Цели:
- Научить детей ценить традиции русской культуры. Видеть красоту слова, музыки, прививать любовь к природе через познание народных традиций.
- Развивать творческие способности, интерес к искусству своего народа, духовное общение учащихся с произведениями народных мастеров, расширять кругозор, художественный вкус.
- Воспитьвать красоту. Гармонию, чувство национального самосознания. Эстетический вкус, “народную” экологию.
Оборудование: русские народные костюмы, русские народные инструменты, деревянная посуда, народные игрушки, русские платки, короба, плакаты.
Вступительное слово учителя:
Сложная экологическая обстановка в России вызвали большой интерес к изучению и возрождению творческого наследия народов, освоению векового опыта в разных областях жизни, в особенности в области народной экологии. Многовековой опыт народа – сокравищница народной культуры. Народной экологии.у народов, населяющих Россию и живущих в разных природных условиях, исторически сложились свои традиции взаимоотношений с природой.
Люди в древние времена поклонялись силам природы. Но вместе с тем ощущали себя частичей природы, осознавали неразрывную связь с ней. Особое внимание уделяли предки священным деревьям. Культовыми деревьями считались береза, липа, дуб.моления большей частью совершались в березовой роще , деревья увешивались дарами и амулетами. Категорически запрещалось пасти скот, вытаптывать траву, губить деревья . иначе, по народному поверью. Такой человек мог быть наказан высшим божеством.
Расположенный вблизи жилья лес также считался заповедным. Жители деревень высаживали молодые деревца на своих усадьбах. Народная мудрость гласила: не рвать цветы. Травы, ветки во время цветения черемухи, рябины, считавшиеся некрикосновенными деревьями.
Народная мудрость гласит: лес всем богат,но. Пользуясь его дарами. Оставь часть своим детям, не бери сверх меры.
Вековые наблюдения за явлениями природы фиксировались в форме различных примет и пословиц. Сказок и загадок и передавались из поколения в поколение. В народном фольклоре сливается образность, поэтичность и взгляды народа на природу, ее обитателей.
Народная память хранит множество примет. В своей совокупности приметы есть народная наука, ибо они являются своеобразной системой народных знаний о природе. Ее явлениях. Приметы углубляют знания о жизни природы, ее важнйших закономерностях. В них зафиксированы причинно- следственные связи произходящих явлений и изменений в природной среде, осмысление которых способствует воспитанию материального мировоззрения.
На Руси издавна ценилось искусство. Русский народ создал много чудесных песен, сказок, и поделок. Мы, жители России, должны знать, помнить и чтить свои истоки. Высокую культуру русского народа.
Много разных национальностей живут в нашей стране. И у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, песни и танцы. Родина русского народа – Россия. Крепко любили и любят свою Родину русские люди. Красоту и величие родной земли, родного края воспевали в песнях
Березонька, моя березонька.
Береза, моя белая,
Стоишь ты, березонька, посередь долинушки
На тебе березонька, листочки зеленые,
Под тобою березонька трава шелкова.А сколько пословиц сложено:
– Хорошая русская песня дух бодрит.
– Где песня поется там веселее живется.
– С хорошей песней и труд спориться.
Хоровод “ Во поле береза стояла”
Зазывала 1.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости давно вас ждут, друзья!
Зазывала 2.
Эй! Не стойте у дверей!
Заходите поскорей!
Зазывала 1.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем ,
Забываем мы о ней.
Зазывала 2.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспоминаем русские обычаи,
Вспоминаем нашу старину!
Песни “ Скок поскок”, “ Лиса по лесу ходила”
Ведущий 2.
Рано утром солнышко поднималося
На ярмарку, на гуляние много народу собиралося
Гончары,и кружевницы, рукодельницы белолицы
Поработали на славу .
Ребенок 1. Собрались мы позабавиться, да потешиться !
Ребенок 2. Пошутить!
Ребенок 3. Поиграть!
Ребенок 4. Посмеяться!
Все с поклоном Вам на веселье!
Песня “Во кузнеце”
Скоморох.
Спешит народ на ярмарку
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются вилы, санки,
И конфеты, и баранки,
Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго не дыша:
До чего же хороша!
Лавка 1.
У меня есть угощение знатное!
Прянички, коврижки медовые, петушки леденцовые
Лавка 2.
А вот сапожки хороши! Варежки пушисты.
Разноцветные платки. Ленты серебристые.
Лавка 3.
Деревянная посуда! Не посуда – просто чудо!
Расписные плошки, яркие ложки!
Ребенок. Ой, у меня глаза разбегаются сколько здесь всего!
Ребенок 2. А это тоже игрушки?
Ведущий 1. Нет, это же конфеты.
Ребенок. А где же игрушки?
Ведущий 1.
А матрешки чем же не игрушки?
Посмотрите сколько их.
И маленькие и большие.
И совсем побольше.
Все улыбаются.
Скоморох. Народ собирается, ярмарка начинается.
Песня “ Земелюшка чернозем”
Лавка 1.
Вот пришли мы на базар. Принесли с собой товар
Родной матушке платок, по середочке цветок.
Лавка 2. Милым братьям- соколам по козловым сапогам.
Лавка 3. Моим сестрицам- лебедицам да по белым рукавицам.
Песня “ Ходила младешенька по борочку”
Скоморох 1. Мы скоморохи- плясуны мимо города шли, да к вам зашли . Посмотреть как вы живете, без нас не скучаете?
Скоморох 2. Мы пришли к вам оба Фома и Ерема Фома- на людей посмотреть, Ерема себя показать, да небылицы вам рассказать.
Скоморох 1.
По широкой улице
Едет кот на курице.
А лиса на петухе,
А Ерема – на свинье.
Скоморох 2 (Фома).
Круглая спинка.
Розовая шетинка.
Хвост крючком,
Рыльце пятачком,
На свинье Фома сидит, балалаечка звенит.
Ведущий 2.
Уж как жили-то два брата –
Ерема да Фома.
Что Ерема, что Фома –
Два удалых молодца!
Ерема Вот Ерема купил лошадь
Фома А Фома купил быка.
Гость 1.
Наш Ерема – простота:
Купил лошадь без хвоста.
Гость 2.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Сел Фома на быка.
Гость 3.
В лес поехал по дрова,
Зацепился за пенек.
Гость 4.
Простоял там весь денек;
Ерема – за кочку.
Гость 5.
Простоял всю ночку!
Гости (хором) Фома да Ерема ,
Сидели бы дома!
Песня “ Ой, вставала я ранешенько”
Лавка 1. Наш товар свистящий, шумный и гремящий. Да и ложки хороши. Веселитесь от души.
Лавка 2.
Свистульки, трещетки. Ложки. Кто хочет поиграть немножко?
Веселися народ, собирайся в хоровод
Звучат свистульки.
Ведущий. Хорошо Ерема играет. А Фома народ забавляет. Кто с платочком пляшет, да на балалайке играет, тому скучно не бывает.
Песня “ А я по лугу” (Приложение 1)
Гость 1. Кто любит трудиться , тому без дела не сидится.
Гость 2. Где труд- там счастье.
Гость 3. На новое вам лето, на красное вам лето. Куда конь хвостом, туда и жито кустом.
Песня “ Пошла млада за водой”
Ведущий 1.
Мы ребята удалые!
Мы девчата озорные!
Всех на ярмарку зовем –
Мы загадки продаем!
Ведущий 2.
А ну, честной народ,
Подходи смелей,
Покупай товар. Не робей!
Здесь загадки знатные-
Складные да ладные!
Всегда, повсюду славятся,
Они и вам понравятся!
Загадки
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит над головой (береза).В земле скрывается,
В руках преображается,
Огнем закаляется,
В посуду превращается. (Глина)Стоит толстячок.
Подбоченя бочок, шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)Кольцо не простое.
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье. (Бублик)На сковородку наливаю,
Вчетверо сгибаю.
Поставлю, попарю,
Выну поправлю,
Этот сдеру,
Другой наложу. (Блин)
Песня “Блины”
Ведущий 1.
За дарами за границу
Ехать мысли больше нет!
Ведущий 2.
И нашли здесь все подарки
Заграничным не чета.
Все в них есть: и красота,
И история страны
Нашей русской старины!
Ведущий 1.
Мы гордимся стариною
Стала нам она родной.
Ведущий 2.
Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
За столы всех приглашаем,
Русским чаем угощаем!