Нравственно-правовой классный час на тему: "А был такой случай, или Что делать?"

Разделы: Классное руководство


Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к определенной модели поведения, сами должны понять ее необходимость, чтобы потом более осознанно ее придерживаться.

Цель: Развить у учащихся стремление к осмыслению своих поступков и поведения; формировать нравственные качества личности, ответственность, порядочность.

Задачи:

  1. Учить учащихся ответственно и взвешенно подходить к принятию различного рода решений.
  2. Развивать умение учащихся справедливо оценивать события, свои действия, а также действия других людей.
  3. Воспитать эмоциональное и деятельностно-практическое отношение к собственному поведению и поведению окружающих.

Предполагаемый результат: развитие критического мышления и коммуникативной культуры учащихся, навыков самоконтроля и самооценки поведения.

Форма проведения: работа учащихся в группах.

Оборудование: карточки с вопросами для каждой ситуации; желтые карточки для оппонирования.

Предварительная подготовка: 4 человека из класса заранее готовят сценки, которые будут продемонстрированы перед остальными учениками.

Ход занятия

Слишком многие люди не заботятся о том, что может случиться
до тех пор, пока это с ними не случиться.
У. Тафт

На доске записана тема и эпиграф к занятию.

Учащиеся разбиваются на несколько групп. Им предлагается внимательно проанализировать предложенные ситуации в своих группах и ответить на вопросы для каждого случая.

Учитель: Здравствуйте! В нашей жизни происходит много разных событий, иногда они забавны, а иногда имеют не вполне приятные последствия. Порой мы сталкиваемся с, казалось бы, неразрешимыми ситуациями, выход из которых мы не можем сами найти. Случались ли с вами такие ситуации? (ответы учеников) Давайте сегодня с вами разберем несколько случаев, которые могут произойти с каждым, и постараемся найти выход из положения. Сейчас ребята (называем настоящие или вымышленные имена) будут разыгрывать возможные жизненные ситуации, а вы после каждой будите их обсуждать в своей группе, а затем отвечать на вопросы в карточках. Если кто-то захочет дополнить – поднимает руку, если не согласен с выступающим – поднимает желтую карточку, которая находится на столе у каждой группы. Итак, начнем.

В ходе занятия классному руководителю не рекомендуется влиять на учащихся с позиции силы и значимости взрослого человека, а дать ученикам возможность самостоятельно (в случае необходимости при помощи ненавязчивого вмешательства), в процессе дискуссии прийти к правильному пониманию ситуации.

Ситуация 1.

Лена, Катя.

Лена: Катя, я не знаю, что мне делать? Посоветуй.

Катя: В чем дело?

Лена: Вчера я и моя подруга Света шли домой из музыкальной школы, переходили дорогу. Вдруг появилась машина, Света растерялась и машина наехала на нее. Водитель тотчас уехал. Собрались люди, приехала милиция.

Катя: А как Света?

Лена: Света, к счастью не пострадала – несколько царапин.

Катя: Так это замечательно. А ты причем?

Лена: Когда попросили меня рассказать о том, как все было, я сказала, что испугалась и ничего не помню.

Катя: Совсем ничего?

Лена: Дело в том, что за рулем был папин хороший знакомый, я его узнала. Я боялась рассказать об этом, потому что его могут судить. Мне его жалко.

Катя: А подругу тебе не жалко? Водитель нарушил правила движения, а если бы из-за него погибла Света?

Вопросы к ситуации №1

1. Являются ли действия водителя уголовными? Почему?
2. Что можно посоветовать Лене в сложившейся ситуации? Как бы вы поступили на ее месте?
3. Выступите с речью обвинения (защиты) в адрес Лены.

Ситуация 2.

Миша, Коля.

Миша: Коля, я не знаю, как мне быть?

Коля: Что произошло? Рассказывай.

Миша: Я вчера в актовом зале на стуле нашел мобильный телефон и взял его себе. Дома все думал о том, что сделал и решил сегодня отдать его кому-нибудь из работников школы, чтобы нашли владельца и вернули его.

Коля: Ни и отдал?

Миша: Нет.

Коля: Почему?

Миша: А я сегодня узнал, что по факту пропажи телефона вчера приходили сотрудники милиции. И если я отдам мобильный телефон, меня могут обвинить в воровстве, а если подбросить, то его может забрать кто-нибудь другой. Что мне делать?

Коля: Отдай телефон владельцу и объясни, как все было.

Миша: Я боюсь, а вдруг мне не поверят, скажут, что я преступник, вор.

Коля: Ты уже преступник.

Вопросы к ситуации №2.

1. Есть ли в данной ситуации противозаконные действия? Какие?
2. Как вы думаете, правильно ли отреагировал на ситуацию Коля? Что бы вы сказали (сделали) будь на его месте?
3. Выступите с речью обвинения (защиты) в адрес Миши.

 Ситуация 3.

Лена, Катя.

Катя: Лена, я потеряла учебник по биологии.

Лена: Как?

Катя: Не знаю, я все обыскала, но его нигде нет. Я не знаю, что делать?

Лена: Сходи в библиотеку и спроси, как быть в таком случае.

Катя: Я боюсь, а вдруг меня ругать будут, сообщат директору, родителям. Родители … а-а и думать страшно… Какой еще можно найти выход? Может тихенько у кого-нибудь стянуть?

Вопросы к ситуации №3

1. Что ожидает Катю, если она выполнит задуманное? Как можно расценить ее намерение с точки зрения закона?
2. Какую помощь может оказать Лена подруге? А что бы сделали вы?
3. Выступите с речью обвинения (защиты) в адрес Кати.

Ситуация 4.

Миша, Коля.

Миша: Коля, ты подавал свой дневник в конце прошлой четверти на подпись классному руководителю?

Коля: Конечно. Ведь это обязательно. А ты, как я помню, сказал, что забыл дневник дома?

Миша: Да.

Коля: Так занеси дневник на подпись, в чем проблема?

Миша: У меня были такие плохие четвертные оценки, что я боялся показывать их родителям. Я записал другие баллы и подделал подпись классного. А теперь я боюсь, что он может вспомнить о том, что дневник не был на проверке, попросит посмотреть дневник и увидит, что подпись не настоящая. Что мне делать, если все обнаружится?

Коля: Не знаю. Я бы не обманывал и рассказал правду родителям, чтобы они были в курсе, если позвонит классный. Все равно узнают.

Миша: Да ну тебя с твоими советами.

Вопросы к ситуации №4

1.В каком случае Миша преступил юридический закон, а в каком – нравственный? Почему?
2. Как Коля мог бы повлиять на решение Миши? Как бы вы повлияли на дальнейшие действия Миши?
3. Выступите с речью обвинения (защиты) в адрес Миши.

Ситуация 5.

Лена, Катя.

Лена: Катя, я чего-то не понимаю. Ты и правда видела, как Юля украла деньги у Саши?

Катя: Ты о чем?

Лена: Несколько дней назад у Саши пропали деньги, которые он принес на питание. Он сообщил об этом классному руководителю. Дело дошло до директора. И вот я сегодня узнаю, что ты утром подходила к классному и по секрету сказала ему, кто украл деньги – ты видела, как это сделала Юля, но боялась при всех об этом рассказать. А теперь на Юлю смотреть жалко, все на нее нападают.

Катя: И что?

Лена: А то, что ты не могла этого видеть. Мы всегда и везде ходим вместе, и я тоже должна была бы видеть, как Юля взяла деньги.

Катя: Лена, не лезь не в свое дело. Это тебя не касается. Мне не нравится Юлька, можно сказать, что я ее терпеть не могу – скромница, отличница, активистка, любимица… списать не дает – слишком правильная. С этим нужно было что-то делать. Вот я и сделала. За всех отомстила.

Лена: Ты на всех не спихивай. А если с тобой кто-нибудь поступит также?

Катя: И что теперь делать?

Вопросы к ситуации №5

1. Как вы расцениваете поступок Кати? Почему?
2. Должна ли Лена сообщить классному руководителю о ложном обвинении Юли? Почему? А вы бы рассказали? Кому и для чего?
3. Выступите с речью обвинения (защиты) в адрес Кати.

Рефлексия

Учитель предлагает ребятам ответить на следующие вопросы:

- Понравилось ли вам наше занятие?
- Что нового вы открыли для себя сегодня?
- Какие выводы вы сделали для себя?
- Повлияет ли наше занятие на ваши дальнейшие действия в жизни? Как?

Учитель: Вот и подходит к концу наше занятие. Но я хочу еще раз обратить ваше внимание на эпиграф сегодняшнего дня. (Вместе читаем вслух). Так вот я бы хотела вам пожелать на будущее: думайте прежде чем что-либо сделать, анализируйте свои слова и свое поведение, совершенствуйтесь нравственно, соблюдайте закон – это поможет вам как можно реже попадать в трудные жизненные ситуации. Всего вам хорошего.

Литература

Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.