Цели урока: создать на уроке проблемную ситуацию, которая поможет открыть причины написания о ие в окончаниях существительных после шипящих и ц; способствовать развитию навыка грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, развития наблюдательности; воспитывать интерес к животному и растительному миру Хакасии, любовь к родному краю; прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: мультимедиа, карта республики Хакасия, индивидуальные и групповые карточки, конверты, загадки.
Оформление доски:
Пусть мне твердят,
Что есть края другие,
Что в мире есть иная красота.
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места.
Ю. Антонов
Ход урока
1. Организационный момент.
На фоне мелодии чатхана
У.
Пусть мне твердят,
Что есть края другие,
Что в мире есть иная красота.
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места
– О чём говориться в стихотворении?
– Согласны ли с мнением автора, что человеку любимы свои родные, милые места?
– За что вы любите свою малую Родину?
– Какие народы проживают на территории республики Хакасия?
– На каком языке говорят люди в республике Хакасия?
– Вспомните, какая часть речи чаще всего встречается в русской речи? (существительные).
– Какую роль оно играет в нашей речи?
На уроке вы сможете получить новые знания об имени существительном.
Постарайтесь всё понять,
интересное узнать
О русской речи,
она ждёт с тобою встречи…
2. Чистописание.
Показ слайдов «Озёра Хакасии».
У. Какие озёра республики вы видите?
У. Покажите эти озёра на карте Хакасии.
(На доске появляется запись: Озеро Белё, озеро Шира, озеро Иткуль, озеро Улух-Коль).
У. Прочитайте названия озёр. Что можете сказать о том, что написано?
Д. Это озёра Хакасии, которые расположены в государственном природном заповеднике «Хакасский»; имена собственные пишутся с большой буквы.
У. Какое озеро, на ваш взгляд, можно назвать «лишним» с точки зрения русского языка и почему?
Д. Озеро Улух – Коль, т.к. его название состоит из двух слов (убираем).
Озеро Иткуль, т.к в этом слове букв больше, чем звуков (убираем).
У. Из оставшихся названий озёр назовите то, в котором все согласные мягкие (Белё). Кто догадался, какую букву будем писать на минутке чистописания и почему?
Д. Букву е, т.к. этот гласный делает согласный звук мягким.
Справка. Вода в озере близка по солевому составу к морской, поэтому здесь водятся КЕТА и ФОРЕЛЬ (слова для запоминания написаны на карточках).
У. Как надо вести себя на водоёмах?
Д. Соблюдать правила безопасности, правила поведения в природе.
3. Актуализация знаний.
3.1. Работа в парах на карточках (устно).
Прочитайте. Найдите имена существительные в Винительном падеже.
Хакасы почитают четыре стихии: огонь, небо, воду, землю. И мы – русские тоже любим голубое небо, прозрачную, как слеза, воду, тепло родного очага – огонь и плодородную землю. А как же иначе, ведь мы два братских народа, идущих рука об руку.
(Проверка самостоятельно на мультимедиа).
3.2 У. Самостоятельная работа (в тетради) (Для слабых учеников).
Просклоняйте слово ЗЕМЛЯ.
Д.
И.п. земля
Р.п. земли
Д.п. земле
В.п. землю
Т.п. землёй
П.п. о земле
Проверка работы.
У. Почему в слове земля изменяется окончание?
Д. Между предметами существуют разнообразные отношения. Для того, чтобы выразить эти отношения, слова изменяются (выступают в форме одного из падежей).
3.3 Индивидуальная работа на карточках. (Для средних и сильных учеников).
Прочитайте. Определите, к какому типу речи относится текст: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение. Докажи свой ответ. Определи падежи у существительных.
Дверь юрты – всегда на восточной стороне и была низкой. При выходе из юрты утром её обитатели поклонялись солнцу и земле, а при входе в юрту гости, пришедшие с добром или с дурными намерениями, невольно кланялись хозяевам.
Несмотря на деление юрты на мужскую и женскую половины, полноправной хозяйкой юрты была женщина. В случае развода всё, что находилось в юрте, женщина увозила с собой. Мир мужчины начинался за порогом.
(Слайд «Жилище хакасов – юрта»).
4. Работа с деформированным текстом.
4.1. (Работа в группах).
У. Сегодня на уроке нас интересует правописание падежных окончаний только одного падежа. Его форма в предложении встречается несколько раз. В ваших конвертах находятся слова, вам необходимо составить из них предложение (пословицу) и узнать, какой падеж нас интересует.
Не | спеши | языком, | торопись | делом. |
Д. Вывод: Существительные в предложении стоят в Творительном падеже.
У. Как понимаете пословицу?
4.2. У. Какие орфограммы вам встретились в предложении?
Д. Правописание не с глаголами, безударная гласная в корне слова, сочетание –оро-, правописание безударной гласной в окончании Творительного падежа.
У. Поработаем с орфограммой сочетания ШИ. Дайте характеристику звукам.
– Какие шипящие звуки вы знаете?
Д. /ж/, /ш/, /ч/, /щ/.
У. Когда у существительных на конце шипящих пишется ь знак?
Д. У существительных женского рода 3-го склонения после шипящих пишется ь знак.
Например. Таинственна и обворожительна зимняя ночь (ж.р., 3 скл.).
Д. У существительных, стоящих в форме Родительного падежа, после шипящих е не пишется.
Например. На небе много туч.
5. Новый материал.
Мультимедиа. «Животный мир Хакасии» (птицы, рыбы, млекопитающие).
У. Запишите в тетради названия птиц, которых увидите на экране, в Творительном падеже единственного числа.
(Запись в тетради: птицы - грачом, скворцом, чижом, чечевицей, сычом стрижом, камышницей; рыбы – ельцом, гольцом, лещом; млекопитающие – лисицей, зайцем.
У. Что вы заметили?
Д. Все слова оканчиваются на шипящий или ц. В одних словах окончания с буквой о, в других е. У. Как можно разделить слова на два столбика?
Д. В первый – слова с буквой о в окончании, во второй – с буквой ё, выделите окончания.
Д.
Грачом, Лисицей,
скворцом, камышницей,
сычом, зайцем,
стрижом, чечевицей
ельцом, птицей.
гольцом,
лещом,
чижом.
У. Попробуем «открыть» правило написания безударной гласной в Т.п., ед.числа в словах, оканчивающихся на шипящий и ц.
Д. (Дети дают совершенно разные ответы, но, призвав на помощь Ударение, они «открывают» правило) В окончаниях существительных в Творительном падеже под ударением после шипящих и ц пишется гласная о, без ударения – е. (Окончания: – ом, - ей, - ем).
6. Закрепление.
6.1 Мультимедиа. «Растительный мир Хакасии»
У. Запишите названия растений Хакасии, которых увидите на экране, в Творительном падеже единственного числа, выделите окончания.
(Запись в тетради: хвощом, горчицей (полевой), (болотным) чистецем, душницей, чабрецом, сушеницей, камышом, акацией, медуницей, калужницей).
У. Как люди должны относиться к растительному и животному миру? Почему?
6.2 Самостоятельная работа. «Лакомство для ума».
Вариант 1 (карточки для слабых учеников)
Поставьте имена существительные в Творительный падеж, запишите их, выделите окончания. Гараж, Даша, лапша, хитрец, страница, Иванович, пшеница, ткач, саранча, умелец, пришелец, грач, циркач, близнец. |
Вариант 2 (для средних учеников)
Замени словосочетания одним словом, с основой на шипящий звук. Поставьте имена существительные в Творительный падеж, запишите их, выделите окончания. – Чёрная птица, вестник наступающей весны - … (грачом). – Плохое настроение вместе с капризами - … (плачем). – Он бывает тупой или острый - … (ножом). – Морской, речной бывает он - … (пляжем). – Круглый, упругий -… (мячом). – Верный, преданный- … (товарищем). – Маленький ребёнок - … (малышом). – Вкусный наваристый -… (борщом). |
Вариант 3 (для сильных учеников)
Замените словосочетания одним словом, с основой на шипящий звук. Поставьте имена существительные в Творительный падеж, запишите их, выделите окончания.
|
Вывод. В окончаниях существительных в Творительном падеже под ударением после шипящих и ц пишется гласная о, без ударения – е.
7. Итог урока. Рефлексия.
У. Какое открытие вы сегодня сделали?
Д. Открыли правило правописания о ие в окончаниях существительных после шипящих и ц. Под ударением после шипящих и ц пишется гласная о, без ударения – е.
У. Закончить урок хочется словами А.Толстого: «Это моя Родина, моя родная земля, моё отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе». Любить природу, значить любить Родину. Охранять природу, значит охранять Родину, беречь её. Я уверена, что уроки доброты, любви к природе, к родному краю не пройдут для вас без следа.
8. Домашнее задание.
8.1 Задания для слабых учеников.
У. На хакасском орнаменте записан текст, с которым вы поработаете дома.
Отгадайте загадки. Поставьте имена существительные в Творительный падеж, запишите их, выделите окончания.
|
8.2 Задания для средних учеников и сильных учеников.
У. Составьте кроссворд, ответы которого – слова, оканчивающиеся на шипящий или ц. Поставьте имена существительные в Творительный падеж, запишите их, выделите окончания.
Спасибо за урок, который вы мне подарили!