Тема: Л. Н. Толстой «Кто страшнее?». Однокоренные слова.
Цели:
- Расширить у учащихся понятие о жанре сказки, добиться понимания ими идейного смысла и морали сказки.
- Совершенствовать навыки чтения по ролям, умение пересказывать прочитанное.
- Обогащать словарный запас учащихся за счет однокоренных слов, загадок и образных выражений.
- Продолжить работу над развитием орфографической зоркости учащихся.
- Развивать образное мышление, речь, память.
- Прививать интерес к чтению, любовь к домашним животным.
Оборудование:
- Портрет Л. Н. Толстого, книги (сказки) автора. Проектор, экран.
- Презентация: загадки, образные выражения, текст сказки, рисунки, таблицы, текст латышской народной песни «Петушок». (Приложение 1)
Литература:
- И. Мокеева «Образные выражения и их графическое воплощение»,
- «Начальная школа», 48/2001.
- Е. Быстрова «Учебный фразеологический словарь русского языка».
- А. Михеева «Уроки внеклассного чтения в 1-3 классах».
- Сборник загадок.
- Этимологический словарик.
- Учебник русского языка для второго класса якутской школы, авторы
- Ф. В. Габышева, В. С. Иванова.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Беседа о сказках
- Какие сказки мы прочитали на прошлых уроках? Какая сказка больше всего понравилась? Почему? Кто выступает в качестве основных героев сказок (люди, животные, звери, насекомые…)? Каждая сказка имеет свою мораль, т. е. чему-то учит. Как вы думаете, чему учат нас сказки? (Доброте, трудолюбию, смелости, решительности, справедливости, правдивости).
III. Сообщение темы и цели урока. (Начинается показ презентации, слайды 1, 2, 3).
- Сегодня мы прочитаем сказку «Кто страшнее?». Эту сказку написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Вспомните, какие сказки и рассказы Толстого вы уже знаете?
IV. Работа над развитием речи, образного мышления. Закрепление понятия однокоренных слов.
1. Прежде, чем читать сказку, давайте отгадаем загадки и поработаем над их отгадками.
1) У него четыре лапки,
Лапки—цап-царапки,
Пара чутких ушей.
Он гроза для мышей.
(Слайд 4)
- Давайте, напишем отгадку в тетрадях: к о т. Найдите родственные слова: кошка, котёнок, котята, кошачий, кошкин. Выделите общую часть этих слов, т. е. корень. Проверьте (слайд 5). Составьте предложения с этими словами.
- А сейчас познакомимся ещё с одним образным выражением (дети уже работали с образными выражениями). Рассмотрите рисунок (слайд 6), подумайте и расскажите содержание. Какие предметы вы видите? Как можно их связать? Что должен делать мальчик? А что он делает? Почему? Да, мальчик не хочет работать, заниматься, поэтому бездельничает.
- Читайте (слайд 7):
Тянуть кота за хвост — тянуть время. |
- Составьте предложение. (Сеня не хочет учить уроки, поэтому тянет время.)
2) Сами—крошки,
Боятся кошки,
Под полом живут,
Туда всё несут.
(Слайд 8)
- Кто это? Напишите отгадку: мыши - мышь
Подберите родственные (однокоренные) слова: мышка, мышонок, мышиный, мышеловка. Выделите корень слов. Проверьте (слайд 9).
3) Качая клювом и хвостом,
Будильник ходит под окном.
На лапах шпоры, сам с вершок,
А на макушке гребешок.
(Слайд 10)
- Напишите отгадку: п е т у х
- Заглянем в этимологический словарик:
«Петух — домашняя птица с ярким, разноцветным оперением, красным гребешком на голове и красной бородкой. В некоторых районах нашей страны петуха называют певень, певун». Слова певень, певун, петух русские, и образовались они от слова петь. Так называют петуха за его любовь к пению (слайд 11).
- Напишите однокоренные слова, выделите корень (слайд 12).
Петухи поют на рассвете, поэтому образно говорят (слайд 13):
Вставать с первыми петухами — очень рано |
Предложение: Отец встал с первыми петухами и поехал на рыбалку.
Напишите в тетрадках, дома сделаете рисунок.
2. Хоровое чтение стихотворения (слайд 14):
Петуха спросили дети:
- Почему зовут Вас Петей?
Так ответил Петя детям:
- Хорошо умею петь я.
V. Музыкальная пауза: латышская народная песня «Петушок» (слайд 15).
VI. Работа над текстом (учебник, стр. 130; слайд 16).
- А теперь скажите, о ком мы прочитаем в сказке «Кто страшнее?»?
1. Первое чтение текста учителем.
- Слушайте внимательно. Постарайтесь запомнить содержание текста.
2. Работа над содержанием текста. (Слайды 17, 18).
- Кого встретила мышка во дворе?
- Кто показался ей добрым зверем, а кто страшным?
- Почему старая мышь ругала мышку?
3. Словарная работа.
Пояснение выделенных слов.
4. Второе чтение учителем.
- Следите по тексту. Обратите внимание, каким голосом я читаю слова мышонка и старой мыши.
5. Подготовка к чтению по ролям.
- Каким вы представляете мышонка (выражение лица, мимика), когда он рассказывает о петухе, каким – о кошке? (Испуганным, радостным)
- Почему?
- Каким голосом будем читать о петухе (о страшном звере); о кошке (о добром звере)?
- Найдите и прочитайте слова автора (мышки, мыши).
6. Чтение по ролям.
V. Итог урока.
- Какую сказку прочитали?
- Понравилась ли сказка?
- Кто её написал?
- Какова мораль этой сказки?
- Какие новые образные выражения узнали на этом уроке? (Слайды 7, 13).
VI. Домашнее задание.
- Выучите образные выражения, нарисуйте их содержание.
- Перескажите эту интересную сказку своему младшему брату (сестрёнке, родителям).