Урок алгебры по теме "Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Повторить преобразование выражений, содержащих квадратный корень, с использованием формул сокращенного умножения.
  2. Выработать алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби.
  3. Сформировать у учащихся навыки применения этого алгоритма при преобразовании выражений, содержащих иррациональность в знаменателе дроби.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устная работа.

Задание 1. Объясните, почему верно равенство:

3. Изучение нового материала.

Задача. Преобразовать алгебраическое выражение к такому виду, чтобы знаменатель дроби не содержал знаков квадратных корней:

Решение.

Используем основное свойство дроби, то есть подбираем такой множитель, чтобы при умножении на него в знаменателе дроби не оказалось квадратных корней.

Если знаменатель алгебраической дроби содержит знак квадратного корня, то говорят, что в знаменателе содержится иррациональность. Преобразование выражения к такому виду, чтобы в знаменателе дроби не оказалось знаков квадратных корней, называют освобождением от иррациональности в знаменателе.

Алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби:

  1. Разложить знаменатель дроби на множители.
  2. Если знаменатель имеет вид img4.gif (240 bytes) или содержит множитель img4.gif (240 bytes), то числитель и знаменатель следует умножить на . Если знаменатель имеет вид или или содержит множитель такого вида, то числитель и знаменатель дроби следует умножить соответственно на или на .
  3. Преобразовать числитель и знаменатель дроби , если возможно, то сократить полученную дробь.

Выражения вида и  называются сопряженными.

4. Закрепление нового материала.

Используя алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби решить следующие задания.

Задание 1. Освободите выражение от иррациональности в знаменателе.

Умение освобождаться от иррациональности в знаменателе во многих случаях облегчает тождественные преобразования выражений.

Задание 3. Упростить выражение.

Решение.

Ответ:

Решить по учебнику задание 15.74 (а, б), 15.98 (а, б).

5. Итог урока.

Д /з. п. 15 (стр. 74–75), № 15.39–15.46, 15.74 (в, г), 15.98 (в, г).