Цель: продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и его делении на прокариотические и эукариотические организмы; сформировать знания о клетках прокариот.
Оборудование: раздаточный материал по теме: «Особенности строения прокариотической клетки», рисунки учебника.
Ход урока
I. Повторение и проверка знаний изученного материала.
1. Устный опрос. Строение и функции ядра.
2. Письменная работа по вариантам. Вопросы записаны на доске.
I Вариант.
- Синтез белков происходит на (рибосоме).
- Структуры, обеспечивающие движение клеток (реснички и жгутики).
- Клеточная структура, содержащая генетический материал в форме ДНК (ядро).
- Органеллы клетки, в которых осуществляется синтез углеводов (пластиды).
- Одномембранные структуры с ферментами, осуществляющими расщепление веществ (лизосомы).
II Вариант.
- Система мембран, разделяющих клетку на отдельные отсеки, в которых протекают реакции обмена веществ, называется (ЭПС).
- Стопки мембранных цилиндров, пузырьков, в которые упаковываются синтезированные в клетке вещества (комплекс Гольджи).
- Двумембранные органеллы клетки, где идёт запасание энергии в виде молекул АТФ (митохондрии).
- Пористая структура из целлюлозы, придающая клетке прочность и постоянную форму (клеточная стенка).
- Основное вещество клетки, в котором находятся все органоиды клетки (цитоплазма). [1]
II. Изучение нового материала.
- Какие выделяют уровни клеточной организации?
- Какие клетки называют прокариотическими?
- Какие организмы относятся к прокариотическим?
Прокариотические организмы сохраняют черты глубочайшей древности: они очень просто устроены.
Бактерии представляют собой типичные прокариотические клетки. Они живут повсюду: в воде, в почве, в пищевых продуктах. Бактерии представляют собой примитивные формы жизни, и можно предположить, что они относятся к тому типу живых существ, которые появились на самых ранних этапах развития жизни на Земле.
По-видимому, первоначально бактерии жили в морях; от них, вероятно, и произошли современные микроорганизмы. Человек познакомился с миром бактерий сравнительно недавно, лишь после того, как научились изготовлять линзы, дающие достаточно сильное увеличение. Развитие техники в последующие века позволило подробно изучить бактерии и другие прокариотические организмы.
Размеры бактерий колеблются в широких пределах: от 1 до 10-15 мкм.
- Рассмотрите рисунки, изображающие бактерии. Какую форму они могут иметь?
По форме выделяют шаровидные клетки-кокки, вытянутые - палочки, или бациллы, извитые - спириллы. Микроорганизмы могут существовать или по отдельности, или образуют скопления.
Бактерии могут жить или только в аэробных, или только в анаэробных условиях, или и в тех и других. Необходимую энергию они получают в процессе дыхания, брожения или фотосинтеза.
- Какие особенности строения бактерий можно выделить?
Основные особенности строения бактерий – отсутствие ядра, ограниченного оболочкой. Наследственная информация бактерий заключается в одной хромосоме. Бактериальная хромосома, состоящая из одной молекулы ДНК, имеет форму кольца и погружена в цитоплазму. Бактериальная клетка окружена мембраной, отделяющей цитоплазму от клеточной стенки. В цитоплазме мембран мало. В ней находятся рибосомы, осуществляющие синтез белков. Бактерии размножаются делением надвое. Иногда размножению предшествует половой процесс, сущность которого заключается в возникновении новых комбинаций генов в бактериальной хромосоме. Многим бактериям свойственно спорообразование. Споры возникают, когда ощущается недостаток в питательных веществах или когда в среде в избытке накапливаются продукты обмена. Процессы жизнедеятельности внутри спор практически прекращаются. Споры бактерий в сухом состоянии очень устойчивы. В таком состоянии они сохраняют жизнеспособность многие сотни и даже тысячи лет, выдерживая резкие колебания температуры. Попадая в благоприятные условия, споры преобразуются в активную бактериальную клетку.
Записать особенности строения бактерий в тетрадь.
Выступление учащегося с докладом по теме «Роль бактерий в природе и жизни человека». Остальные учащиеся составляют краткое резюме.
- Почему при одних болезнях в школе объявляется карантин, а при других – нет? Какие правила профилактики инфекционных заболеваний вы знаете?
III. Закрепление и обобщение изученного материала.
На каждой столе лежит материал с заданиями.
- Выберите верные утверждения.
- Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.
- Все бактериальные клетки имеют ядро.
- Бациллы – это округлые по форме бактерии.
- Все бактерии – гетеротрофы.
- Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.
- Бактерии относятся к надцарству прокариот.
- Все бактерии размножаются половым путем.
- Среди бактерий встречаются паразиты.
- В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.
- Все бактерии вредны. [1]
- На партах находятся смешанные комплексы рисунков органоидов, хромосом, ядер и поверхностных аппаратов клеток. Сложите модель прокариотической клетки. (Один учащийся составляет модель у доски. Обсуждение полученных результатов.) Составьте рассказ о прокариотической клетке, по очереди называя одну из особенностей её строения и жизнедеятельности.
IV. Домашнее задание.
Особенности строения прокариотической клетки.
Литература:
- Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. – Ярославль: Академия развития, 2001
- Общая биология. 10-11 классы. В.Б Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин. – М. Дрофа - 2002