Методический материал для уроков краеведения "Почвы Новгородской области"

Разделы: География


ПОЧВЫ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Почва – одно из важнейших богатств, которым располагает человек. Плодородный верхний слой земли называют почвой. Плодородие почв обусловлено ее определенными физико-химическими свойствами. В состав почвы входят следующие структурные компоненты: минеральная основа, органические вещества, воздух, вода. Кроме того, в состав почвы входят живые организмы – биотический компонент. Таким образом, почва включает в себя твердые, жидкие, газообразные компоненты и формируется в результате сложного взаимодействия климата, растительности, животных, микроорганизмов.

Механический состав почвы, т.е. содержание в ней частиц различной величины – важнейшее физическое свойство почвы. По механическому составу почвы делятся на песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые. От механического состава зависит плотность, водопроницаемость почвы, влагоемкость, аэрация, теплоемкость, теплопроводность.

В Новгородской области почвенный покров отличается большой пестротой, что связано с разнообразием материнских пород, рельефа, климата, условий увлажнения, растительности и т.д. Почвообразующие породы в области представлены песками, супесями, ленточными глинами, моренными валунными и аллювиальными суглинками.

Наиболее характерными для нашей области являются подзолистые почвы, которые формируются под лесной растительностью. Лесной опад - хвоинки, сучья - содержи органические кислоты, разрушающие органические и минеральные вещества почвы. Нисходящим током воды из верхнего слоя почвы выносятся кальций, магний, калий, железо и другие минеральные вещества.

Дерново-подзолистые почвы отличаются от подзолистых более сильным развитием. Эти почвы образуются под лиственными и смешанными лесами с богатым травяным покровом и являются зональным типом почв области. Остатки травяной растительности, разлагаясь, обогащают почву органическими веществами.

На Приильменской низменности преобладают подзолисто-болотные и болотные почвы, к образованию которых приводит избыточное увлажнение. Эти почвы формируются в условиях избыточного увлажнения в низинах и на плоских участках. В условиях сильного увлажнения не происходит полного разложения остатков растений, поэтому в поверхностном горизонте накапливается торф.

На Валдайской возвышенности почвенный покров очень пестрый с большим количеством валунов. Дерново-карбонатные почвы формируются в тех местах, где недалеко от поверхности залегают известняки или где материнской породой является морена с обломками известняка. Известь предохраняет почву от выщелачивания. В почве, содержащей известь, накапливаются органические вещества. Это самые плодородные в области почвы, их называют “северные черноземы”. Единственный их недостаток-содержание большого количества щебня.

Почвы Новгородской области бедны питательными веществами и нуждаются в органических и минеральных удобрениях.

Современная почва Новгородской области - это не только создание природы, но и продукт долгого человеческого труда. Правильная обработка почвы, применение удобрений, мелиорация позволяют улучшить состав и структуру почвы. Бесплодные земли при умелой агротехнике превращаются в плодородные угодья.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

  • Глинистые минералы имеют вид плоских микроскопических кристаллов шестиугольной формы. Каждый кристалл включает в себя силикаты и гидрооксиды алюминия и железа. Кристаллы глины по объему очень малы, а площадь их поверхности, граничащая с пустотами между ними, велика. К поверхности кристаллов прикрепляются молекулы воды и элементов питания. Вот почему глинистые почвы плохо пропускают воду, затрудняя ее доступ к растениям.
  • Важную роль в почвообразовании играют беспозвоночные животные-детритофаги, разлагая мертвые остатки. Позвоночные животные, например, кроты и мышевидные грызуны, также способствуют созданию почвенного слоя.
  • На разных типах почв обитают различные экологические группы растений.
  • На песчаных почвах встречаются мокрица, коровяк.
  • На глинистых, суглинистых почвах – лютик ползучий, одуванчик.
  • На уплотненных почвах – пырей ползучий, лютик ползучий.
  • На сухих почвах растут полынь и ромашка, а на влажных – мята, щавель, хвощ.
  • На кислых почвах – щавель кислый, молиния.
  • На известковых – горчица, молочай, люцерна, льнянка.
  • На богатых азотом почвах – крапива двудомная, марь белая, пастушья сумка, мокрица, крапива жгучая, яснотка белая.
  • История обработки почвы, т.е. история земледелия, такая же древняя, как и история выращивания культурных растений, и насчитывает около 10 тысяч лет.
  • Создателем науки о почве был русский ученый В.В.Докучаев (1846 - 1903), автором первого учебника по почвоведению – его ученик и соратник Н.М. Сибирцев (1869-1900).
  • На происхождение перегноя (гумуса) “от согнития животных и растущих тел со временем” указал М.МВ.Ломоносов (1711-1765).
  • Американский ученый Х.Беннет считает, что для создания на материнской породе слоя почвы в 2-3 см требуется от 200 до 1000 лет. Поэтому при смыве или выдувании слоя почвы в 18 см пропадает то, что создавалось природой не менее чем за 1400-7000 лет.
  • На одном гектаре непаханой земли насчитывается 200 кг микроорганизмов, а вот общая масса всех живых существ, населяющих землю достигает тонны.
  • Оказывается не менее миллиона разных видов насекомых (то есть 95% от общего числа видов насекомых. Известных ученым) так или иначе связано с почвой. Одни насекомые проводят в земле всю жизнь, другие откладывают в землю яйца, у третьих в земле отлеживаются куколки, у четвертых – живут личинки. И каждое из этих насекомых оставляет свой след, либо помогает увеличить плодородие почвы, либо прокладывая в почве ходы, по которым сюда поступает вода и воздух и удаляется углекислый газ, образованный живыми организмами.

ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ № 1

Используя сведения из таблицы 1, определите структуру почвы в районе наблюдения

Таблица 1

Определение состава почв методом раскатывания

Структура

Особенности почвы при раскатывании

песок шнур не образуется
супесь зачатки шнура
легкий суглинок шнур дробится
средний суглинок шнур сплошной, кольцо при свертывании распадается
тяжелый суглинок шнур сплошной, кольцо с трещинами
глина шнур сплошной, кольцо сплошное

ЗАДАНИЕ № 2

Рассмотрите внимательно образец почвы, опишите и определите его состав:

цвет _____________________________________________________

влажность ________________________________________________

наличие органических остатков ____________________________

наличие включений горных пород ___________________________

состав почвы _____________________________________________

ЗАДАНИЕ № 3

Используя почвенную карту, выпишите наиболее распространенные почвы Приильменской низменности и Валдайской возвышенности.

Таблица 2

Почвы Приильменской низменности и Валдайской возвышенности

Приильменская низменность Валдайская возвышенность
   

 

Основные типы почв Новгородской области

_________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 4

Объясните, почему на территории Новгородской области не образуется мощного гумусового горизонта

ЗАДАНИЕ № 5

Запишите Ваши предложения о возможности повышения плодородия почв

ЗАДАНИЕ № 6

Сравните свойства глинистых и песчаных почв. Для выполнения задания используйте таблицу.

Таблица 3

Свойства почв Песок Глина
1.Структура (тонкая или грубая)    
2.Особенности пор (крупные, мелкие)    
3.Влагоемкость (высокая, низкая)    
4.Вводопроницаемость (высокая, низкая)    
5.Аэрация (большая, малая)    
6.Минеральный состав (глинозем, кремнезем)    

ЗАДАНИЕ № 7

Прочитайте и найдите лишнее. Объясните свой выбор.

  • Почва, почвовед, перегной
  • Подзолистая, золото, почвоведение
  • Нефть, вода, дерново-подзолистая

ЗАДАНИЕ № 8

Допишите слова, вставляя пропущенные буквы.

  • П – ч – а,
  • п е - - г н о й,
  • г – и – а,
  • п л - - - р о д – е,
  • - о д з – л – с т - -,
  • г о – и – о н т.

ЗАДАНИЕ № 9

Найдите ошибки в тексте.

Образование почв

Образование почв происходит на протяжении многих тысяч лет и зависит от особенностей климата, рельефа, растительности, материнской породы, животного мира. Влажный климат вызывает застой солей в верхних слоях почвы. Хвойные леса, с бедным травяным покровом мало обогащают почву перегноем – органическими веществами. В лиственных лесах, где опада больше и трава больше, почва богата перегноем. Под луговой растительностью перегной не образуется, так как все смывается дождями. В понижениях скапливается влага и наблюдается заболачивание почвы. На крутых склонах почвы размываются.

ЗАДАНИЕ №10

В почве существует свой особый живой мир, состоящий из бактерий, грибов, растений и мелких беспозвоночных. Все они участвуют в образовании самой почвы. Запишите рассказ о “подземных джунглях”, опираясь на следующие слова и сделайте к нему иллюстрацию:

  • Влага
  • Лиственный лес
  • Крот
  • Корни растений
  • дождевой червь
  • Личинки жуков
  • Лиственный опад
  • Горные породы
  • Перегной
  • Воздух
  • Микроорганизмы
  • Человек

ЗАДАНИЕ № 10

Найдите пару.

  1. На песчаных почвах
  2. На глинистых, суглинистых почвах
  3. На уплотненных почвах
  4. На сухих почвах
  5. На влажных почвах
  6. На кислых почвах
  7. На известковых почвах
  8. На богатых азотом почвах
  1. Крапива двудомная, марь
  2. Лютик ползучий, одуванчик.
  3. Пырей ползучий, лютик ползучий
  4. Полынь и ромашка
  5. Мята, щавель, хвощ.
  6. Щавель кислый, молиния.
  7. Горчица, молочай, люцерна, льнянка
  8. Белая, пастушья сумка, мокрица, крапива жгучая, снотка белая
  9. Мокрица, коровяк

ПРАКТИКУМ ПОЧВОВЕДА

В почве существует свой особый живой мир, состоящий из бактерий, грибов. Растений и мелких беспозвоночных. Все они вместе участвуют в образовании самой почвы. Почва является частью экосистемы. Опавшие листья и ветки создают условия для жизни грибов, являются пищей для беспозвоночных, а затем разлагаются бактериями. Постепенно их мельчайшие остатки становятся частью почвы и начинают питать растения, которые вновь дают опавшую листву!

Все свое время черви проводят, заглатывая землю и кусочки сухих листьев. Это их еда. Пропуская почву через кишечник, черви удобряют ее. Кроме этого, по этим ходам в землю попадает воздух и происходит рыхлений и проветривание почвы. Представь себе, на одном лесном гектаре живет около тонны земляных червей!

Подземные коридоры

  1. Закопай в землю маленький деревянный ящик, содержащийся слои земли и песка.
  2. Обильно поливая землю вокруг ящика. Черви соберутся в этом влажном месте, богатом органическими веществами.
  3. Спустя две недели выкопай ящик и сними стенки, чтобы посмотреть, как перемешались слои почвы.

Понаблюдай за земляным червем.

  1. Положи в крупную стеклянную банку слоями: 2см гравия, 3 слоя земли разного цвета и один – два сантиметра опавшей листвы.
  2. Налей немного воды, чтобы обеспечить необходимую влажность.
  3. Поймай трех крупных земляных червей и положи их на листья.
  4. Закрой банку пленкой с дырочками и помести ее в темное место.
  5. Наблюдай ежедневно за жизнью этих тружеников. Производи записи.
  6. Добавляй воду, если в банке сухо (воды в гравии должно быть совсем мало).
  7. Не забудь потом выпустить своих питомцев!

Тучи насекомых и бесчисленное количество микроскопических организмов живут, спрятавшись прямо под сухими листьями или закопавшись в перегной. Они участвуют в разложении сухих листьев и растительных остатков.

Жизнь в лесной подстилке

  1. Собери лесную подстилку, ищи влажное место или отправляйся туда, где растут густолиственные деревья.
  2. Положи немного сухих листьев и перегноя в бумажный кулек. Делай это быстро, пока насекомые не разбежались.
  3. Положи кулек в пустую банку из-под консервов и оставь на солнце.
  4. Поскольку обитатели лесной подстилки ненавидят свет, они постараются убежать из кулька и упадут в банку. Рассмотри их через лупу. Зарисуй и затем отпусти.

Как создать почву

  1. Сооруди ящик из решетчатых боковин (ячейки 1см х 1см), которые нужно соединить друг с другом при помощи железной проволоки.
  2. Покрой дно старой синтетической тканью.
  3. Чтобы получилась собственная почва, вместо истощенной породы положи 10-сантиметровый слой известняка.
  4. Чтобы создать подобие отложений из погибших растений, заполни клетку доверху остатками растений (опавшими листьями, травой, овощной кожурой).
  5. Вырой яму глубиной 60 см и опусти в нее свой ящик.
  6. Хорошенько полей его.
  7. Вынимай ящик каждые 15 дней, чтобы посмотреть, что там происходит. Делай записи.
  8. Постепенно начнет образовываться новая почва. Этот принцип используют и при образовании компоста, применяемого для удобрения земли.

Что можно увидеть в верхнем слое почвы?

  1. Возьмите в руку горсть верхнего слоя земли, богатой перегноем.
  2. Сожмите эту горсть в комок, потом разожмите пальцы.
  3. Комок земли, который вы только что очень сильно сжали в руке, все - таки рассыпался, распался.
  4. Рассмотрите как следует через лупу эти комочки.
  5. Вы видите: мелкие песчинки, какие-то волоски, остатки органических веществ, находящихся в почве – это результат деятельности микроорганизмов.

СЛОВАРИК

Аэрация – насыщенность почвы воздухом.

Влагоемкость – способность почвы вмещать и удерживать то или иное количество воды.

Водопроницаемость – способность почвы пропускать через себя воду.

Гумус, или перегной, - органическое вещество почвы, образующееся при разложении отмерших организмов и продуктов их жизнедеятельности.

Кислотность – одно из важнейших свойств почвы. Измеряется в единицах рН от3,5 до 8-9. Регулировать кислотность почв можно с помощью известкования и гипсования почвы.

Почвоведение – наука о почвах.

Почвовед – специалист по почвоведению.