Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к определенной модели поведения, сами должны понять ее необходимость, чтобы потом более осознанно ее придерживаться.
Цель: Развить у учащихся стремление к осмыслению своих поступков и поведения; формировать нравственные качества личности, ответственность, порядочность.
Задачи:
- Учить учащихся ответственно и взвешенно подходить к принятию различного рода решений.
- Развивать умение учащихся справедливо оценивать события, свои действия, а также действия других людей.
- Воспитать эмоциональное и деятельностно-практическое отношение к собственному поведению и поведению окружающих.
Предполагаемый результат: развитие критического мышления и коммуникативной культуры учащихся, навыков самоконтроля и самооценки поведения.
Форма проведения: работа учащихся в группах.
Оборудование: карточки с вопросами для каждой ситуации; желтые карточки для оппонирования.
Предварительная подготовка: 4 человека из класса заранее готовят сценки, которые будут продемонстрированы перед остальными учениками.
Ход занятия
Слишком многие люди не заботятся о том, что может случиться
до тех пор, пока это с ними не случиться.
У. Тафт
На доске записана тема и эпиграф к занятию.
Учащиеся разбиваются на несколько групп. Им предлагается внимательно проанализировать предложенные ситуации в своих группах и ответить на вопросы для каждого случая.
Учитель: Здравствуйте! В нашей жизни происходит много разных событий, иногда они забавны, а иногда имеют не вполне приятные последствия. Порой мы сталкиваемся с, казалось бы, неразрешимыми ситуациями, выход из которых мы не можем сами найти. Случались ли с вами такие ситуации? (ответы учеников) Давайте сегодня с вами разберем несколько случаев, которые могут произойти с каждым, и постараемся найти выход из положения. Сейчас ребята (называем настоящие или вымышленные имена) будут разыгрывать возможные жизненные ситуации, а вы после каждой будите их обсуждать в своей группе, а затем отвечать на вопросы в карточках. Если кто-то захочет дополнить – поднимает руку, если не согласен с выступающим – поднимает желтую карточку, которая находится на столе у каждой группы. Итак, начнем.
В ходе занятия классному руководителю не рекомендуется влиять на учащихся с позиции силы и значимости взрослого человека, а дать ученикам возможность самостоятельно (в случае необходимости при помощи ненавязчивого вмешательства), в процессе дискуссии прийти к правильному пониманию ситуации.
Ситуация 1.
Лена, Катя.
Лена: Катя, я не знаю, что мне делать? Посоветуй.
Катя: В чем дело?
Лена: Вчера я и моя подруга Света шли домой из музыкальной школы, переходили дорогу. Вдруг появилась машина, Света растерялась и машина наехала на нее. Водитель тотчас уехал. Собрались люди, приехала милиция.
Катя: А как Света?
Лена: Света, к счастью не пострадала – несколько царапин.
Катя: Так это замечательно. А ты причем?
Лена: Когда попросили меня рассказать о том, как все было, я сказала, что испугалась и ничего не помню.
Катя: Совсем ничего?
Лена: Дело в том, что за рулем был папин хороший знакомый, я его узнала. Я боялась рассказать об этом, потому что его могут судить. Мне его жалко.
Катя: А подругу тебе не жалко? Водитель нарушил правила движения, а если бы из-за него погибла Света?
Вопросы к ситуации №1 1. Являются ли действия водителя уголовными? Почему? |
Ситуация 2.
Миша, Коля.
Миша: Коля, я не знаю, как мне быть?
Коля: Что произошло? Рассказывай.
Миша: Я вчера в актовом зале на стуле нашел мобильный телефон и взял его себе. Дома все думал о том, что сделал и решил сегодня отдать его кому-нибудь из работников школы, чтобы нашли владельца и вернули его.
Коля: Ни и отдал?
Миша: Нет.
Коля: Почему?
Миша: А я сегодня узнал, что по факту пропажи телефона вчера приходили сотрудники милиции. И если я отдам мобильный телефон, меня могут обвинить в воровстве, а если подбросить, то его может забрать кто-нибудь другой. Что мне делать?
Коля: Отдай телефон владельцу и объясни, как все было.
Миша: Я боюсь, а вдруг мне не поверят, скажут, что я преступник, вор.
Коля: Ты уже преступник.
Вопросы к ситуации №2. 1. Есть ли в данной ситуации противозаконные действия? Какие? |
Ситуация 3.
Лена, Катя.
Катя: Лена, я потеряла учебник по биологии.
Лена: Как?
Катя: Не знаю, я все обыскала, но его нигде нет. Я не знаю, что делать?
Лена: Сходи в библиотеку и спроси, как быть в таком случае.
Катя: Я боюсь, а вдруг меня ругать будут, сообщат директору, родителям. Родители … а-а и думать страшно… Какой еще можно найти выход? Может тихенько у кого-нибудь стянуть?
Вопросы к ситуации №3 1. Что ожидает Катю, если она выполнит задуманное? Как можно расценить ее намерение с точки зрения закона? |
Ситуация 4.
Миша, Коля.
Миша: Коля, ты подавал свой дневник в конце прошлой четверти на подпись классному руководителю?
Коля: Конечно. Ведь это обязательно. А ты, как я помню, сказал, что забыл дневник дома?
Миша: Да.
Коля: Так занеси дневник на подпись, в чем проблема?
Миша: У меня были такие плохие четвертные оценки, что я боялся показывать их родителям. Я записал другие баллы и подделал подпись классного. А теперь я боюсь, что он может вспомнить о том, что дневник не был на проверке, попросит посмотреть дневник и увидит, что подпись не настоящая. Что мне делать, если все обнаружится?
Коля: Не знаю. Я бы не обманывал и рассказал правду родителям, чтобы они были в курсе, если позвонит классный. Все равно узнают.
Миша: Да ну тебя с твоими советами.
Вопросы к ситуации №4 1.В каком случае Миша преступил юридический закон, а в каком – нравственный? Почему? |
Ситуация 5.
Лена, Катя.
Лена: Катя, я чего-то не понимаю. Ты и правда видела, как Юля украла деньги у Саши?
Катя: Ты о чем?
Лена: Несколько дней назад у Саши пропали деньги, которые он принес на питание. Он сообщил об этом классному руководителю. Дело дошло до директора. И вот я сегодня узнаю, что ты утром подходила к классному и по секрету сказала ему, кто украл деньги – ты видела, как это сделала Юля, но боялась при всех об этом рассказать. А теперь на Юлю смотреть жалко, все на нее нападают.
Катя: И что?
Лена: А то, что ты не могла этого видеть. Мы всегда и везде ходим вместе, и я тоже должна была бы видеть, как Юля взяла деньги.
Катя: Лена, не лезь не в свое дело. Это тебя не касается. Мне не нравится Юлька, можно сказать, что я ее терпеть не могу – скромница, отличница, активистка, любимица… списать не дает – слишком правильная. С этим нужно было что-то делать. Вот я и сделала. За всех отомстила.
Лена: Ты на всех не спихивай. А если с тобой кто-нибудь поступит также?
Катя: И что теперь делать?
Вопросы к ситуации №5 1. Как вы расцениваете поступок Кати? Почему? |
Рефлексия
Учитель предлагает ребятам ответить на следующие вопросы:
- Понравилось ли вам наше занятие?
- Что нового вы открыли для себя сегодня?
- Какие выводы вы сделали для себя?
- Повлияет ли наше занятие на ваши дальнейшие действия в жизни? Как?
Учитель: Вот и подходит к концу наше занятие. Но я хочу еще раз обратить ваше внимание на эпиграф сегодняшнего дня. (Вместе читаем вслух). Так вот я бы хотела вам пожелать на будущее: думайте прежде чем что-либо сделать, анализируйте свои слова и свое поведение, совершенствуйтесь нравственно, соблюдайте закон – это поможет вам как можно реже попадать в трудные жизненные ситуации. Всего вам хорошего.
Литература
Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.