Тема урока: Имя существительное. Три склонения имен существительных.
Цели и задачи урока:
- познакомить со склонениями имен существительных;
- закрепить умения определять падеж имен существительных, умение изменять имена существительные по падежам, знание падежей и падежных вопросов, умение составлять словосочетания и определять падеж имен существительных:
- обогащать словарный запас детей;
- совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.
Оборудование: картинка белки, карточки со словарными словами, карточки для дифференцированной работы разного уровня, таблица склонений имен существительных, карточки с названиями падежей.
Ход урока
1. Актуализация знаний. Языковая разминка.
а) Составить предложение, используя картинку и опорные слова, записать его и определить падеж имен существительных:
Картинка белки. |
Веселая ……….. в рыжей…….. вылезла из………, перепрыгнула через …….и побежала по ………. между……………. .
(Вариант предложения: Веселая белочка в рыжей шубке вылезла из дупла, перепрыгнула через шишку и побежала по дереву между ветками.)
– Что можно сказать о падежах имен существительных в данном предложении? (Здесь встретились все падежи.)
– Сколько падежей в русском языке? (Шесть.)
– Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имен существительных? (Надо найти слово, от которого зависит это существительное и поставить от него вопрос к имени существительному. По вопросу и предлогу определить падеж.)
– Как отличить имя существительное в форме одного падежа от формы другого падежа? (По вопросу и предлогу.)
б) Устно дать характеристику данному предложению (Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными сказуемыми.)
в) Списать с доски словосочетания и определить падеж имен существительных:
Прыгнула с ветки на ветку,
побежал по тропинке,
в светлой комнате,
сироп из малины,
играть в прятки,
вьется от березки к осинке.
Проверка работы осуществляется с использованием карточек с названием падежей.
Одновременно с этой работой проходит индивидуальная работа по карточкам разного уровня (4 – 5 человек):
Карточка №1.
Списать шесть словосочетаний, определить падеж имен существительных:
Песня (о ком? о чем?) о друге, берег (кого? чего?) реки, написал (кого? что?) пьесу, рассказал (кому? чему?) маме, поделился (с кем? с чем?) с соседом, отвечал (на ком? на чем?) на уроке, пирог (с кем? чем?) с повидлом, сидит (около кого? чего?) около березы, влетел (в кого? что?) в окно.
Карточка №2.
Составить шесть словосочетаний глагол + существительное из слов левой и правой колонках. Записать и определить падеж имен сущ.
путешествовать | сестра |
гулять | друзья |
подарить | лес |
идти | тропа |
влетел | дорога |
бежал | окно |
списал | подарок |
заглянул | доска |
мечтал | тетрадь |
(Карточка № 1 – для слабоуспевающих, карточка № 2 – средний уровень.)
2. Словарная работа.Записать с предлогом, определить падеж: (на доске вывешиваю карточки со словарными словами и называю предлог, ученики записывают данные имена существительные с предлогами и определяют падеж)
см..родина | к..рабль | к..лбаса | д..льфин | л..донь | п..деж |
(на) (по) (с) (у) (на) (в)
Проверка с помощью карточек с названием падежей. Обратить внимание на окончания имен существительных.
– Почему у некоторых имен существительных оказались разные падежи? От чего это зависит? (От вопроса.)
Физкультминутка
3. Изучение нового материала:
Прочитать предложение с доски:
Старая женщина волновалась о сестренк… и дочер… . (окончания закрыты.)
Проблемный вопрос: – Найти однородные члены предложения, определить род и падеж. Что можно сказать об окончаниях? (Предположения детей)
– Открыть окончания.
– Что заметили? Какие вопросы возникают? От чего зависит окончание имени существительного в одном и том же падеже? (Данный вид работы я взяла из методических рекомендаций под редакцией Е. В. Бунеевой и М. А. Яковлевой на стр 114)
Решение проблемы:
На доске записаны имена существительные: лиса, Витя, дом, село, степь.
– Просклонять эти имена существительные в Р., Д., Т. падежах, определить у них род, выделить окончания.
Р.п. (нет) лисы, Вити, дома, села, степи.
Д. п. (дать) лисе, Вите, дому, селу, степи.
Т. п. (любуюсь) лисой, Витей, домом, селом, степью.
– Почему у имен существительных одного и того же падежа разные окончания?
– На какие группы можно разделить данные имена существительные?
– Какие имена существительные можно отнести к 1, 2, 3 группам?
– Вывод: Имена существительные в русском языке имеют три склонения. К 1 склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями –а или –я, ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода без окончаний и среднего рода с окончаниями –о или –е, к 3 склонению относятся имена существительные женского рода на конце с ь.
На доску вывешиваю таблицу склонений имен существительных:
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Ж. р. -а М. р. -я |
М. р. Ср. р. –о, -е |
Ж. р. -ь |
- Чтение определения.
– Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного?
– Как вы считаете, склонение – это постоянный или непостоянный признак имени существительного?
5. Закрепление изученного.Выполнить упражнение из учебника № 154 на стр. 124. Упражнение выполняется комментировано.
6. Итог урока.– Что нового узнали?
– Сколько склонений у имен существительных?
– Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного?
– Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
– Какое задание на уроке было самым трудным? А самым интересным?
7. Выставление оценок.
(С учетом письменных работ.)