Цель: познакомить с новым временным промежутком (XV – XIXв.) эпохой Нового времени, географическими открытиями и развитием техники, сформировать первичное представление о таком явлении как «машинная цивилизация», развивать аналитические умения и навыки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Ребята, сколько интересных открытий вы сделаете на уроке. А что желают путешественникам? Конечно, удачи! И я вам тоже желаю удачи.
II. Проверка домашнего задания.
Повторение материала о Древнем мире и Средних веках. /работа в группах/
- Рассмотрите иллюстрации изобретений и памятников культуры. К какому веку их можно отнести. Назовите неизвестное архитектурное изобретение.
1 группа /даются иллюстрации Древнего мира/
Колесо, календарь, алфавит, цифры, Египетские пирамиды, Китайская стена, Колизей (Рим)
2 группа /даются иллюстрации Среднего века/
Бумага, компас, звездная карта, Успенский собор во Владимире, Собор Нотр-Дам /Париж/
-Обсудите в группе и найдите те опорные слова и предложения, которые характеризуют Древний мир (1группа), Средние века (2 группа).
(работа по карточкам 2 экземпляра, обучающиеся выбирают те карточки, которые характеризуют мир)
34 века: каменный век, бронзовый век, железный век. |
11 веков: время между Древним миром и Новым миром. |
2 мира мир цивилизаций мир первобытного племени |
религии христианство, буддизм, ислам |
Мораль: Настоящий человеком признаётся только человек своей цивилизации, своей культуры. |
Мораль: Настоящим человеком, к которому можно относиться по заветам Бога, считается человек своей веры. |
- Как вы понимаете слова морали Древнего мира и Средних веков?
III. Актулизация знаний и постановка проблемной ситуации.
1.( на доске иллюстрации: лампочка, фотоаппарат, телефон, пароход, паровоз)
- Можно ли эти предметы отнести к эпохе Среднего века или Древнему миру? Почему?
- Пользуемся ли мы этими предметами сейчас?
-Эти предметы сейчас такого же вида?
-Как вы бы назвали тот период времени, в которое они были изобретены?
2. Работа по картам в учебнике (стр.70,стр.74)
-Сравните карты Средних веков и Нового времени. Как изменились границы цивилизаций в Новое время.
3. Постановка проблемного вопроса.( в ходе ответов детей открывается таблица)
-Знаем ли мы, какую территорию занимала католическая цивилизация?
-Были ли похожи цивилизации в Средние века? Какими они были в основном?
- Знаем ли мы, что заставило европейцев так расселиться по планете и покорить весь мир?
ЗНАЕМ |
НЕ ЗНАЕМ |
1.В Средние века в Европе существовала католическая цивилизация (маленькая территория) 2.Все Средневековые цивилизации были похожи друг на друга – были земледельческими. |
1. Что произошло в истории Европы, что заставило европейцев расселяться и покорять мир? |
IV. Открытие нового знания.
Работа по учебнику (в группах)
-Европа перестала быть земледельческой цивилизацией, стала отличаться от других, стала сильнее других.
-Откройте учебники на стр.73. Обсудите, какие новые возможности появились у человека для перемещения по планете и для получения и передачи знаний.
1 группа работает над иллюстрациями XV – XVIII веков,
2 группа работает над иллюстрациями XIX – начало XX века.
- Как изменились возможности выживания человека?
-Проверим наши предположения. Прочитаем материал учебника на стр. 76.
-Как изменилось количество людей в Европе?
- Так что же заставило европейцев расселяться по планете?
- Но ведь все земли на планете были заняты другими людьми. Почему европейцы сумели их потеснить.
V. Расширение нового знания.
1.Развитие техники и создание машинной цивилизации.
-Все большие машины создавали люди для того, чтобы облегчить и ускорить свой труд. Какие профессии должны были теперь стать более важными для европейцев?
-Где теперь должно было проживать большинство граждан?
-Общество европейцев в Новое время изменилось, значит, возник новый вид цивилизации. Как бы вы её назвали? Обсудите в группах, назовите свою версию.
Работа в тетрадях. (стр. 35 №81) (работа в группах)
-Сравните признаки земледельческой и машинной цивилизации.(обсуждение и ответы детей)
- При переходе к машинной цивилизации на месте христианской Европы сложилось общество «западного мира», которое стремилось расширить свои границы и имело для этого соответствующие возможности.
«Европейская колонизация» (работа в группах).
а) Поиск ответов на вопросы карточки.
1.Какие земли были открыты и заселены выходцами из Европы? |
2.Какие страны Востока и Африки оказались покорёнными европейскими государствами? |
3.Как вы понимаете выражение «покорённые государства»? |
4.«Новые порядки в обществе и государстве».
-Кто из вас знает, что означает слово «колонизировать»?
-Как вы думаете, в этих государствах останутся свои порядки и порядки, навязанные европейскими государствами? (работа по таблице на стр.78)
5. « Мораль в эпоху Нового времени».
Задания для групп:
Прочитайте в учебнике текст о Великой французской революции на стр. 77 – 79 со слов «В 1789 году…» до конца параграфа.
Осудите ответы на вопросы:
Как революция повлияла на мораль Средневекового общества?
Что говорили новые порядки о добре и зле?
В основу какого способа управления государства легли новые правила? Как звучало новое правило борцов за новые порядки?
VI. Итог урока.
-Почему в Новое время страны западного мира стали развиваться быстрее других стран?
-Почему тема нашего урока называлась Новое время – торжество Европы?
VII. Домашнее задание. стр.73-79 читать; подготовить сообщение об архитектурном памятнике эпохи Нового времени или технических достижениях; или подготовить сообщение о французской революции.