответы  («+», если равенство верно;  «–», если равенство неверно) в заранее заготовленную таблицу.

    1. 2. 3.
    4. 5. 6.
    7. 8. 9.

    Учитель показывает равенства, записанные на табличках.

    Для проверки теста используется взаимопроверка (по вариантам)

    Ответы:

    – Ребята! Зачем мы изучаем формулы сокращенного умножения? Где мы используем их? (Разложение на множители, вычисления, решение уравнений). Иногда очень сложные вычисления сводятся к простым, если удачно использовать нужную формулу.
    Попробуем устно решить следующий пример:

    Ответ: 1

    VII. Тест № 3.

    – Следующий тест проверит ваше умение применять формулы сокращенного умножения при вычислении значений выражений и разложении на множители. Ваша цель – выбрать правильный ответ и записать нужную букву.

    Учащиеся получают карточки с пятью заданиями. При правильных ответах из выбранных букв должно получиться слово «ВЕРНО».

    Вариант 1:

    Вычисли:

    1)  412 – 312

    б) 72
    в) 720
    г) 730

    2)  262  – 742

    е) – 4800
    ж) 4800
    з) – 480

    Разложи на множители:

    3)  a4 – 8a2 + 16

    c) (a2 + 4)2
    n) (a – 4)2
    p) (a2 – 4)2

    4) a6 – 8

    н) (а2 – 2) (а4 + 2а2 + 4)
    к) (а3 – 4) (а3 + 4)
    л) (а2 – 2) (а2 + 2а + 4)

    5) 25b2 – 16c4

    a) (5b – 4c2)2
    o) (5b – 4c2) (5b + 4с2)
    д) (5b – 4c) (5b + 4c)

    Вариант 2:

    Вычисли:

    1) 762 – 242

    а) – 520
    в) 5200
    c) 52

    2) 832 –732

    e)1560
    ж) 156
    з) 1540

    Разложи на множители:      

    3) 4 + 4b2 + b4

    к) (2 – b2)2
    п) (2 + b)2
    р) (2 + b2)2

    4) 1 – c9

    н) (1 – c3) ( 1 + c3 + c6)
    м) (1 – c3 ) ( 1 + c3)     
    л) (1 – с3) ( 1 + 2с3 + с6)

    5) 36x4 – 49y2

    e) (6x2 – 7y)2
    o) (6x2 – 7y) (6x2 + 7y)
    a) (6x – 7y) (6x + 7y)

    Для проверки теста учащиеся показывают запись учителю и вместе с ним оценивают свою работу.

    – Давайте немножко отдохнем, соберемся с силами для последнего теста (Минута тишины или музыки).

    VIII. Тест № 4

    – А теперь наш последний тест, который проверит ваше умение применять формулы для решения уравнений

    Учащиеся получают индивидуальные карточки с уравнениями; карточки сгруппированы по парам так, что у соседей по партам на обратной стороне 
    карточки записан ответ к уравнению соседа (дети этого не знают).

    Для проверки теста учащиеся смотрят ответ на обороте  карточки соседа по парте. Все полученные оценки заносятся в зачетку.

    Зачетка ученика 7а класса Иванова Пети

    Тест 1 – 3       Тест 3 – 4 
    Тест 2 – 4       Тест 4 – (+ или –)

    Итоговая оценка  –

    (Итоговую оценку выставляет учитель.)

      Для проверки тестов используются следующие нормы оценок (записываются на доске).

     Тест 1.

    1 ошибка – «4»
    2, 3 ошибки – «3»
    4 и более ошибок – «2»

    Тест 2. 

    1, 2 ошибки – «4»
    3, 4 ошибки – «3»
    5 и более ошибок – «2»

    Тест 3. 

    1 ошибка – «4»
    2 ошибки – «3»
    3 и более ошибок – «2»

    IX. Домашнее задание.

    1) Подготовиться к  контрольной работе;
    2) № 927 (а, б)
    3) доказать формулу   (а + b)3 = a3 + 3a2b + 3ab2 + b3

    X. Подведение итогов урока

    Учитель дает оценку работы каждого ученика, благодарит класс за работу, выставляет итоговые отметки в зачетки учеников.