Урок по химии для 8-го класса с использованием презентации по теме "Понятие о валентности и химической связи. Ковалентная химическая связь"

Разделы: Химия


Тип урока: урок-лекция, беседа.

Цель урока: научить учащихся составлять электронные и структурные формулы молекул с ковалентной связью.

Задачи урока: сформировать у учащихся представление о валентности и валентных электронах, о химической связи. Рассмотреть разновидность химической связи - ковалентную связь, механизм ее образования.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала (с использованием презентации).
    • Изучение состава и строения веществ – одна из задач химии.
    • Примеры молекул различных веществ.
    • Что такое химическая связь и почему атомы соединяются в молекулы?
    • Что такое валентность и какова роль валентных электронов в образовании химической связи?
    • Ковалентная связь, механизм ее образования.
    • Электронные (формулы Льюиса) и структурные формулы молекул хлора, азота, хлороводорода.
    • Основные выводы урока.
  3. Домашнее задание: п. 15,16.

Конспект урока

Слайд 1

Вспомним, что одной из задач химии как науки является изучение состава и строения веществ. Мы уже с вами знаем, что вещества состоят из молекул, которые могут состоять из 2, 3, 4 и большего числа атомов.

Слайд 2

Слайд 3

Лишь благородные газы существуют в одноатомном состоянии, их атомы не соединяются друг с другом. Но почему? Они имеют завершенный, восьмиэлектронный внешний энергетический уровень. Такое состояние называется устойчивым.

Слайд 4

Атомы других элементов стремятся перейти в устойчивое состояние, взаимодействуя между собой. При взаимодействии атомов между ними возникает химическая связь.

Слайд 5

В образовании химической связи принимают участие только валентные электроны. Они расположены на внешнем энергетическом уровне у элементов главной подгруппы. Рассмотрим валентности некоторых элементов.

Слайд 6

Химическая связь образуется за счет электронов внешнего энергетического уровня, но осуществляется она по-разному. Различают три основных типа химической связи:

  • Ковалентную;
  • Ионную;
  • металлическую.

Сегодня познакомимся с ковалентной связью. В слове “ковалентная” приставка “ко” означает “совместное участие”, “валента” в переводе на русский – сила, способность. В данном случае имеется в виду способность атомов связываться с другими атомами.

Слайд 7

Ковалентная связь – это химическая связь между атомами, осуществляемая с помощью общих электронных пар. Ковалентная связь существует в молекулах, образованных атомами неметаллов.

В 1916г. американский ученый Джильбер Льюис разработал теорию ковалентной связи, согласно которой атомы приобретают устойчивое состояние путем образования одной или нескольких общих электронных пар между взаимодействующими атомами.

Слайд 8

Рассмотрим образование ковалентной связи в молекуле Cl2.

Сначала составим электронную схему, затем электронную и электронно-графическую формулы для атома хлора (используя возможности интерактивной доски).

Слайд 9

Обратим внимание на число валентных электронов. Льюис предложил обозначать валентные электроны точками рядом с символом элемента. Одна точка обозначает один электрон. У каждого атома хлора, составляющего молекулу хлора, по семь валентных электронов, из которых один является неспаренным. Именно за счет этих неспаренных электронов образуется общая электронная пара. И как предложил Льюис, именно пара электронов позволяет образовать ковалентную связь.

Рассмотрим образование ковалентной связи в молекуле N2 (используя возможности интерактивной доски).

Слайд 10

Рассмотрим образование ковалентной связи в молекуле HCl (используя возможности интерактивной доски).

Слайд 11

Рассмотрев образование ковалентной связи в различных молекулах, можем сделать следующие выводы.

Слайд 12

Презентация