Урок "Причина разрушения почв. Охрана почв"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Выявить причины разрушения и способы защиты почв.
  2. Воспитывать бережное отношение к почве.

Ход урока

Урок проводится с использованием компьютерной презентации (Приложение 1).

I. Актуализация урока

Учитель: Сегодня мы проведем классный совет по вопросу разрушения и охраны почвы. Прочитайте высказывание на доске. (Слайд 1)

Как понимаете?

На нашем классном совете присутствуют «Потребители» (Слайд 3), которые используют почву. «Экологи» (Слайд 4) будут советовать, как лучше ее использовать и «Эксперты» (Слайд 5) - готовы всегда поделиться знаниями. И я – руководитель Совета Вершинина Л. А. (Слайд 6)

II. Тема урока

Учитель: Начнем наш классный совет.

Глядя на свои рисунки (Слайд 7), расскажите все, что знаете о почве.

Хотели бы вы получить такой богатый урожай?

«Потребители»: (Слайд 8) Конечно, хотели бы. Мы хотим взять большой участок земли для выращивания богатого урожая овощей, но не знаем, какие типы почв в Шимановске.

«Эксперты»: Мы провели исследования по справочной литературе. Сами узнали и вам расскажем.

«Все почвы района относятся к двум типам: тип бурых почв и тип торфяных почв (Слайд 9) Гумусовый горизонт малый 10 - 20 см (штыковая лопата). По уровню плодородия бурые лесные почвы худшие в Амурской области. Почвы подвергаются водной эрозии. Почвы малоплодородны.

«Эксперты»: Мы думаем, что Экологи посоветуют потребителям, как повысить плодородие наших почв.

«Экологи»: (Слайд 10) Основной задачей повышения плодородия бурых почв является создание пахотного слоя глубиной 20 – 25 см и обогащать эти почвы органическими веществами (навозом).

Бороться с эрозией почвы. Делать правильную вспашку, делать снегозадержания на полях, сажать полезащитные лесные полосы. (Слайд 11)

Так что, берите земельные участки, не бойтесь на них трудиться. Улучшайте пахотный слой, сохраняйте его, и вырастить можно любые овощи и фрукты.

Учитель: У экологов есть еще вопрос к потребителям.

«Экологи»: А какой техникой будете пользоваться на своем участке? И почему?

Учитель: Дадим возможность потребителям выбрать технику со списка. (Слайд 12) (Дети выбирают и объясняют).

Учитель: Какие способы для повышения плодородия и сохранения почв в Шимановске можно рекомендовать потребителям? (Слайд 13, 14)

Учитель: А как данный процесс происходит в природе, расскажут дети – экологи. (Экологи по таблице рассказывают «Круговорот веществ в природе») (Слайд 15)

Учитель: Только ли умершие животные, растения поставляют органические вещества в почву?

Эксперты: Я хочу добавить: 1 см почвы формируется 250 – 300 лет, 18 – 20 см – 5 – 6 тыс. лет. (Слайд 16)

Учитель: Как поддерживается плодородный слой почвы в природе?

Образование плодородного слоя происходит благодаря живым организмам – это длительный процесс.

Посмотрите следующие рисунки, что происходит с почвой в природе после пожаров? (Слайд 17)

В результате чего разрушается почва? (Слайд 18)

Учитель: Экологи, сделайте вывод.

Экологи: В результате этого гибнут черви, личинки, насекомые, микробы, без которых почва теряет плодородие.

Учитель: Установите логическую связь. (Слайд 19) Объясните. (Слайд 20)

Экологи: Если мусор не уничтожать, то через 10 – 15 лет наша планета покроется мусором, слой которого будет 5 м. Утонем в мусоре. Опасно не только это, но и то, что свалки отравляют почву. (Слайд 21)

Учитель: Как можно решить проблему мусора?

(Группы советуются и дают по одному ответу с объяснением.)

Учитель: Сегодня мы заложим опыт, чтобы узнать, как долго в земле сохраняется мусор. И будем наблюдать в течение учебного года, что будет происходить с ним. (Слайд 22) Представьте, что в результате эрозии плодородный слой разрушится, что произойдет? Что произойдет со временем с живыми организмами?

Какая возникнет проблема? (Гибнет почва)

 А как ее можно спасти, вы посоветуйтесь в своих группах и запишите проект «Охрана почв».

(После этого делегаты выходят к доске и защищают свои проекты.)

Учитель: Вот так решили беречь, защищать, охранять почву – кормилицу наши участники научной конференции.

 Но о почве думает и государство РФ. Об этом написано в нашем главном законе, по которому мы живем, Конституции РФ (Слайд 23)

Учитель: Конференцию, посвященную проблемам почвы, закончим словами К. Паустовского. (Слайд 24, 25)

Рефлексия

Почему земля - бесценное богатство?

Литература

  1. А. А. Плешаков «Мир вокруг нас». 4 кл.
  2. М. В. Соловейчик «Я иду на урок в начальную школу».
  3. Л. П. Толмачева «Окно в удивительный мир».