Цели:
- Знакомство детей с многообразием животного мира на Земле.
- Систематизация знаний о диких животных, об их жизни в неволе и на свободе.
- Воспитание бережного отношения к природе и к животным.
Оборудование:
- Выставка детских рисунков о животных.
- Зоологическое лото.
- Дидактический материал о животных.
- Карточки со словами.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Учащиеся делятся на две группы-команды.
- Аутотренинг:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Игра “На веселой на полянке”
– Сегодня мы отправляемся с вами в необычное путешествие. Начинается оно с лесной полянки.
– Загадаю вам, ребятки,
Очень милые загадки.
Лесной барабанщик,
Длинноухий трусишка,
Кто это?.. (Зайчишка.)
– Давайте попробуем побарабанить по своим коленкам, как зайчики…
Тра-та-та! Тра-та-та!
– Молодцы, ребята.
– Еще загадка:
Всю зиму он в берлоге спал
Да сладко лапу сосал,
Весной затопал спросонок.
Ребята, кто это?.. (Медвежонок.)
– Верно, медвежонок. Потопаем, как молодые Топтыгины. Топ-топ-топ!
– Здорово у нас получается. А теперь следующая загадка.
– На дворе в кадушке
Заквакали подружки,
Потом прыг из ушата.
Кто же это?.. (Лягушата.)
– Действительно, лягушата.
– А ну-ка, поприседаем и проквакаем, как лягушки! Ква-ква-ква!
III.Объявление темы и целей занятия
– Ребята, чем прекрасна наша Земля?
(Наша Земля прекрасна лесами, озерами, реками и животными.)
– Правильно, молодцы.
– Многообразен животный мир на Земле.
– Цель нашего занятия – познакомиться с жизнью диких животных.
А увидеть многих из этих животных мы можем только… Где?
(В зоопарке.)
– Вот и отправимся мы в “Необычный зоопарк”.
IV. Викторина “ В мире животных”
– Для того, чтобы войти в наш зоопарк, нужны билеты. Их можно получить, если быстро и правильно ответить на вопросы. Ответы должны быть краткими, но полными и убедительными.
– Посмотрим, чья команда лучше справится с этим заданием.
На доске демонстрационные картинки: лиса, волк, медведь, белка, олень, лось.
– Где живут эти звери? (В лесу или зоопарке.)
– Чем они питаются?
– Лиса…(ловит ежей, мышей, зайцев, мелких животных).
– Волк…(охотится на зайца).
– Медведь…(питается ягодами).
– Кто из зверей делает запасы на зиму? (Белка, ежи, кроты.)
– Какие это запасы? (Желуди, грибы, ягоды, зерна пшеницы.)
– Как называется жилище:
Медведя? (Берлога.)
Волка? (Логово.)
Лисы? (Нора.)
Белки? (Дупло.)
– Кто еще из зверей живет в норах? (Зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки.)
– Кто из зверей меняет цвет шубки? (Заяц, лиса, белка.)
– Кто из зверей меняет рога? (Лось, олень.)
(Дети получают за правильный ответ заранее приготовленные билеты.)
Спрашивать детей из разных команд, чтобы все получили билеты.
V. Экскурсия по зоопарку
– В зоопарке нужен экскурсовод. Каждый из вас будет выступать в роли экскурсовода, рассказывать об одном из диких животных.
– Итак, проходим в наш зоопарк. В нем много диких зверей.
Ученики поочередно меняются ролями: одни – экскурсоводы, а все остальные – “дети в зоопарке”.
Ученик – экскурсовод выбирает себе, используя демонстрационный материал, любого зверя, которого он хорошо знает, и представляет, что он ведет рассказ о данном животном, именно около клетки выбранного животного в зоопарке.
После краткого рассказа роль “экскурсовода” переходит любому желающему.
Дети рассказывают о медведе, филине, олене, верблюде, слоне, жирафе, кенгуру и других диких животных.
VI. Обобщение услышанного.
– Какие звери вызвали интерес?
– С кем из них тебе не хотелось бы встретиться?
– Дикие звери нуждаются в нашей помощи. А почему нельзя заводить диких зверей в квартире?
– Многие из этих животных занесены в Красную Книгу. Их надо охранять, беречь.
VII. Эрудит – лото.
Игра проводится между командами.
Ведущий (это подготовленный ученик) читает вопросы на карточках, команды быстро дают ответы.
– Кто больнее кусается: комар или комариха? (Кусается только комариха.)
– Что случится с акулой, если она остановится? (Она начнет тонуть.)
– Что общего между жирафом и лебедем? (Длинная шея.)
-Какое животное не боится укусов гремучей змеи? (свинья)
– Чем питается колибри, и как она это делает? (Колибри питается цветочным нектаром при помощи длинного хоботка.)
– Самое высокое сухопутное животное? (Жираф.)
– Какая птица подкидывает свои яйца в гнезда другим птицам? (Кукушка.)
– Самая длинная змея на Земле? (Анаконда.)
– Что в зимний период делает похожим лягушку на медведя? (Оба впадают в спячку.)
– Самая маленькая птица? (Колибри.)
– У какой птицы самые густые перья и почему? (У императорского пингвина, чтобы не замерзнуть на морозе.)
– Где леопард хранит добычу, которую не смог съесть? (На деревьях.)
– Как змея ловит добычу в полной темноте? (Змея реагирует на тепло.)
– Кто охотится в львиной семье? (Только самки.)
– Самая крупная птица в мире? (Африканский страус.)
VIII. Игра “Найди животное в словах”
Командам даются карточки со словами:
БАНКА
КОЛОСЬЯ
КИНО
ОСАДА
Задание: Найти животное, которое спряталось в этих словах.
Например: КАРКАС – РАК
САЛОН – СЛОН
Могут участвовать не все буквы. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.
Ответы:
БАНКА – КАБАН
КОЛОСЬЯ – ЛОСЬ
КИНО – КОНИ
ОСАДА – ОСА
IX. Игра “Веселый художник”
– Нарисовать на доске с закрытыми глазами любое животное.
Вызывается по два участника от каждой команды.
Называется победитель этого конкурса.
Х. Итоги занятия
– Где мы с вами побывали? (Лесная полянка, зоопарк.)
– О чем мы с вами говорили? (О диких животных, об их охране и бережном отношении к ним.)
– Что больше всего сегодня понравилось?
(Ответы детей.)
Подводятся итоги всех конкурсов и игр. Учитель называет команду – победителя.