Цели:
- Выявить причины разрушения и способы защиты почв.
- Воспитывать бережное отношение к почве.
Ход урока
Урок проводится с использованием компьютерной презентации (Приложение 1).
I. Актуализация урока
Учитель: Сегодня мы проведем классный совет по вопросу разрушения и охраны почвы. Прочитайте высказывание на доске. (Слайд 1)
Как понимаете?
На нашем классном совете присутствуют «Потребители» (Слайд 3), которые используют почву. «Экологи» (Слайд 4) будут советовать, как лучше ее использовать и «Эксперты» (Слайд 5) - готовы всегда поделиться знаниями. И я – руководитель Совета Вершинина Л. А. (Слайд 6)
II. Тема урока
Учитель: Начнем наш классный совет.
Глядя на свои рисунки (Слайд 7), расскажите все, что знаете о почве.
Хотели бы вы получить такой богатый урожай?
«Потребители»: (Слайд 8) Конечно, хотели бы. Мы хотим взять большой участок земли для выращивания богатого урожая овощей, но не знаем, какие типы почв в Шимановске.
«Эксперты»: Мы провели исследования по справочной литературе. Сами узнали и вам расскажем.
«Все почвы района относятся к двум типам: тип бурых почв и тип торфяных почв (Слайд 9) Гумусовый горизонт малый 10 - 20 см (штыковая лопата). По уровню плодородия бурые лесные почвы худшие в Амурской области. Почвы подвергаются водной эрозии. Почвы малоплодородны.
«Эксперты»: Мы думаем, что Экологи посоветуют потребителям, как повысить плодородие наших почв.
«Экологи»: (Слайд 10) Основной задачей повышения плодородия бурых почв является создание пахотного слоя глубиной 20 – 25 см и обогащать эти почвы органическими веществами (навозом).
Бороться с эрозией почвы. Делать правильную вспашку, делать снегозадержания на полях, сажать полезащитные лесные полосы. (Слайд 11)
Так что, берите земельные участки, не бойтесь на них трудиться. Улучшайте пахотный слой, сохраняйте его, и вырастить можно любые овощи и фрукты.
Учитель: У экологов есть еще вопрос к потребителям.
«Экологи»: А какой техникой будете пользоваться на своем участке? И почему?
Учитель: Дадим возможность потребителям выбрать технику со списка. (Слайд 12) (Дети выбирают и объясняют).
Учитель: Какие способы для повышения плодородия и сохранения почв в Шимановске можно рекомендовать потребителям? (Слайд 13, 14)
Учитель: А как данный процесс происходит в природе, расскажут дети – экологи. (Экологи по таблице рассказывают «Круговорот веществ в природе») (Слайд 15)
Учитель: Только ли умершие животные, растения поставляют органические вещества в почву?
Эксперты: Я хочу добавить: 1 см почвы формируется 250 – 300 лет, 18 – 20 см – 5 – 6 тыс. лет. (Слайд 16)
Учитель: Как поддерживается плодородный слой почвы в природе?
Образование плодородного слоя происходит благодаря живым организмам – это длительный процесс.
Посмотрите следующие рисунки, что происходит с почвой в природе после пожаров? (Слайд 17)
В результате чего разрушается почва? (Слайд 18)
Учитель: Экологи, сделайте вывод.
Экологи: В результате этого гибнут черви, личинки, насекомые, микробы, без которых почва теряет плодородие.
Учитель: Установите логическую связь. (Слайд 19) Объясните. (Слайд 20)
Экологи: Если мусор не уничтожать, то через 10 – 15 лет наша планета покроется мусором, слой которого будет 5 м. Утонем в мусоре. Опасно не только это, но и то, что свалки отравляют почву. (Слайд 21)
Учитель: Как можно решить проблему мусора?
(Группы советуются и дают по одному ответу с объяснением.)
Учитель: Сегодня мы заложим опыт, чтобы узнать, как долго в земле сохраняется мусор. И будем наблюдать в течение учебного года, что будет происходить с ним. (Слайд 22) Представьте, что в результате эрозии плодородный слой разрушится, что произойдет? Что произойдет со временем с живыми организмами?
Какая возникнет проблема? (Гибнет почва)
А как ее можно спасти, вы посоветуйтесь в своих группах и запишите проект «Охрана почв».
(После этого делегаты выходят к доске и защищают свои проекты.)
Учитель: Вот так решили беречь, защищать, охранять почву – кормилицу наши участники научной конференции.
Но о почве думает и государство РФ. Об этом написано в нашем главном законе, по которому мы живем, Конституции РФ (Слайд 23)
Учитель: Конференцию, посвященную проблемам почвы, закончим словами К. Паустовского. (Слайд 24, 25)
Рефлексия
Почему земля - бесценное богатство?
Литература
- А. А. Плешаков «Мир вокруг нас». 4 кл.
- М. В. Соловейчик «Я иду на урок в начальную школу».
- Л. П. Толмачева «Окно в удивительный мир».