ПОЧВЫ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Почва – одно из важнейших богатств, которым располагает человек. Плодородный верхний слой земли называют почвой. Плодородие почв обусловлено ее определенными физико-химическими свойствами. В состав почвы входят следующие структурные компоненты: минеральная основа, органические вещества, воздух, вода. Кроме того, в состав почвы входят живые организмы – биотический компонент. Таким образом, почва включает в себя твердые, жидкие, газообразные компоненты и формируется в результате сложного взаимодействия климата, растительности, животных, микроорганизмов.
Механический состав почвы, т.е. содержание в ней частиц различной величины – важнейшее физическое свойство почвы. По механическому составу почвы делятся на песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые. От механического состава зависит плотность, водопроницаемость почвы, влагоемкость, аэрация, теплоемкость, теплопроводность.
В Новгородской области почвенный покров отличается большой пестротой, что связано с разнообразием материнских пород, рельефа, климата, условий увлажнения, растительности и т.д. Почвообразующие породы в области представлены песками, супесями, ленточными глинами, моренными валунными и аллювиальными суглинками.
Наиболее характерными для нашей области являются подзолистые почвы, которые формируются под лесной растительностью. Лесной опад - хвоинки, сучья - содержи органические кислоты, разрушающие органические и минеральные вещества почвы. Нисходящим током воды из верхнего слоя почвы выносятся кальций, магний, калий, железо и другие минеральные вещества.
Дерново-подзолистые почвы отличаются от подзолистых более сильным развитием. Эти почвы образуются под лиственными и смешанными лесами с богатым травяным покровом и являются зональным типом почв области. Остатки травяной растительности, разлагаясь, обогащают почву органическими веществами.
На Приильменской низменности преобладают подзолисто-болотные и болотные почвы, к образованию которых приводит избыточное увлажнение. Эти почвы формируются в условиях избыточного увлажнения в низинах и на плоских участках. В условиях сильного увлажнения не происходит полного разложения остатков растений, поэтому в поверхностном горизонте накапливается торф.
На Валдайской возвышенности почвенный покров очень пестрый с большим количеством валунов. Дерново-карбонатные почвы формируются в тех местах, где недалеко от поверхности залегают известняки или где материнской породой является морена с обломками известняка. Известь предохраняет почву от выщелачивания. В почве, содержащей известь, накапливаются органические вещества. Это самые плодородные в области почвы, их называют “северные черноземы”. Единственный их недостаток-содержание большого количества щебня.
Почвы Новгородской области бедны питательными веществами и нуждаются в органических и минеральных удобрениях.
Современная почва Новгородской области - это не только создание природы, но и продукт долгого человеческого труда. Правильная обработка почвы, применение удобрений, мелиорация позволяют улучшить состав и структуру почвы. Бесплодные земли при умелой агротехнике превращаются в плодородные угодья.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
- Глинистые минералы имеют вид плоских микроскопических кристаллов шестиугольной формы. Каждый кристалл включает в себя силикаты и гидрооксиды алюминия и железа. Кристаллы глины по объему очень малы, а площадь их поверхности, граничащая с пустотами между ними, велика. К поверхности кристаллов прикрепляются молекулы воды и элементов питания. Вот почему глинистые почвы плохо пропускают воду, затрудняя ее доступ к растениям.
- Важную роль в почвообразовании играют беспозвоночные животные-детритофаги, разлагая мертвые остатки. Позвоночные животные, например, кроты и мышевидные грызуны, также способствуют созданию почвенного слоя.
- На разных типах почв обитают различные экологические группы растений.
- На песчаных почвах встречаются мокрица, коровяк.
- На глинистых, суглинистых почвах – лютик ползучий, одуванчик.
- На уплотненных почвах – пырей ползучий, лютик ползучий.
- На сухих почвах растут полынь и ромашка, а на влажных – мята, щавель, хвощ.
- На кислых почвах – щавель кислый, молиния.
- На известковых – горчица, молочай, люцерна, льнянка.
- На богатых азотом почвах – крапива двудомная, марь белая, пастушья сумка, мокрица, крапива жгучая, яснотка белая.
- История обработки почвы, т.е. история земледелия, такая же древняя, как и история выращивания культурных растений, и насчитывает около 10 тысяч лет.
- Создателем науки о почве был русский ученый В.В.Докучаев (1846 - 1903), автором первого учебника по почвоведению – его ученик и соратник Н.М. Сибирцев (1869-1900).
- На происхождение перегноя (гумуса) “от согнития животных и растущих тел со временем” указал М.МВ.Ломоносов (1711-1765).
- Американский ученый Х.Беннет считает, что для создания на материнской породе слоя почвы в 2-3 см требуется от 200 до 1000 лет. Поэтому при смыве или выдувании слоя почвы в 18 см пропадает то, что создавалось природой не менее чем за 1400-7000 лет.
- На одном гектаре непаханой земли насчитывается 200 кг микроорганизмов, а вот общая масса всех живых существ, населяющих землю достигает тонны.
- Оказывается не менее миллиона разных видов насекомых (то есть 95% от общего числа видов насекомых. Известных ученым) так или иначе связано с почвой. Одни насекомые проводят в земле всю жизнь, другие откладывают в землю яйца, у третьих в земле отлеживаются куколки, у четвертых – живут личинки. И каждое из этих насекомых оставляет свой след, либо помогает увеличить плодородие почвы, либо прокладывая в почве ходы, по которым сюда поступает вода и воздух и удаляется углекислый газ, образованный живыми организмами.
ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1
Используя сведения из таблицы 1, определите структуру почвы в районе наблюдения
Таблица 1
Определение состава почв методом раскатывания
Структура |
Особенности почвы при раскатывании |
песок | шнур не образуется |
супесь | зачатки шнура |
легкий суглинок | шнур дробится |
средний суглинок | шнур сплошной, кольцо при свертывании распадается |
тяжелый суглинок | шнур сплошной, кольцо с трещинами |
глина | шнур сплошной, кольцо сплошное |
ЗАДАНИЕ № 2
Рассмотрите внимательно образец почвы, опишите и определите его состав:
цвет _____________________________________________________
влажность ________________________________________________
наличие органических остатков ____________________________
наличие включений горных пород ___________________________
состав почвы _____________________________________________
ЗАДАНИЕ № 3
Используя почвенную карту, выпишите наиболее распространенные почвы Приильменской низменности и Валдайской возвышенности.
Таблица 2
Почвы Приильменской низменности и Валдайской возвышенности
Приильменская низменность | Валдайская возвышенность |
|
Основные типы почв Новгородской области
_________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 4
Объясните, почему на территории Новгородской области не образуется мощного гумусового горизонта
ЗАДАНИЕ № 5
Запишите Ваши предложения о возможности повышения плодородия почв
ЗАДАНИЕ № 6
Сравните свойства глинистых и песчаных почв. Для выполнения задания используйте таблицу.
Таблица 3
Свойства почв | Песок | Глина |
1.Структура (тонкая или грубая) | ||
2.Особенности пор (крупные, мелкие) | ||
3.Влагоемкость (высокая, низкая) | ||
4.Вводопроницаемость (высокая, низкая) | ||
5.Аэрация (большая, малая) | ||
6.Минеральный состав (глинозем, кремнезем) |
ЗАДАНИЕ № 7
Прочитайте и найдите лишнее. Объясните свой выбор.
- Почва, почвовед, перегной
- Подзолистая, золото, почвоведение
- Нефть, вода, дерново-подзолистая
ЗАДАНИЕ № 8
Допишите слова, вставляя пропущенные буквы.
- П – ч – а,
- п е - - г н о й,
- г – и – а,
- п л - - - р о д – е,
- - о д з – л – с т - -,
- г о – и – о н т.
ЗАДАНИЕ № 9
Найдите ошибки в тексте.
Образование почв
Образование почв происходит на протяжении многих тысяч лет и зависит от особенностей климата, рельефа, растительности, материнской породы, животного мира. Влажный климат вызывает застой солей в верхних слоях почвы. Хвойные леса, с бедным травяным покровом мало обогащают почву перегноем – органическими веществами. В лиственных лесах, где опада больше и трава больше, почва богата перегноем. Под луговой растительностью перегной не образуется, так как все смывается дождями. В понижениях скапливается влага и наблюдается заболачивание почвы. На крутых склонах почвы размываются.
ЗАДАНИЕ №10
В почве существует свой особый живой мир, состоящий из бактерий, грибов, растений и мелких беспозвоночных. Все они участвуют в образовании самой почвы. Запишите рассказ о “подземных джунглях”, опираясь на следующие слова и сделайте к нему иллюстрацию:
- Влага
- Лиственный лес
- Крот
- Корни растений
- дождевой червь
- Личинки жуков
- Лиственный опад
- Горные породы
- Перегной
- Воздух
- Микроорганизмы
- Человек
ЗАДАНИЕ № 10
Найдите пару.
|
|
ПРАКТИКУМ ПОЧВОВЕДА
В почве существует свой особый живой мир, состоящий из бактерий, грибов. Растений и мелких беспозвоночных. Все они вместе участвуют в образовании самой почвы. Почва является частью экосистемы. Опавшие листья и ветки создают условия для жизни грибов, являются пищей для беспозвоночных, а затем разлагаются бактериями. Постепенно их мельчайшие остатки становятся частью почвы и начинают питать растения, которые вновь дают опавшую листву!
Все свое время черви проводят, заглатывая землю и кусочки сухих листьев. Это их еда. Пропуская почву через кишечник, черви удобряют ее. Кроме этого, по этим ходам в землю попадает воздух и происходит рыхлений и проветривание почвы. Представь себе, на одном лесном гектаре живет около тонны земляных червей!
Подземные коридоры
- Закопай в землю маленький деревянный ящик, содержащийся слои земли и песка.
- Обильно поливая землю вокруг ящика. Черви соберутся в этом влажном месте, богатом органическими веществами.
- Спустя две недели выкопай ящик и сними стенки, чтобы посмотреть, как перемешались слои почвы.
Понаблюдай за земляным червем.
- Положи в крупную стеклянную банку слоями: 2см гравия, 3 слоя земли разного цвета и один – два сантиметра опавшей листвы.
- Налей немного воды, чтобы обеспечить необходимую влажность.
- Поймай трех крупных земляных червей и положи их на листья.
- Закрой банку пленкой с дырочками и помести ее в темное место.
- Наблюдай ежедневно за жизнью этих тружеников. Производи записи.
- Добавляй воду, если в банке сухо (воды в гравии должно быть совсем мало).
- Не забудь потом выпустить своих питомцев!
Тучи насекомых и бесчисленное количество микроскопических организмов живут, спрятавшись прямо под сухими листьями или закопавшись в перегной. Они участвуют в разложении сухих листьев и растительных остатков.
Жизнь в лесной подстилке
- Собери лесную подстилку, ищи влажное место или отправляйся туда, где растут густолиственные деревья.
- Положи немного сухих листьев и перегноя в бумажный кулек. Делай это быстро, пока насекомые не разбежались.
- Положи кулек в пустую банку из-под консервов и оставь на солнце.
- Поскольку обитатели лесной подстилки ненавидят свет, они постараются убежать из кулька и упадут в банку. Рассмотри их через лупу. Зарисуй и затем отпусти.
Как создать почву
- Сооруди ящик из решетчатых боковин (ячейки 1см х 1см), которые нужно соединить друг с другом при помощи железной проволоки.
- Покрой дно старой синтетической тканью.
- Чтобы получилась собственная почва, вместо истощенной породы положи 10-сантиметровый слой известняка.
- Чтобы создать подобие отложений из погибших растений, заполни клетку доверху остатками растений (опавшими листьями, травой, овощной кожурой).
- Вырой яму глубиной 60 см и опусти в нее свой ящик.
- Хорошенько полей его.
- Вынимай ящик каждые 15 дней, чтобы посмотреть, что там происходит. Делай записи.
- Постепенно начнет образовываться новая почва. Этот принцип используют и при образовании компоста, применяемого для удобрения земли.
Что можно увидеть в верхнем слое почвы?
- Возьмите в руку горсть верхнего слоя земли, богатой перегноем.
- Сожмите эту горсть в комок, потом разожмите пальцы.
- Комок земли, который вы только что очень сильно сжали в руке, все - таки рассыпался, распался.
- Рассмотрите как следует через лупу эти комочки.
- Вы видите: мелкие песчинки, какие-то волоски, остатки органических веществ, находящихся в почве – это результат деятельности микроорганизмов.
СЛОВАРИК
Аэрация – насыщенность почвы воздухом.
Влагоемкость – способность почвы вмещать и удерживать то или иное количество воды.
Водопроницаемость – способность почвы пропускать через себя воду.
Гумус, или перегной, - органическое вещество почвы, образующееся при разложении отмерших организмов и продуктов их жизнедеятельности.
Кислотность – одно из важнейших свойств почвы. Измеряется в единицах рН от3,5 до 8-9. Регулировать кислотность почв можно с помощью известкования и гипсования почвы.
Почвоведение – наука о почвах.
Почвовед – специалист по почвоведению.