Урок математики по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Разделы: Математика


“Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит.”
М Ломоносов.

Цели урока:

  1. Повторить и закрепить знания.. умения, навыки учащихся при выполнении сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

  2. Закрепить умения сравнивать обыкновенные дроби.
  3. Развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности.
  4. Приобщение учащихся к разнообразным формам и методам изучения материала.

Образовательная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.

Воспитательная цель: продолжить формирования познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуации успеха, навыков самостоятельной деятельности.

Развивающая цель: продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, систематизировать; продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленных задач, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; активизация познавательной деятельности.

Структура урока: устная работа – игра “Математическое лото” - Работа в учебных парах – игра “Рыбалка” - самостоятельная работа с последующей проверкой – коллективное решение практической задачи – тестирование – самоанализ – оценка.

Ведущие формы урока: дидактические игры, эвристическая беседа.

Оборудование урока:

  • тесты,

  • карточки для выполнения самостоятельной работы и работы в учебных парах,

  • мультимедийный проектор,

  • картонные модели рыб – 3 штуки,

  • сундучок с золотыми монетами (шоколадными медалями),

  • карта путешествия - демонстрационная,

  • сигнальные карточки зеленого и красного цветов,

  • палочка с леской (удочка),

  • магнит,

  • канцелярские скрепки,

  • карточки с тестами для индивидуальной работы,

  • карточки с условием практической задачи для коллективного решения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объявление темы урока, формулировка целей урока.

Ребята разгадывают кроссворд . (Приложение, слайд 1). По словам ответов на вопросы

кроссворда составляется название темы урока “Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями”. (Приложение, слайд 2).

Пользуясь вспомогательными словами (Приложение, слайд 3), ученики сами формулируют цели урока.

III. Устная работа.

Учитель объявляет, что урок сегодня будет необычным, дети совершат увлекательное путешествие в поисках старинного клада, и надо сначала проверить готовность их к этому путешествию. “Хорошо ли мы вооружены знаниями?”

Задание 1. Прочитайте дроби. (Приложение, слайд 4). Укажите среди них: обыкновенные, десятичные. Чем различается запись обыкновенной дроби от десятичной?

Что показывает числитель и что показывает знаменатель обыкновенной дроби? Какая обыкновенная дробь называется правильной, а какая обыкновенная дробь называется неправильной?

Задание 2. Обратите обыкновенные дроби в десятичные, а десятичные - в обыкновенные. (Приложение, слайд 5).

Задание 3. Сравните числа. (Приложение, слайд 6).

Задание 4. Сократите дроби. (Приложение, слайд 7).

Задание 5. Сравните с единицей сумму дробей. (Приложение, слайд 8).

IV. Игра “Математическое лото”.

На доске заранее укреплен лист ватмана, который поделен на шесть равных частей. На каждой части крупно нарисовано число. Каждое из этих чисел будет озвучено в ответах к математическому лото. На столе учителя лежат внутренней стороной вниз шесть квадратов, равных по размеру квадратам на вывешенном листе. На каждом квадрате с внутренней стороны нарисован участок карты, а на внешней стороне – одно из шести чисел, изображенных на листе разграфленном листе ватмана.

Задание к математическому лото. Выполните действия. (Приложение, слайд 10).

Ученики самостоятельно выполняют это задание, а затем учитель медленно и в разбивку проговаривает ответы: 0,4; ) и т.д. Ученик, первым назвавший объявленный ответ, вызывается к доске и прикрепляет квадрат с таким же числом, как и в его ответе к тому месту на ватмане, где увидит тоже число, что и на квадрате. Так постепенно сложится карта путешествия. Дети, глядя на карту, начинают свое путешествие.

V. “Цветочная поляна”.

Учитель предлагает ученикам собрать букет из имеющихся на поляне цветов. Но так как среди этих цветов могут быть и ядовитые, и целебные, то задача учащихся не ошибиться, собирая букет.

Задание для работы в учебных парах. На каждой парте лежит карточка, на которой изображены цветы. В середине каждого цветка находится знак действия, а на лепестках написаны различные дроби. Выполнив указанное в середине цветка действие с дробями на его лепестках, сравните ответ с дробью, записанной на листочке цветка. При совпадении ответа поднять зеленую карточку – целебный цветок. В противном случае поднять красную карточку – ядовитый цветок.

Коллективно проверяется выполнение этой работы (Приложение, слайд 12.)

Так повторяется и закрепляется правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

Выполните действия и сравните с результатом.

VI. “Развилка дороги”

После цветочной поляны учащиеся попали на развилку дороги. По какой дороге им идти они узнают, выполнив задание.

Задание. Учитель на доске выписывает ответы из предыдущего задания:

О,5.

Расположите числа в порядке убывания.

Данное задание выполняется на доске. Получив результат: 0,5, , ученики решают, что наибольший успех их ждет в том случае, если идти по первой дороге, так как шанс достижения цели здесь наиболее велик.

VII. “Рыбалка”.

Ориентируясь по карте, ученики подошли к озеру, где решили наловить рыбки для ухи.

На столе учителя разложены три крупные рыбы, вырезанные из картона. На каждой рыбе поставлен номер. Это номер задания. Берем “удочку”, магнитом “цепляем” скрепки на голове рыбы – и рыба поймана. По номеру “пойманной рыбы” открывается задание для решения. (Приложение, слайды 14, 15, 16).

VIII. “Мельница”

После рыбалки, сварив воображаемую уху, ученики подошли к мельнице. Вблизи мельница оказывается больше, чем на карте. Ее можно подробно рассмотреть на карточках, лежащих перед каждым учеником. Мельница “перемалывает” все написанные числа, начиная с отмеченного числа.

Задание. Выполните действия в той последовательности, которая указана стрелками. Укажите окончательный ответ.

Выполнив самостоятельно данное задание, учащиеся проверяют окончательный ответ. (Приложение, слайд18.)

IX. “Пещера”.

Ребята продолжают путь, но тут начинается буря. Путешественники вымокли, озябли, ветер пронизывает… С надеждой глядя на карту, замечают пещеру, в которой можно укрыться от непогоды. Сколько же можно продержаться в такой пещере?

Задание. Решите задачу. “ В пещере обнаружено 750 литров пресной воды. На сколько дней хватит этого запаса воды для 30 человек, если один человек в день расходует 0,2% от всего количества воды?”

Ученики фронтальной работой составляют краткое условие задачи, составляют вопросы для ее решения. (Приложение, слайды 20, 21). Решение задачи осуществляется на доске.

Решение:

  1. 0,2 % = 0,002.
  2. 750 х 0,002 = 1,5 (л) – воды расходует в день один человек.
  3. 1,5 х 30 = 45 (л) – воды расходуют в день 30 человек.
  4. 750 : 45 = 16 (дней) будет расходоваться запас воды в пещере.

Ответ: воды хватит на 17 дней.

X. “Открой сундук”.

Буря закончилась, ученики продолжили путь и вот, наконец, дошли до того места, где находится сундук с кладом. Но как открыть сундук?

Задание. Тест на два варианта с выбором ответа.

Вариант 1.

1. Выполните сложение

а)
б)
в)
г)

2. Выполните вычитание

а)
б)
в)
г)

3. Выполните действия

а)
б)
в) 0
г)

4. Сравните Р1= и Р2 =

а) Р1 > Р2
б) Р2 > Р1
в) Р1 = Р2
г) Нет решений.

Вариант 2.

1.Выполните сложение

а)
б)
в)
г)

2. Выполните вычитание

а)
б)
в)
г)

3. Выполните действия

а)
б)
в)
г)

4. Сравните В1 = и В2 =

а) В1> В2
б) В2 > В1
в) В1 = В2
г) Нет решений

После выполнения задания идет проверка решения. (Приложение, слайд 23).

XI. “Клад найден!”

Ученики видят сундук с кладом. Учитель достает из “тайника” шкатулку, открывает ее, и все видят много- много старинных золотых монет (маленькие шоколадки в золотистой фольге). Дети честно делят “сокровища” друг с другом.

XII. Самоанализ. Подведение итогов урока.

Детям предлагается вернуться к поставленным в начале урока целям и дать оценку своей деятельности на уроке по достижению этих целей и достигнутых результатов. Удовлетворение от урока дети высказывают, выбирая соответствующую “рожицу – настроение” и зарисовывают ее в свою тетрадь. (Приложение, слайд 27). Тетради сдают на проверку учителю. Урок окончен. Учитель благодарит учеников. (Приложение, слайд 28).