Урок литературного чтения "Поэзия и история" в разделе "Планета поэзии. От великого до малого" в 4-м классе (УМК Л.В. Занков)

Разделы: Начальная школа


Цели: формирование навыков выразительного чтения стихотворений наизусть, передавая характер и верную интонацию при чтении; воспитание любви к поэзии, изобразительному искусству; развитие эмоционально-личностной сферы учащихся, творческих способностей.

Оборудование: картина А. В. Мащенко “Из Бывалых”; серия картин Н. М. Быльева-Протопопова “Блокадный Ленинград” (из фондов Музея изобразительных искусств города Комсомольска-на-Амуре); хрестоматия по дальневосточной литературе “Лукошко” (составитель М. Н. Ходаковская)

Место проведения: школьный музей “История улицы имени М. И. Калинина”

Ход урока

1. Вводная часть.

Учитель: Познав секреты поэзии, мы оказались на ее планете.

Ребята, каким может быть язык поэзии ?

Ученики: Язык поэзии может быть высоким и торжественным, но и простым разговорным. Может рассказать о глубоко личных переживаниях и о том, что волнует целый народ. Язык поэзии может поведать нам о любви к Отчизне, об исторических событиях, например, о войне.

2. Введение темы урока.

Учитель: Цитата из какого стихотворения могла бы стать эпиграфом к теме нашего урока ?

Ученики: Это цитата из стихотворения Валентина Берестова “О, поэзия ! Души людей береди...”

3. Приглашение в “Поэтический салон”.

Учитель: Предлагаю вам, ребята, прочесть несколько стихотворений нашего современника Валентина Берестова, который был подростком в годы Великой Отечественной войны, но не просто подростком, а юным поэтом. Какой характер носят его стихотворения ?

Ученики: Стихотворения Валентина Берестова носят автобиографический характер.

Учитель: При выразительном чтении наизусть постарайтесь передать характер этих произведений, выбрать нужную интонацию.

Ученики читают наизусть стихи В. Берестова:

  • “Прогулки с Чуковским”;
  • “Сиротская зима”:
  • “В эвакуации”;
  • “А как мы фронту помогали ?”

и делятся своими впечатлениями.

Ученик: В стихотворении “Прогулки с Чуковским” мы чувствуем переживания двух поэтов. Один – молодой, а другой – старик. Но оба – поэты. Именно искусство помогает им сдружиться, сочувствовать друг другу, помогать, находить силы для жизни, восхищения красотой.

Ученик: Лирический герой стихотворения “Сиротская зима” тоскует по своей родной природе, по мирному счастливому времени. Он ругает зиму без снега и мороза, и в то же время благодарен ей, потому что она его спасла. Поэт использует прием контраста. Двойственное чувство вызывает эта зима у поэта.

Ученик: Весна в Ташкенте производит на поэта не такое впечатление, как зима. Весна нравится поэту. Он любуется ею. Его восхищает бурное цветение. Валентин Берестов использует прием олицетворения. Для него ива, как живая. А волны арыка хотят унести тень от ивы. Но последняя строфа меняет смысл стихотворения. Поэт удивляется: какое несправедливое несоответствие: красота и щедрость, богатство и пышность природы и война, беда и горе людей.

Ученик: В стихотворении “А как мы фронту помогали ?” рассказывается о том, что дети войны – это тоже сила. Поэт изображает сражение с сорняками как сражение с дикой и яростной слепой силой. Это сражение за то, чтобы дать жизнь робким и драгоценным, благородным и едва живым кустикам хлопчатника. Это борьба за выживание.

Учитель: Неужели поэзии можно приписывать такую большую роль в жизни людей, как находить силы для жизни ? А есть ли такие стихотворения у наших дальневосточных поэтов ?

Я думаю, что они заслуживают нашего внимания, и мы с удовольствием их прочтем.

Ученики читают наизусть стихи Михаила Исламова “Повесть о детстве” и Людмилы Миланич “В круглый, сказочный, смешной – тряпочный дворец...”; “В классе очень холодно...”: “Много разных примет у Победы...”.

Учитель: Что нового о детстве, “опаленном войной”, узнали вы из стихотворений Михаила Исламова и Людмилы Миланич?

4. Виртуальное путешествие в Русский музей и Третьяковкую галерею.

Учитель: Литература и изобразительное искусство не отделимы друг от друга. Мы побывали в залах Русского музея и Третьяковской галереи. Внимательно, вдумчиво рассмотрели картины Кузьмы Петрова-Водкина, которые посвящены судьбе и переживаниям людей в годы гражданской войны. Вы поделились своими рассуждениями, впечатлениями в своих сочинениях.

Ученики читают свои сочинения по картинам К. Петрова-Водкина “1919 год. Тревога”; “Смерть комиссара”; “Селедка”.

5. У нас в гостях картины Музея изобразительных искусств нашего города.

Учитель: Я предлагаю обратиться к фондам Музея изобразительных искусств нашего города. Перед вами работа одного из старейших художников нашего города Алексея Васильевича Мащенко. Обратите внимание на его портрет. Удалось ли вам найти автобиографические сведения о художнике ? Где ? ( архив художественного музея)

Учитель: Рассмотрите картину. К какому жанру изобразительного искусства относится данная картина ? Что вы знаете об этом жанре?

Ученик: Это портрет. Это один из самых сложных жанров, потому что кроме внешнего сходства необходимо передать внутренние качества человека.

Учитель: Представьте себя художниками, работающими над портретом человека определенного характера и подумайте над выбором соответствующих выразительных средств: цвет, формат, фон для фигуры и другие.

Учитель: Как вы думаете, удалось ли Алексею Васильевичу Мащенко передать черты характера человека, изображенного на портрете ? Попробуем описать их. Что же за человек перед нами ?

Ученик: Художник мастерски передает образ военного человека. В его глазах – доброта и юмор. Несмотря на то, что на его долю выпало немало испытаний, он сохранил оптимизм, самые лучшие человеческие качества: доброжелательность, спокойствие, уверенность.

Учитель: Какое название вы бы дали данной картине ? А теперь воспользуйтесь этикеткой к данной картине. Картина называется “Из бывалых”. Подтвердились ли ваши предположения ? Какие дополнительные сведения можно приобрести из содержания этикетки ?

Учитель: А теперь хочу обратить ваше внимание на серию картин “Блокадный Ленинград” Николая Михайловича Быльева-Протопопова. Чем интересна жизнь этого художника ?

Учитель: Перед нами на картинах развернулись тяжелые будни горожан. Попробуйте описать их.

Ученики: закрытие культурно-исторических объектов, восстановление разрушенной трамвайной линии, постройка оборонительных сооружений, маскировка жилых домов.

Учитель: Обратите внимание на изображение людей.

Ученики: изнеможденные от голода и холода ; вывозят трупы родных и близких.

Учитель: С помощью чего и каких выразительных средств художник передает трагедию тех страшных, трагических дней блокадного Ленинграда ?

Ученики: Работы выполнены на бумаге с помощью карандаша. Серый цвет передает настроение, человеческую боль, страдания людей. Работа выполнена в 1942 году человеком, который перенес весь ужас тех дней.

Учитель: Давно закончилась война, уходят из жизни ветераны войны и труда, но работы художников, произведения поэтов, как живые свидетели войны будут вечным напоминанием о страшных испытаниях, которые выдержали люди, о могуществе нашего народа.

6. Авторские произведения молодого поколения.

Учитель: Отрадно то, что вас, ребят, не оставляют равнодушными эти произведения, что вы, молодое поколение, приобщаетесь к искусству и пробуете выразить свои чувства, переживания в своих творческих работах. Среди нас есть юная поэтесса Сущинская Светлана. Предоставим ей слово.

Ученица исполняет авторские стихотворения о войне.

Учитель: Юная художница Сорокина Полина предоставила нашему вниманию свою картину “Праздник”.

Ученица: На меня произвел огромное впечатление дневник ленинградского мальчика Миши Тихомирова, который я прочитала недавно. Мне захотелось устроить праздник ленинградским детям. Я предлагаю вам побывать внутри серых зданий, которые изобразил на своих картинах Н. М, Быльев-Протопопов. В этой семье готовятся к празднику 8 Марта. Я выбрала яркие акварельные краски, чтобы создать веселое праздничное настроение. Мне очень хотелось подарить детям хоть чуточку тепла, света, добра, радости. Пусть хоть на некоторое время они забудут о войне.

7. Обобщение.

Учитель: Можно ли поэзии и изобразительному искусству приписывать такую большую роль в жизни людей?

Учитель: У Валентина Берестова есть еще одно очень замечательное стихотворение, в котором поэт рассуждает и мечтает о будущем времени, когла люди не будут знать, что такое война, перестанут воевать друг с другом, а значит забудется и слово “война”. Останется только то, что роднит всех – жизнь.

Ученик читает наизусть стихотворение В. Берестова “Мир”.