Урок русского языка в начальных классах по программе "Школа-2100" в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Имя существительное. Три склонения имен существительных.

Цели и задачи урока:

  • познакомить со склонениями имен существительных;
  • закрепить умения определять падеж имен существительных, умение изменять имена существительные по падежам, знание падежей и падежных вопросов, умение составлять словосочетания и определять падеж имен существительных:
  • обогащать словарный запас детей;
  • совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.

Оборудование: картинка белки, карточки со словарными словами, карточки для дифференцированной работы разного уровня, таблица склонений имен существительных, карточки с названиями падежей.

Ход урока

1. Актуализация знаний. Языковая разминка.

а) Составить предложение, используя картинку и опорные слова, записать его и определить падеж имен существительных:

Картинка

белки.

Веселая ……….. в рыжей…….. вылезла из………, перепрыгнула через …….и побежала по ………. между……………. .

(Вариант предложения: Веселая белочка в рыжей шубке вылезла из дупла, перепрыгнула через шишку и побежала по дереву между ветками.)

– Что можно сказать о падежах имен существительных в данном предложении? (Здесь встретились все падежи.)

– Сколько падежей в русском языке? (Шесть.)

– Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имен существительных? (Надо найти слово, от которого зависит это существительное и поставить от него вопрос к имени существительному. По вопросу и предлогу определить падеж.)

– Как отличить имя существительное в форме одного падежа от формы другого падежа? (По вопросу и предлогу.)

б) Устно дать характеристику данному предложению (Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными сказуемыми.)

в) Списать с доски словосочетания и определить падеж имен существительных:

Прыгнула с ветки на ветку,
побежал по тропинке,
в светлой комнате,
сироп из малины,
играть в прятки,
вьется от березки к осинке.

Проверка работы осуществляется с использованием карточек с названием падежей.

Одновременно с этой работой проходит индивидуальная работа по карточкам разного уровня (4 – 5 человек):

Карточка №1.

Списать шесть словосочетаний, определить падеж имен существительных:

Песня (о ком? о чем?) о друге, берег (кого? чего?) реки, написал (кого? что?) пьесу, рассказал (кому? чему?) маме, поделился (с кем? с чем?) с соседом, отвечал (на ком? на чем?) на уроке, пирог (с кем? чем?) с повидлом, сидит (около кого? чего?) около березы, влетел (в кого? что?) в окно.

Карточка №2.

Составить шесть словосочетаний глагол + существительное из слов левой и правой колонках. Записать и определить падеж имен сущ.

путешествовать сестра
гулять друзья
подарить лес
идти тропа
влетел дорога
бежал окно
списал подарок
заглянул доска
мечтал тетрадь

(Карточка № 1 – для слабоуспевающих, карточка № 2 – средний уровень.)

2. Словарная работа.

Записать с предлогом, определить падеж: (на доске вывешиваю карточки со словарными словами и называю предлог, ученики записывают данные имена существительные с предлогами и определяют падеж)

см..родина к..рабль к..лбаса д..льфин л..донь п..деж

(на) (по) (с) (у) (на) (в)

Проверка с помощью карточек с названием падежей. Обратить внимание на окончания имен существительных.

– Почему у некоторых имен существительных оказались разные падежи? От чего это зависит? (От вопроса.)

Физкультминутка

3. Изучение нового материала:

Прочитать предложение с доски:

Старая женщина волновалась о сестренк… и дочер… . (окончания закрыты.)

Проблемный вопрос: – Найти однородные члены предложения, определить род и падеж. Что можно сказать об окончаниях? (Предположения детей)

– Открыть окончания.

– Что заметили? Какие вопросы возникают? От чего зависит окончание имени существительного в одном и том же падеже? (Данный вид работы я взяла из методических рекомендаций под редакцией Е. В. Бунеевой и М. А. Яковлевой на стр 114)

Решение проблемы:

На доске записаны имена существительные: лиса, Витя, дом, село, степь.

– Просклонять эти имена существительные в Р., Д., Т. падежах, определить у них род, выделить окончания.

Р.п. (нет) лисы, Вити, дома, села, степи.

Д. п. (дать) лисе, Вите, дому, селу, степи.

Т. п. (любуюсь) лисой, Витей, домом, селом, степью.

– Почему у имен существительных одного и того же падежа разные окончания?

– На какие группы можно разделить данные имена существительные?

– Какие имена существительные можно отнести к 1, 2, 3 группам?

Вывод: Имена существительные в русском языке имеют три склонения. К 1 склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями –а или –я, ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода без окончаний и среднего рода с окончаниями –о или –е, к 3 склонению относятся имена существительные женского рода на конце с ь.

На доску вывешиваю таблицу склонений имен существительных:

1 скл. 2 скл. 3 скл.
Ж. р. -а

М. р. -я

М. р.

Ср. р. –о,

Ж. р. -ь

4. Работа над определением на стр. 123–124 учебника.

- Чтение определения.

– Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного?

– Как вы считаете, склонение – это постоянный или непостоянный признак имени существительного?

5. Закрепление изученного.

Выполнить упражнение из учебника № 154 на стр. 124. Упражнение выполняется комментировано.

6. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Сколько склонений у имен существительных?

– Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного?

– Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

– Какое задание на уроке было самым трудным? А самым интересным?

7. Выставление оценок.

(С учетом письменных работ.)

8. Домашнее задание.

Приложение