Цели: формирование навыков выразительного чтения стихотворений наизусть, передавая характер и верную интонацию при чтении; воспитание любви к поэзии, изобразительному искусству; развитие эмоционально-личностной сферы учащихся, творческих способностей.
Оборудование: картина А. В. Мащенко “Из Бывалых”; серия картин Н. М. Быльева-Протопопова “Блокадный Ленинград” (из фондов Музея изобразительных искусств города Комсомольска-на-Амуре); хрестоматия по дальневосточной литературе “Лукошко” (составитель М. Н. Ходаковская)
Место проведения: школьный музей “История улицы имени М. И. Калинина”
Ход урока
1. Вводная часть.
Учитель: Познав секреты поэзии, мы оказались на ее планете.
Ребята, каким может быть язык поэзии ?
Ученики: Язык поэзии может быть высоким и торжественным, но и простым разговорным. Может рассказать о глубоко личных переживаниях и о том, что волнует целый народ. Язык поэзии может поведать нам о любви к Отчизне, об исторических событиях, например, о войне.
2. Введение темы урока.
Учитель: Цитата из какого стихотворения могла бы стать эпиграфом к теме нашего урока ?
Ученики: Это цитата из стихотворения Валентина Берестова “О, поэзия ! Души людей береди...”
3. Приглашение в “Поэтический салон”.
Учитель: Предлагаю вам, ребята, прочесть несколько стихотворений нашего современника Валентина Берестова, который был подростком в годы Великой Отечественной войны, но не просто подростком, а юным поэтом. Какой характер носят его стихотворения ?
Ученики: Стихотворения Валентина Берестова носят автобиографический характер.
Учитель: При выразительном чтении наизусть постарайтесь передать характер этих произведений, выбрать нужную интонацию.
Ученики читают наизусть стихи В. Берестова:
- “Прогулки с Чуковским”;
- “Сиротская зима”:
- “В эвакуации”;
- “А как мы фронту помогали ?”
и делятся своими впечатлениями.
Ученик: В стихотворении “Прогулки с Чуковским” мы чувствуем переживания двух поэтов. Один – молодой, а другой – старик. Но оба – поэты. Именно искусство помогает им сдружиться, сочувствовать друг другу, помогать, находить силы для жизни, восхищения красотой.
Ученик: Лирический герой стихотворения “Сиротская зима” тоскует по своей родной природе, по мирному счастливому времени. Он ругает зиму без снега и мороза, и в то же время благодарен ей, потому что она его спасла. Поэт использует прием контраста. Двойственное чувство вызывает эта зима у поэта.
Ученик: Весна в Ташкенте производит на поэта не такое впечатление, как зима. Весна нравится поэту. Он любуется ею. Его восхищает бурное цветение. Валентин Берестов использует прием олицетворения. Для него ива, как живая. А волны арыка хотят унести тень от ивы. Но последняя строфа меняет смысл стихотворения. Поэт удивляется: какое несправедливое несоответствие: красота и щедрость, богатство и пышность природы и война, беда и горе людей.
Ученик: В стихотворении “А как мы фронту помогали ?” рассказывается о том, что дети войны – это тоже сила. Поэт изображает сражение с сорняками как сражение с дикой и яростной слепой силой. Это сражение за то, чтобы дать жизнь робким и драгоценным, благородным и едва живым кустикам хлопчатника. Это борьба за выживание.
Учитель: Неужели поэзии можно приписывать такую большую роль в жизни людей, как находить силы для жизни ? А есть ли такие стихотворения у наших дальневосточных поэтов ?
Я думаю, что они заслуживают нашего внимания, и мы с удовольствием их прочтем.
Ученики читают наизусть стихи Михаила Исламова “Повесть о детстве” и Людмилы Миланич “В круглый, сказочный, смешной – тряпочный дворец...”; “В классе очень холодно...”: “Много разных примет у Победы...”.
Учитель: Что нового о детстве, “опаленном войной”, узнали вы из стихотворений Михаила Исламова и Людмилы Миланич?
4. Виртуальное путешествие в Русский музей и Третьяковкую галерею.
Учитель: Литература и изобразительное искусство не отделимы друг от друга. Мы побывали в залах Русского музея и Третьяковской галереи. Внимательно, вдумчиво рассмотрели картины Кузьмы Петрова-Водкина, которые посвящены судьбе и переживаниям людей в годы гражданской войны. Вы поделились своими рассуждениями, впечатлениями в своих сочинениях.
Ученики читают свои сочинения по картинам К. Петрова-Водкина “1919 год. Тревога”; “Смерть комиссара”; “Селедка”.
5. У нас в гостях картины Музея изобразительных искусств нашего города.
Учитель: Я предлагаю обратиться к фондам Музея изобразительных искусств нашего города. Перед вами работа одного из старейших художников нашего города Алексея Васильевича Мащенко. Обратите внимание на его портрет. Удалось ли вам найти автобиографические сведения о художнике ? Где ? ( архив художественного музея)
Учитель: Рассмотрите картину. К какому жанру изобразительного искусства относится данная картина ? Что вы знаете об этом жанре?
Ученик: Это портрет. Это один из самых сложных жанров, потому что кроме внешнего сходства необходимо передать внутренние качества человека.
Учитель: Представьте себя художниками, работающими над портретом человека определенного характера и подумайте над выбором соответствующих выразительных средств: цвет, формат, фон для фигуры и другие.
Учитель: Как вы думаете, удалось ли Алексею Васильевичу Мащенко передать черты характера человека, изображенного на портрете ? Попробуем описать их. Что же за человек перед нами ?
Ученик: Художник мастерски передает образ военного человека. В его глазах – доброта и юмор. Несмотря на то, что на его долю выпало немало испытаний, он сохранил оптимизм, самые лучшие человеческие качества: доброжелательность, спокойствие, уверенность.
Учитель: Какое название вы бы дали данной картине ? А теперь воспользуйтесь этикеткой к данной картине. Картина называется “Из бывалых”. Подтвердились ли ваши предположения ? Какие дополнительные сведения можно приобрести из содержания этикетки ?
Учитель: А теперь хочу обратить ваше внимание на серию картин “Блокадный Ленинград” Николая Михайловича Быльева-Протопопова. Чем интересна жизнь этого художника ?
Учитель: Перед нами на картинах развернулись тяжелые будни горожан. Попробуйте описать их.
Ученики: закрытие культурно-исторических объектов, восстановление разрушенной трамвайной линии, постройка оборонительных сооружений, маскировка жилых домов.
Учитель: Обратите внимание на изображение людей.
Ученики: изнеможденные от голода и холода ; вывозят трупы родных и близких.
Учитель: С помощью чего и каких выразительных средств художник передает трагедию тех страшных, трагических дней блокадного Ленинграда ?
Ученики: Работы выполнены на бумаге с помощью карандаша. Серый цвет передает настроение, человеческую боль, страдания людей. Работа выполнена в 1942 году человеком, который перенес весь ужас тех дней.
Учитель: Давно закончилась война, уходят из жизни ветераны войны и труда, но работы художников, произведения поэтов, как живые свидетели войны будут вечным напоминанием о страшных испытаниях, которые выдержали люди, о могуществе нашего народа.
6. Авторские произведения молодого поколения.
Учитель: Отрадно то, что вас, ребят, не оставляют равнодушными эти произведения, что вы, молодое поколение, приобщаетесь к искусству и пробуете выразить свои чувства, переживания в своих творческих работах. Среди нас есть юная поэтесса Сущинская Светлана. Предоставим ей слово.
Ученица исполняет авторские стихотворения о войне.
Учитель: Юная художница Сорокина Полина предоставила нашему вниманию свою картину “Праздник”.
Ученица: На меня произвел огромное впечатление дневник ленинградского мальчика Миши Тихомирова, который я прочитала недавно. Мне захотелось устроить праздник ленинградским детям. Я предлагаю вам побывать внутри серых зданий, которые изобразил на своих картинах Н. М, Быльев-Протопопов. В этой семье готовятся к празднику 8 Марта. Я выбрала яркие акварельные краски, чтобы создать веселое праздничное настроение. Мне очень хотелось подарить детям хоть чуточку тепла, света, добра, радости. Пусть хоть на некоторое время они забудут о войне.
7. Обобщение.
Учитель: Можно ли поэзии и изобразительному искусству приписывать такую большую роль в жизни людей?
Учитель: У Валентина Берестова есть еще одно очень замечательное стихотворение, в котором поэт рассуждает и мечтает о будущем времени, когла люди не будут знать, что такое война, перестанут воевать друг с другом, а значит забудется и слово “война”. Останется только то, что роднит всех – жизнь.
Ученик читает наизусть стихотворение В. Берестова “Мир”.