Правила дорожные знать каждому положено
Цель:
- Вспомнить изученные правила дорожного движения;
- Развивать у ребят навыки правильного поведения на дороге; чувство ответственности за себя и своих одноклассников, умение работать в команде;
- Воспитывать законопослушных граждан.
В ходе игры учащиеся начальной школы (4 класса) проходят 4 станции (можно добавить ещё несколько станций, в зависимости от числа участников). Предварительно каждому классу выдаётся на линейке маршрутный лист, в котором указана последовательность прохождения станций. Это необходимо, чтобы не создавать очереди. Приветствуется присутствие инспектора дорожного движения.
Образец маршрутного листа. 1-й класс
Порядок |
Название станций |
Оценка |
Подпись дежурного |
№1 |
Ст. «Угадайка» |
|
|
№2 |
Ст. «Тайный ящик» |
|
|
№3 |
Ст. «Проверь себя» |
|
|
№4 |
Ст. «Дорожные знаки» |
|
|
Образец маршрутного листа. 2-й класс
Порядок |
Название станций |
Оценка |
Подпись дежурного по станции |
№1 |
Ст. «Тайный ящик» |
|
|
№2 |
Ст. «Проверь себя» |
|
|
№3 |
Ст. «Дорожные знаки» |
|
|
№4 |
Ст. «Угадайка» |
|
|
Все станции располагаются на школьном участке, в разных беседках. Ребята должны быстро найти нужную станцию и правильно выполнить задание.
Станция «Угадайка»
Ребята должны правильно и быстро отгадать загадки:
1. Что за чудо этот дом – окна светлые кругом,
Носит обувь на резине, а питается бензином!
(Автобус)2. Днем и ночью я горю, всем сигналы подаю,
Есть три цвета у меня. Как зовут меня, друзья?
(Светофор)3. Посмотри, силач какой: на ходу одной рукой
Останавливать привык пятитонный грузовик.
(Милиционер-регулировщик)4. Если ты спешишь в пути через улицу пройти,
Там иди, где весь народ, там, где знак есть…
(Переход)5. В два ряда дома стоят, десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами друг на друга все глядят.
(Улица)6. Выходя на улицу, приготовь заранее
Вежливость и сдержанность, а главное?..
(Внимание)7. Не живая, а идет, неподвижна, а ведет.
(Дорога)8. На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем, как одевать, стали обувь надувать.
(Шины)9. Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем! Только лучше правь рулем.
(Велосипед)10. Странная зебра: не ест и не пьет, но без питья и еды не умрет.
(Пешеходный переход)11. Ожидаешь ты посадки на отведенной площадке.
Не нужна тебе сноровка, это место - …(Остановка)12. Чудо-палочка, она всем знакома, всем видна.
Днем заметна, а под вечер изнутри освещена.
(Жезл регулировщика)13. К нам во двор забрался крот, роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет, если крот раскроет рот.
(Экскаватор)14. Ходит скалка по дороге грузная, огромная.
И теперь у нас дорога, как линейка, ровная.
(Дорожный каток)15. Поднимает великан груды груза к облакам.
Там, где встанет он, потом вырастает новый дом.
(Подъемный кран) [1]
Станция «Тайный ящик» - в небольшом ящичке, красиво оформленном, находятся предметы, связанные с дорогой, например:
- дорожный знак,
- игрушечный автомобиль,
- игрушечный руль автомобиля,
- жезл регулировщика.
Ребята, задавая вопросы, на которые дежурный по станции может только ответить «да» или «нет», должны определить, о каком предмете идёт речь. Количество вопросов ограничивается.
Станция «Проверь себя». На этой станции часть ребят получают карточки с вопросами по правилам дорожного движения с возможными вариантами ответа. Пока они готовятся отвечать, с остальными участниками игры проводится блиц-опрос:
- Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дороге? (правила дорожного движения)
- При каком сигнале светофора можно перейти улицу?
- Для кого предназначен тротуар?
- Почему зимой на дороге, улице надо быть особенно внимательным и осторожным?
- Почему нельзя играть на проезжей части дороги? (опасно для жизни)
- По какой части улицы должны ходить пешеходы? (по тротуару)
- Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? (сзади, чтобы видеть идущий за ними транспорт)
- Как нужно переходить улицу? если нет перехода?
- Для чего нужны дорожные знаки?
- Зачем нужна дорожная разметка, наносимая белой краской на проезжую часть?
- Где можно идти, если нет тротуара?(по обочине, на встречу движущемуся транспорту)
- Можно ли ходить группами по тротуару? (нет)
- Для чего служит обочина дороги?
- Где на проезжей части можно переждать поток машин?
Затем отвечают ребята по карточкам.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Станция «Дорожные знаки». На этой станции класс делится на две части. Пока одни дети собирают мозаику – дорожные знаки и объясняют, что они обозначают, другие на асфальте рисуют знаки, которые придумывают сами. (Так, ученики 4-го класса нарисовали дорожный знак, запрещающий разговор по мобильному телефону.) Затем ребята меняются ролями.
Кроме того, около беседок со станциями находятся импровизированные игровые площадки, на которых проводятся тематические игры с ребятами в случае, если возникает очередь.
Игра «Срочный груз»
Ребята делятся на две команды. В руках у играющих автомобильные рули – это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого небольшой мешочек с песком. Водители какого автотранспортного предприятия смогут быстро доставить груз по назначению, не уронив его при этом.
Игра «Водители» (на внимание)
Ребята должны представить, что они водители автомобиля, в руках у них руль, перед ними – дорога и на пути – светофор. Когда ведущий показывает желтый кружок, дети должны стоять спокойно, подняв вверх правую руку и произнося «шшш». Когда ведущий показывает зелёный кружок, дети должны двигаться вперёд по прямой, держа в руках воображаемый руль и, подражая шуму мотора, произносить: «ррр». Когда показывается красный кружок, дети останавливаются и поднимают руки вверх. [2]
Игра «Ловкий пешеход»
Пешеходы по очереди «переходят» улицу. Перейти – значит на ходу забросить мяч в зелёный глазок светофора. Попал в красный – «не пересёк» улицу. Попал в жёлтый – получаешь право бросить мяч ещё раз. [2]
После прохождения всех станций каждый класс отдаёт свой маршрутный лист организаторам игры, которые затем анализируют оценки за прохождение станций и скорость прохождения и определяют победителя. Затем на линейке объявляются результаты.
Литература
- Правила дорожные знать каждому положено.//Автор-составитель Коган М.С. Новосибирск, 2008.
- Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. // Государственная инспекция безопасности движения. Уссурийск, 2000.