Тематическое внеклассное занятие "Необычный зоопарк"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. Знакомство детей с многообразием животного мира на Земле.
  2. Систематизация знаний о диких животных, об их жизни в неволе и на свободе.
  3. Воспитание бережного отношения к природе и к животным.

Оборудование:

  1. Выставка детских рисунков о животных.
  2. Зоологическое лото.
  3. Дидактический материал о животных.
  4. Карточки со словами.

Ход занятия

I. Организационный момент

  1. Учащиеся делятся на две группы-команды.
  2. Аутотренинг:

Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Игра “На веселой на полянке”

– Сегодня мы отправляемся с вами в необычное путешествие. Начинается оно с лесной полянки.

– Загадаю вам, ребятки,
Очень милые загадки.
Лесной барабанщик,
Длинноухий трусишка,
Кто это?.. (Зайчишка.)

– Давайте попробуем побарабанить по своим коленкам, как зайчики…

Тра-та-та! Тра-та-та!

– Молодцы, ребята.

– Еще загадка:

Всю зиму он в берлоге спал
Да сладко лапу сосал,
Весной затопал спросонок.
Ребята, кто это?.. (Медвежонок.)

– Верно, медвежонок. Потопаем, как молодые Топтыгины. Топ-топ-топ!

– Здорово у нас получается. А теперь следующая загадка.

– На дворе в кадушке
Заквакали подружки,
Потом прыг из ушата.
Кто же это?.. (Лягушата.)

– Действительно, лягушата.

– А ну-ка, поприседаем и проквакаем, как лягушки! Ква-ква-ква!

III.Объявление темы и целей занятия

– Ребята, чем прекрасна наша Земля?

(Наша Земля прекрасна лесами, озерами, реками и животными.)

– Правильно, молодцы.

– Многообразен животный мир на Земле.

– Цель нашего занятия – познакомиться с жизнью диких животных.

А увидеть многих из этих животных мы можем только… Где?

(В зоопарке.)

– Вот и отправимся мы в “Необычный зоопарк”.

IV. Викторина “ В мире животных”

– Для того, чтобы войти в наш зоопарк, нужны билеты. Их можно получить, если быстро и правильно ответить на вопросы. Ответы должны быть краткими, но полными и убедительными.

– Посмотрим, чья команда лучше справится с этим заданием.

На доске демонстрационные картинки: лиса, волк, медведь, белка, олень, лось.

– Где живут эти звери? (В лесу или зоопарке.)

– Чем они питаются?

– Лиса…(ловит ежей, мышей, зайцев, мелких животных).

– Волк…(охотится на зайца).

– Медведь…(питается ягодами).

– Кто из зверей делает запасы на зиму? (Белка, ежи, кроты.)

– Какие это запасы? (Желуди, грибы, ягоды, зерна пшеницы.)

– Как называется жилище:

Медведя? (Берлога.)

Волка? (Логово.)

Лисы? (Нора.)

Белки? (Дупло.)

– Кто еще из зверей живет в норах? (Зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки.)

– Кто из зверей меняет цвет шубки? (Заяц, лиса, белка.)

– Кто из зверей меняет рога? (Лось, олень.)

(Дети получают за правильный ответ заранее приготовленные билеты.)

Спрашивать детей из разных команд, чтобы все получили билеты.

V. Экскурсия по зоопарку

– В зоопарке нужен экскурсовод. Каждый из вас будет выступать в роли экскурсовода, рассказывать об одном из диких животных.

– Итак, проходим в наш зоопарк. В нем много диких зверей.

Ученики поочередно меняются ролями: одни – экскурсоводы, а все остальные – “дети в зоопарке”.

Ученик – экскурсовод выбирает себе, используя демонстрационный материал, любого зверя, которого он хорошо знает, и представляет, что он ведет рассказ о данном животном, именно около клетки выбранного животного в зоопарке.

После краткого рассказа роль “экскурсовода” переходит любому желающему.

Дети рассказывают о медведе, филине, олене, верблюде, слоне, жирафе, кенгуру и других диких животных.

VI. Обобщение услышанного.

– Какие звери вызвали интерес?

– С кем из них тебе не хотелось бы встретиться?

– Дикие звери нуждаются в нашей помощи. А почему нельзя заводить диких зверей в квартире?

– Многие из этих животных занесены в Красную Книгу. Их надо охранять, беречь.

VII. Эрудит – лото.

Игра проводится между командами.

Ведущий (это подготовленный ученик) читает вопросы на карточках, команды быстро дают ответы.

– Кто больнее кусается: комар или комариха? (Кусается только комариха.)

– Что случится с акулой, если она остановится? (Она начнет тонуть.)

– Что общего между жирафом и лебедем? (Длинная шея.)

-Какое животное не боится укусов гремучей змеи? (свинья)

– Чем питается колибри, и как она это делает? (Колибри питается цветочным нектаром при помощи длинного хоботка.)

– Самое высокое сухопутное животное? (Жираф.)

– Какая птица подкидывает свои яйца в гнезда другим птицам? (Кукушка.)

– Самая длинная змея на Земле? (Анаконда.)

– Что в зимний период делает похожим лягушку на медведя? (Оба впадают в спячку.)

– Самая маленькая птица? (Колибри.)

– У какой птицы самые густые перья и почему? (У императорского пингвина, чтобы не замерзнуть на морозе.)

– Где леопард хранит добычу, которую не смог съесть? (На деревьях.)

– Как змея ловит добычу в полной темноте? (Змея реагирует на тепло.)

– Кто охотится в львиной семье? (Только самки.)

– Самая крупная птица в мире? (Африканский страус.)

VIII. Игра “Найди животное в словах”

Командам даются карточки со словами:

БАНКА
КОЛОСЬЯ
КИНО
ОСАДА

Задание: Найти животное, которое спряталось в этих словах.

Например: КАРКАС – РАК

САЛОН – СЛОН

Могут участвовать не все буквы. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

Ответы:

БАНКА – КАБАН
КОЛОСЬЯ – ЛОСЬ
КИНО – КОНИ
ОСАДА – ОСА

IX. Игра “Веселый художник”

– Нарисовать на доске с закрытыми глазами любое животное.

Вызывается по два участника от каждой команды.

Называется победитель этого конкурса.

Х. Итоги занятия

– Где мы с вами побывали? (Лесная полянка, зоопарк.)

– О чем мы с вами говорили? (О диких животных, об их охране и бережном отношении к ним.)

– Что больше всего сегодня понравилось?

(Ответы детей.)

Подводятся итоги всех конкурсов и игр. Учитель называет команду – победителя.