Урок истории "Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств"

Разделы: История и обществознание


Цели:

1. Формирование представлений об особенностях древнерусского феодализма; знакомство с особенностями развития различных регионов государства; выявление основных тенденций внутренней политики и политики внешних отношений отдельных княжеств друг с другом.

2. Совершенствование навыков сравнения, исторического анализа, работы с исторической картой.

3. Воспитание чувства ответственности, самостоятельности, внимательности, целеустремленности, толерантности. Формирование коммуникативных навыков.

Форма урока: деловая игра в интерактивном режиме.

Оборудование урока: Грамота князей Ярославичей, конверты группам с заданиями и дополнительным материалом, грамоты для голосования, таблицы для заполнения на листах формата А-4 (Приложение 2), таблицы для заполнения в группах на листах формата А-1, маркеры, фломастеры, контурные карты и атласы, карта «Политическая раздробленность на Руси», тема урока на отдельном плакате, костюмы для князей.

Методы: Имитационное моделирование, анализ исторических источников, текстов учебников, работа с контурной картой, исторической картой, беседа, элементы интерактивного обучения.

План урока:

  1. Организационный момент. Представление гостей.
  2. Введение в урок исторических героев. Целеполагание.
  3. Определение темы урока.
  4. Повторение изученного материала: беседа по выявлению причин феодальной раздробленности.
  5. Введение в игру. Постановка задач. Мотивация. Задание для гостей.
  6. Самостоятельная работа в группах.
  7. Представление каждой группой полученных результатов.
  8. Проверка выполнения заданий.
  9. Оценивание. Выполнение дополнительного задания.
  10. Подведение итогов. «Наказ» князей.
  11. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель здоровается, предлагает сесть.

- Сегодня у нас урок истории. Кажется, все как обычно. Как всегда, мы с вами открываем рабочие тетради, записываем на рабочих полях число.

Рисуем «мордашку» - свое настроение.

Необычно сегодня только то, что у нас сегодня на уроке присутствуют гости.

2. Введение в урок исторических героев.

Представление гостей.

После окончания представления открывается дверь, и входят 3 учащихся в княжеской одежде. Проходят к доске, начинают оживленно совещаться.

3. Определение темы урока

Вопрос учащимся: Кто это? Что они делают? О каком историческом событии идет речь?

«Князь» зачитывает грамоту.

«В лето 1097, собравшися в граде Любече, решили князья, сыны Ярославовы: « каждый да держит отчину свою».

Вопрос: Назовите, о каком событии идет речь?

Вопрос: Назовите тему нашего урока.

«Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств».

4. Повторение изученного материала

Итак, тема урока нам известна.

Вопрос: Что такое политическая раздробленность?

Князья задают вопрос: Назовите основные причины политической раздробленности на Руси?

Князья проводят беседу сами.

Причины раздробленности:

  1. Увеличение количества вотчин, развитие феодальной собственности на землю, присвоение земельных угодий;
  2. Увеличение количества зависимых крестьян;
  3. Перемещение торговых путей;
  4. Развитие земледелия и ремесла в условиях господства натурального хозяйства;
  5. «феодальный иммунитет»;
  6. Стремление князей освободиться от власти Киева, опора их на власть вече и поддержку местного боярства;
  7. Не был выработан принцип передачи княжеской власти.

Преподаватель: период с середины XII века по XV век называют периодом распада Русского государства на уделы, самостоятельные княжества.

В середине XII века княжеств насчитывалось около 15 крупных и мелких, накануне ордынского нашествия на Русь – около 50, а в XIV веке – около 250 княжеств.

5. Введение в игру. Мотивация

Наверно вы уже поняли, о чем мы сегодня будем говорить?

Верно, о тех крупных самостоятельных княжествах, которые образовались в период распада древнерусского государства. Нас интересуют сегодня три наиболее крупных и значимых:

- Новгородская земля (Приложение 3);
- Галицко-Волынское княжество (Приложение 4);
- Владимиро-Суздальское княжество (Приложение 5).

Для продолжения урока предлагаю князьям получить конверты с заданиями и вернуться в свои уделы.

Инструктаж.

Вы получили конверты с заданиями. Ваша задача сегодня – выполнить все задания «из конверта», в виде результата представить заполненную таблицу.

Представитель каждой группы будет рассказывать о своей земле, используя таблицу, а каждая группа будет одновременно заполнять свои таблицы на индивидуальных листах, которые потом можно будет вклеить в тетрадь. Те из учащихся, которые будут наиболее активны, будут пожалованы нашими уважаемыми гостями грамотами.

Время выполнения заданий – 15 минут.

В конвертах следующие задания (Приложение 1):

  1. Найдите княжество на карте. Нанесите его на свои контурные карты, подпишите. (Не забудьте подписать свои карты).
  2. Используя материалы, которые вложены в конверт, материалы учебника, ответьте на вопросы, из которых состоит ваша индивидуальная таблица.
  3. Заполните таблицу, заполните таблицу для представления своей земли другим группам.
  4. Подготовьте рассказ и расскажите о своей земле, используя таблицу. Рассказ начните с показа на карте.

6. Самостоятельная работа в группах

Учащиеся выполняют работу в группах, преподаватель осуществляет индивидуальную поддержку и контроль деятельности каждой группы.

7. Представление полученных результатов

Время работы групп окончено, вызывается для представления своего княжества…(выступают все три княжества по очереди). Время выступлений – не более 5 минут.

Перед началом выступления представителя Новгородского княжества участники группы с криками «изгоняют» своего князя.

8. Проверка выполнения заданий

Задание для остальных участников: продолжить заполнение таблиц, написав название земли, краткие ответы на вопросы.

После трех выступлений сформирована большая таблица отличительных особенностей каждого княжества.

9. Оценивание

Преподаватель: наступил волнующий момент. Сейчас наши гости опустят грамоты в те конверты. Которые были у вас на столах, отметив наиболее активную группу, которая по их мнению, лучше всех справилась с заданиями.

Пока гости голосуют, все учащиеся продолжают заполнение контурных карт.

10. Подведение итогов. Наказ

Голосование окончено. Князья вновь приглашаются на совет. Получив конверты, подсчитывают результаты. Группа, набравшая наибольшее количество грамот, получает отметку «отлично».

Князьям предоставляется право назвать наиболее активных участников в своих группах, их также отмечаем отметкой «хорошо».

Вот и подходит к концу наш урок. Мы с вами сегодня: продолжите эту фразу.

Нарисуйте снова «мордашку» в своих тетрадях. Изменилось ли ваше настроение?

11. Домашнее задание

Пока готовилась к уроку, потеряла страничку, в которой было записано домашнее задание. Поэтому предлагаю каждой группе посовещаться и выбрать задание для себя.

На этом урок окончен. Спасибо за урок!