Игра-путешествие "Правила дорожные знать каждому положено"

Разделы: Внеклассная работа


Правила дорожные знать каждому положено

Цель:

  1. Вспомнить изученные правила дорожного движения;
  2. Развивать у ребят навыки правильного поведения на дороге; чувство ответственности за себя и своих одноклассников, умение работать в команде;
  3. Воспитывать законопослушных граждан.

В ходе игры учащиеся начальной школы (4 класса) проходят 4 станции (можно добавить ещё несколько станций, в зависимости от числа участников). Предварительно каждому классу выдаётся на линейке маршрутный лист, в котором указана последовательность прохождения станций. Это необходимо, чтобы не создавать очереди. Приветствуется присутствие инспектора дорожного движения.

Образец маршрутного листа. 1-й класс

Порядок
прохождения станций

Название станций

Оценка

Подпись дежурного
по станции

№1

Ст. «Угадайка»

 

 

№2

Ст. «Тайный ящик»

 

 

№3

Ст. «Проверь себя»

 

 

№4

Ст. «Дорожные знаки»

 

 

Образец маршрутного листа. 2-й класс

Порядок
прохождения станций

Название станций

Оценка

Подпись дежурного по станции

№1

Ст. «Тайный ящик»

 

 

№2

Ст. «Проверь себя»

 

 

№3

Ст. «Дорожные знаки»

 

 

№4

Ст. «Угадайка»

 

 

Все станции располагаются на школьном участке, в разных беседках. Ребята должны быстро найти нужную станцию и правильно выполнить задание.

Станция «Угадайка»

Ребята должны правильно и быстро отгадать загадки:

1. Что за чудо этот дом – окна светлые кругом,
Носит обувь на резине, а питается бензином!
(Автобус)

2. Днем и ночью я горю, всем сигналы подаю,
Есть три цвета у меня. Как зовут меня, друзья?
(Светофор)

3. Посмотри, силач какой: на ходу одной рукой
Останавливать привык пятитонный грузовик.
(Милиционер-регулировщик)

4. Если ты спешишь в пути через улицу пройти,
Там иди, где весь народ, там, где знак есть…
(Переход)

5. В два ряда дома стоят, десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами друг на друга все глядят.
(Улица)

6. Выходя на улицу, приготовь заранее
Вежливость и сдержанность, а главное?..
(Внимание)

7. Не живая, а идет, неподвижна, а ведет.
(Дорога)

8. На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем, как одевать, стали обувь надувать.
(Шины)

9. Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем! Только лучше правь рулем.
(Велосипед)

10. Странная зебра: не ест и не пьет, но без питья и еды не умрет.
(Пешеходный переход)

11. Ожидаешь ты посадки на отведенной площадке.
Не нужна тебе сноровка, это место - …(Остановка)

12. Чудо-палочка, она всем знакома, всем видна.
Днем заметна, а под вечер изнутри освещена.
(Жезл регулировщика)

13. К нам во двор забрался крот, роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет, если крот раскроет рот.
(Экскаватор)

14. Ходит скалка по дороге грузная, огромная.
И теперь у нас дорога, как линейка, ровная.
(Дорожный каток)

15. Поднимает великан груды груза к облакам.
Там, где встанет он, потом вырастает новый дом.
(Подъемный кран) [1]

Станция «Тайный ящик» - в небольшом ящичке, красиво оформленном, находятся предметы, связанные с дорогой, например:

  • дорожный знак,
  • игрушечный автомобиль,
  • игрушечный руль автомобиля,
  • жезл регулировщика.

Ребята, задавая вопросы, на которые дежурный по станции может только ответить «да» или «нет», должны определить, о каком предмете идёт речь. Количество вопросов ограничивается.

Станция «Проверь себя». На этой станции часть ребят получают карточки с вопросами по правилам дорожного движения с возможными вариантами ответа. Пока они готовятся отвечать, с остальными  участниками игры проводится блиц-опрос:

  • Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дороге? (правила дорожного движения)
  • При каком сигнале светофора можно перейти улицу?
  • Для кого предназначен тротуар?
  • Почему зимой на дороге, улице надо быть особенно внимательным и осторожным?
  • Почему нельзя играть на проезжей части дороги? (опасно для жизни)
  • По какой части улицы должны ходить пешеходы? (по тротуару)
  • Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? (сзади, чтобы видеть идущий за ними транспорт)
  • Как нужно переходить улицу? если нет перехода?
  • Для чего нужны дорожные знаки?
  • Зачем нужна дорожная разметка, наносимая белой краской на проезжую часть?
  • Где можно идти, если нет тротуара?(по обочине, на встречу движущемуся транспорту)
  • Можно ли ходить группами по тротуару? (нет)
  • Для чего служит обочина дороги?
  • Где на проезжей части можно переждать поток машин?

Затем отвечают ребята по карточкам.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

Станция «Дорожные знаки». На этой станции класс делится на две части. Пока одни дети собирают мозаику – дорожные  знаки и объясняют, что они обозначают, другие на асфальте рисуют знаки, которые придумывают сами. (Так, ученики 4-го класса нарисовали дорожный знак, запрещающий разговор по мобильному телефону.) Затем ребята меняются ролями.

Кроме того, около беседок со станциями находятся импровизированные игровые площадки, на которых проводятся тематические игры с ребятами в случае, если возникает очередь.

Игра  «Срочный груз»

Ребята делятся на две команды. В руках у играющих автомобильные рули – это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого небольшой мешочек с песком. Водители какого автотранспортного предприятия смогут быстро доставить груз по назначению, не уронив его при этом.

Игра «Водители» (на внимание)

Ребята должны представить, что они водители автомобиля, в руках у них руль, перед ними – дорога и на пути – светофор. Когда ведущий показывает желтый кружок, дети должны стоять спокойно, подняв вверх правую руку и произнося «шшш». Когда ведущий показывает зелёный кружок, дети должны двигаться вперёд по прямой, держа в руках воображаемый руль и, подражая шуму мотора, произносить: «ррр». Когда показывается красный кружок, дети останавливаются и поднимают руки вверх. [2]

Игра «Ловкий пешеход»

Пешеходы по очереди «переходят» улицу. Перейти – значит на ходу забросить мяч в зелёный глазок светофора. Попал в красный – «не пересёк» улицу. Попал в жёлтый – получаешь право бросить мяч ещё раз. [2]

После прохождения всех станций каждый класс отдаёт свой маршрутный лист организаторам игры, которые затем анализируют оценки за прохождение станций и скорость прохождения и определяют победителя. Затем на линейке объявляются результаты.

Литература

  1. Правила дорожные знать каждому положено.//Автор-составитель Коган М.С. Новосибирск, 2008.
  2. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. // Государственная инспекция безопасности движения. Уссурийск, 2000.