Цель:
- определение способов морфологического разбора части речи – местоимения;
- формирование навыков контроля и оценки своей деятельности и способов, помогающих
- преодолеть свою некомпетентность при изучении местоимения.
Ход урока
I. Орг.момент. Психологический настрой
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
Учитель: Мне очень хочется, чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.
II. Актуализация знаний
Учитель: Урок русского языка я начну с загадки:
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
Дети: Это сосулька.
У.: Как вы думаете, какое задание можно предложить на уроке русского языка с этим текстом?
Д.: Перечисляют задания.
Создание ситуации выбора для учащихся.
У.: Из перечисленных заданий, я предлагаю поработать с орфограммами в следующей форме. Тот, кто затрудняется при письме, может выбрать прием “письмо с дырочками сомнениями”, а тот, кто чувствует себя уверенно, то по ходу может сразу подчеркивать орфограммы.
У.: Диктует загадку.
Д.: Записывают.
У.: Были ли трудности при письме? Какие?
У.: Проверьте свои работы в паре. Оцените себя.
III. “Открытие” нового знания
Определение совместной цели деятельности.
У.: Мы продолжим работу по этому тексту, возможно, он поможет открыть что-то новое для нас.
– По предложенной характеристике попробуйте найти соответствующую часть речи.
Учитель предлагает следующую схему:
_________ – неодуш., ср. род., ед.ч.
Д.: Находят часть речи – солнце.
У.: Расскажите, как определили.
– Как можно проверить, правильно ли отвечали ребята? С чем можно соотнести предложенную схему?
У.: Что еще нового узнали об имени существительном?
Д.: Существительное можно заменить местоимением.
У.: Для чего? Можно ли это доказать в нашем тексте?
Д.: Доказывают.
– Да, потому что отгадка – это сосулька. А в тексте существительное сосулька заменено местоимением ОНА, ЕЕ.
У.: Как это можно проверить?
Д.: Можно подставить вместо местоимения существительное – сосулька.
У.: Попробуйте это исследовать – что получится?
Д.: Работают в паре.
Растет сосулька вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце сосульку припечет –
Заплачет сосулька и умрет.
Создание проблемной ситуации.
У.: Какой вывод можно сделать о словах ОНА – ЕЕ?
Д.: Местоимение ОНА может изменяться на форму ЕЕ.
У.: Оказывается, в русском языке изменяются не только существительные, но и местоимения.
А раз изменяются, могут ли местоимения иметь начальную форму?
Д.: Объясняют, что местоимение ОНА – это и есть начальная форма.
IV. Первичное закрепление
Д.: Работают в паре, выполняя упражнение из учебника (упр. 295 стр.58).
Проверка проводится с помощью комментирования.
У.: Расскажите, что нового узнали о местоимении?
Д.: Местоимение имеет начальную форму. Может изменяться, принимая другую форму. Местоимения могут употребляться с предлогами. Местоимения с предлогами пишутся отдельно.
У.: Раз существительное можно заменить местоимением, то попробуйте разобрать местоимение по той же схеме, что и существительное. Выберите любое местоимение из упражнения 295.
Создание проблемной ситуации.
У.: Почему вы не смогли воспользоваться алгоритмом разбора имени существительного для местоимения?
Совместно с детьми приходят к выводу, то в разборе местоимений требуются изменения и дополнения.
Самостоятельная работа в группе.
У.: Попробуйте составить свой алгоритм по разбору местоимений.
Д.: Представляют свою работу.
Рефлексия.
У.: Сумели ли вы все рассказать о местоимении, пользуясь своим алгоритмом?
– Я предлагаю сравнить ваши работы с образцом.
Д.: Сравнивают свой результат работы с порядком разбора в учебнике.
У.: У какой группы результат ближе к образцу?
– Оцените вклад каждого в работе группы.
Ребятам предлагаются карточки с оценочными высказываниями. Каждому дается право выбрать ту карточку, которой он сам бы себя оценил: “Я был помощником”, “Я был открывателем”, “Я комментировал”, “Я умело доказывал”.
V. Итог урока.
Подведем итог нашего урока.
– Что нового узнали о местоимениях?
– Что помогло нам узнать об этой части речи?