Создание алгоритмов как проявление компетентности

Разделы: Математика


Компетентность – это способность к решению проблем, умение трансформировать собственные знания для выполнения поставленной задачи. Эта способность формируется только в деятельности творческого характера, одним из видов которой является создание алгоритмов.

В процессе составления алгоритма ребенком используются следующие ключевые компетенции:

  • учебные (умение связывать воедино и использовать отдельно части знаний, умение сворачивать и кодировать информацию);
  • исследовательские (умение находить, обрабатывать и систематизировать информацию);
  • социально-личностные (способность критически изучать ту или иную информацию, потребность в оказании помощи окружающим через применение изобретенного алгоритма);
  • коммуникативные (способность понимать язык алгоритмов и кодировать информацию в алгоритм);
  • организаторские (принятие ответственности на себя, овладение инструментом моделирования).

В нашей школе при обучении математике используются учебники Н.Я. Виленкина, Ю.Н. Макарычева. Материал этих учебных пособий составлен так, что изучение содержания идет без системы связей, отношений, зависимостей, способствующих развитию умственных действий учащихся. Тем не менее, учебники хороши тем, что в них много заданий, обеспечивающих освоение ГОС.

При изучении темы “Рациональные числа” учащиеся успешно выполняют задания каждого раздела: “Сложение отрицательных чисел”, “Сложение чисел с разными знаками” и т.д., – поскольку вычисления строятся фактически по образцу. А когда нужно применить эти умения в преобразовании выражений, то возникают затруднения. Так как содержание программного материала учебника Н. Я. Виленкина построено с применением линейного способа структурирования, у учащихся не складывается система знаний, дети не видят: какое конкретно правило нужно применить в этом задании для успешного его выполнения. В этот момент и возникает необходимость применить алгоритмы. Их составляют сильные учащиеся самостоятельно или в сотрудничестве как с другими детьми, так и с учителем. Разбор составленных алгоритмов в классе позволяет слабоуспевающим детям учиться мыслить алгоритмично и выявлять свои затруднения, а сильным учащимся в диалоге находить самый оптимальный вариант решения проблемы.

Так, в шестом классе, при изучении темы “Рациональные числа” был составлен алгоритм:

При нахождении общего знаменателя для двух дробей в шестом классе мы используем общее правило, но на практике удобней сэкономить время, применяя следующий алгоритм: “Нахождение общего знаменателя”.

Неоспорим и тот факт, что составление алгоритмов – это отличный способ систематизации знаний. Кроме того, обучение учащихся составлению алгоритмов способствует развитию теоретического мышления.