Эпиграф урока: “Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы”
Цицерон.
Цель урока:
- раскрыть основные положения Конституции РФ об избирательных правах человека;
- подвести учащихся к пониманию необходимости участия в выборах граждан;
- раскрыть принципы избирательного права, виды избирательных систем, стадии избирательного процесса;
- формирование навыков анализа информации, работы с первоисточником, учебником.
Оборудование:
- Презентация урока.
- Конституция Российской Федерации (статья 32).
- Учебник “Обществознание для 8-9 классов” под ред. А.Ф.Никитина.
Основные понятия: выборы, референдум, избирательное право, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система.
Метод проведения урока: объяснительно-иллюстративный с использованием дискуссии, беседы.
План урока
- Демократия- власть народа.
- Избирательное право.
- Процедура выборов.
Ход урока
Беседа с уч-ся:
- Какое событие прошло у нас в стране 2 декабря 2007 года?
- Кого мы выбирали в марте 2008 года?
- Участвуют ли ваши родители в выборах?
- Берут ли они вас с собой на выборы?
Выборы – центральный институт демократического государства. Кто же у нас в стране имеет право избирать и быть избранным? На каких принципах строится избирательное право, какие избирательные системы существуют, и что представляет собой процедура выборов вы сегодня узнаете на уроке. Знания, которые вы получите сегодня, в скором времени пригодятся вам в жизни, как будущим избирателям.
Обращение к эпиграфу урока: как ребята понимают высказывание Цицерона?
1. Актуализация знаний по теме “Демократия”
Схема на слайде презентации урока.
Демократия | ||
прямая | представительная |
Прямая демократия – это прямое выражение личностью ее интересов посредством референдума, митингов.
Референдум – голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения. (запись в тетради)
Вопросы уч-ся:
- Что состоялось 16 апреля 2006 г. в Иркутской области?
- Когда и каким образом была принята Конституция РФ?
Представительная демократия – при ней граждане участвуют в управлении государством через своих представителей – депутатов.
Работа учащихся с текстом учебника. Вопрос № 10 в конце параграфа 36.
Задание: из приведенных ниже должностей выбрать те, которые являются выборными.
2. Право граждан на участие в управление государством закреплено в Конституции РФ.
Работа учащихся с текстом Конституции ст. 32 (п. 1,2)
- Что говорится в 1-ом пункте ст.32 Конституции?
- Что говорится во 2-ом пункте ст.32 Конституции?
Задание уч-ся: изучить текст параграфа п. 2, 3 абзац и начертить схему “Виды избирательного права”
Беседа:
- Что такое активное избирательное право?
- В каком возрасте возникает активное избирательное право?
- Что такое пассивное избирательное право?
- В каком возрасте возникает пассивное избирательное право?
Учащиеся читают текст Конституции ст.32, п.3 и отвечают на вопрос:
В каких случаях граждане не допускаются к выборам?
Демонстрируется слайд “Принципы избирательного права”
- всеобщее избирательное право
- равное избирательное право
- прямое избирательное право
- тайное избирательное право
- участие в выборах свободное и добровольное.
Учитель объясняет каждый принцип.
3. Чтобы выборы прошли честно, были справедливыми, нужна четкая, отлаженная процедура выборов.
Демонстрация слайда “Избирательные системы”
Мажоритарная система – избранным считается тот кандидат, который набрал большинство голосов избирателей.
Вопрос уч-ся: Кого в России избирают по мажоритарной системе?
Пропорциональная система – предполагает голосование по партийным спискам. Избиратель отмечает список той партии, которой сочувствует.
Вопрос уч-ся: Кого в России избирают по пропорциональной системе?
Как проходит избирательная кампания? Избирательный процесс имеет несколько стадий.
На доске на отдельных листах написаны стадии избирательного процесса.
Задание учащимся: расположить стадии избирательного процесса в правильном порядке, начиная со старта избирательной кампании до завершения голосования.
- Назначение выборов.
- Образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей.
- Выдвижение кандидатов, списков кандидатов и их регистрация.
- Информационное обеспечение выборов и проведение агитации.
- голосование и определение итогов голосования, их официальное опубликование.
Как осуществляется голосование граждан на избирательном участке?
Слово предоставляется тем ребятам, которые с родителями ходили на выборы.
Если необходимо, учитель уточняет детали.
Закрепление.
Дискуссия: Как вы думаете, обязательно ли гражданам принимать участие в выборах?
Домашнее задание: параграф 36.