ЦЕЛИ:
- систематизировать основные свойства и признаки четырехугольников, их определения;
- установить связь между основными фигурами, изучаемыми в одной теме;
- активизировать работу учащихся;
- развивать творческие способности, логическое мышление учащихся;
- формировать навыки социального общения, навыки коллективной работы.
ФОРМЫ: Фронтальные, индивидуальные.
ТИП УРОКА: Обобщение изученного материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедиа (приложение 1), проектная доска, жетоны успешности, магнитофон.
ХОД УРОКА
Эпиргаф урока:
Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев делать его
немного занимательным.
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в Королевство Геометрических фигур. Встретимся с жителями города Многоугольник. При этом мы, как и жители Королевства, не будем пренебрегать догадкой, интуицией, фантазией, если они не противоречат логике, а опираются на неё.
Идя по знакомым дорогам, не будем: обижаться на нередко сопровождающую нас госпожу Ошибку. Ошибку надо уважать, если она не результат нашего невежества, не порождение нашей лени, не плод невыученных уроков, а только иногда спутница нашего старания в овладении геометрическими знаниями.
Итак, в путь!
Выходят восемь ребят, изображающих «жителей Королевства». Один из них становится в центре, остальные говорят хором:
Его Величество Многоугольник!
Род великий начинается с него!
Многоугольник:
У меня всего два сына,
Все в отца, да вот причина:
Что один из них горбат,
А другой «пузоковат».
Кто такие эти дети?
Может, знает кто на свете?
СЛАЙД №4. (Приложение 1)
Когда учащиеся дают правильный ответ, «отгаданная фигура» прикрепляет на костюм «свою» фигурку. Также за каждый правильный ответ ученику выдается соответствующая фигурка).
Квадрат:
Знаете ли вы меня,
Хочу проверить.
Любую площадь я могу измерить,
Ведь у меня четыре стороны,
И все они между собой равны.
И у меня равны ещё диагонали,
Углы мне делят они пополам,
А также смею вас уверить -
На части равные разбит я сам.
Прямоугольник:
И у меня равны диагонали,
Хочу сказать я, хоть меня не называли.
И хоть я не зовусь квадратом,
Приходится мне все ж родным он братом.
Параллелограмм:
Хоть стороны мои
Попарно и равны, но не равны мои диагонали,
Да и углы они не делят пополам.
Но всё ж, скажи, дружок, кто я?
Ромб:
Мои хотя и не равны диагонали,
По значимости всем я уступлю едва ли.
Ведь под прямым углом они пересекаются,
И каждый угол делят пополам,
Я очень важная фигура, скажу я вам.
Трапеция (печально):
А что же мне тогда и говорить?
Ведь только две и параллельны стороны. (Гордо)
Зато! О средней линии слыхали?
Лишь только у меня она
Двум параллельна сторонам
И полусумме их равна.
Выпуклый многоугольник: Молодцы ребята! Отгадали все главные фигуры нашего города.
Невыпуклый многоугольник: Я думаю, что таких умных детей не стыдно пригласить во Дворец Теории. Идемте!
Многоугольник: Вот это Зал Загадок.
СЛАЙД №5 - №11.
Многоугольник: Хорошо справились с этим заданием! Проверим вашу смекалку в Зале Логики.
СЛАЙД №13 - №15.
Многоугольник: Ну что ж, молодцы! А теперь прошу в мой любимый зал – Зал Истины. Вам нужно определить, какие из утверждений являются верными.
СЛАЙД №16 - №36.
Многоугольник: Ох, ну и погоняли вас мои вредные подданные. Но вы, ребята, молодцы! Постарались на славу. Теперь заглянем в последний зал – Зал Мозаики.
СЛАЙД №37 - №47
Подведение итогов урока.
Учитель может выставить отметки учащимся, посчитав жетоны успешности, которые набрал каждый из них.