Национально-региональный компонент в школе. Влияние творчества М.Р. Баинова на эмоционально-чувственное и эмоционально-ценностное отношение к миру

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Эмоционально-чувственное развитие ребенка выступает как одно из важных условий его адаптации в обществе, успешное взаимодействие с окружающим миром. Работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у учащихся связана с их знакомством с поэзией, музыкой, мировой художественной культурой, а также с народным фольклором, обычаями и традициями народа, с творчеством национальных поэтов и писателей.

У каждого народа есть свои характерные особенности. У русского народа это – открытось, общительность, прямолинейность; у немцев – пунктуальность, трудолюбие; у азербайджанцев – напористость, упрямство. Хакасскому народу присущи такие черты как сдержанность, терпеливость, немногословность, корректность. Это народ толерантный по отношению к другим нациям и их культурам. Такие выводы можно сделать в результате наблюдения и работы с детьми и родителями разных национальностей в школе. Знание черт характера, особенностей различных наций имеют немаловажное значение в общении с детьми и развитие их эмоционально-чувственного восприятия мира.

Произведения Баинова имеют большое значение в процессе формирования личности школьника, в формировании его эмоционально-чувственного и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Знакомство учащихся с творчеством М.Р.Баинова на уроках, во внеурочной деятельности помогают в работе социально-психологической службы школы. Творчество М.Баинова связано с его биографией, которая разнообразна, многогранна. Читая его произведения, дети учатся понимать и относиться к своей жизни и жизни другого человека как к главной ценности. Дети учатся осознавать значимость того, что ты есть на свете, в умении любить мир вокруг себя и себя в этом мире, понимая свою причастность ко всему происходящему, испытывая потребность в созидательной деятельности. Также ученик учится понимать ценность человеческой жизни в конкретный исторический период, при определенных исторических условиях, которые актуальны и в наше время. Понимание Жизни как главной ценности на земле, объединяющей человечество, позволяют рассматривать и другие ценности в творчестве Баинова, такие, как Природа, Права человека, Свобода, ответственность, Труд, Патриотизм, Многообразие культур, Творчество и другие, в качестве условий для полноценной и счастливой жизни человека.

Произведения Баинова формируют у детей чувство радости, восторженного отношения, любви к своей малой Родине и к России. Приведем в пример строчки из стихов:

Земля моя из капель грез Вселенной,
Из сказок, песен сотканный ковер…
На ней мечтал душою осветленной
О счастье я  у Сорокаозер…

(Из сборника “Дорога – вечная тревога”)

Россия!
Кланяюсь тебе я,
Твоим полям и городам.
Цветы любви, лицом светлея,
Кладу к березовым корням…

(Из сборника “Текущие реки”)

Учащиеся учатся проявлять подлинную заботу о близких людях, проявлять сострадание, сочувствие: “Из бездны боли и страданья, Из той больницы городской Тогда я вынес осязанье Великой общности людской…”, и любовь:

Моя любовь не растеряла
В своих страданьях красоты.
Не приземленная летала
Она сквозь песни тахпахчи,
Святые краски Рафаэля
Дарили ей свои лучи…

(Из сборника “Дорога – вечная тревога”)

Его стихи учат, чтобы дети и взрослые выражали свои чувства и эмоции к родителям и близким людям тогда, когда они рядом:

Все было у меня, едва я
Родился – и отец, и мать,
Дед с бабкой,
Родина без края,
Весь мир, который не объять…,

(Из сборника “Дорога – вечная тревога”)

а не жить одними воспоминаниями:

Над могилой мамы
Белый снег, как терем.
Что-то одиноко мне на свете стало.
Как тогда, хочу я огонек увидеть,
Успокоить маму и в тепле согреться.
Пусть над белой степью белый месяц выйдет,
И споет мне мама снова песню детства…

(Из сборника “Дорога – вечная тревога”)

Анализируя стихи с учащимися, мы воспитываем в них трудолюбие, любовь к природе и почтительное отношение к ней:

Простите, Кони, труженики Кони,
Я помню бич свой, помню вашу боль…
Себя чуть выше кузова в фургоне
И жаркий пот,
И въедливую соль…

(Из сборника “Дорога – вечная тревога”)

В его стихах мы видим толерантное отношение к другим народам и желание учиться чему-то новому:

И человеку человек
Добра желает в этом мире,
В любом дому, в любой квартире,
В любом краю на целый век…

(Из сборника “Дорога – вечная тревога”)

Бывал я рад…
Услышать песни  новые сквозь сон,
Когда мне мокши, россы =
Словом, россияне,
Являли мир чудес со всех сторон…

(Из сборника “Дорога – вечная тревога”)

И Лермонтов, и Пушкин, Маяковский,
Твардовский и Неруда, и Хикмет…
В ночах бессонных мне дарили свет…

(Из сборника “Дорога – вечная тревога”)

Стихи Баинова учат переживать чувства и эмоции других людей и выражать свои: “Как часто грустным, одиноким Себя я чувствую теперь… Осиной вся душа дрожит. Но страх уходит изумленный… С улыбкой, легкою походкой Идешь навстречу, как всегда…”

Читая стихи Баинова, переживая его чувства, мы воспитываем в детях уважительное, почтительное отношение к людям разных профессий:

Пречистая, как воды Ганга,
Светлее, чем его струя,
Святая мать моя, о Анна,
О, свет Сергеевна моя!..

(“С похвальной грамотой в кармане…”)

В школьном возрасте формируется личность учащегося, его отношение к окружающему миру, к людям, осознание ценности своей жизни и жизни других людей. Формировать гармоничную личность нам помогает музыкальное, художественное и литературное творчество разных народов.

Литература

  1. Баинов М.Р. Текущие реки. Стихи и поэмы. Пер. с хакасского А.Медведева. М., “Современник”, 1976.
  2. Баинов М.Р. Дорога – вечная тревога. Стихи и поэмы: - Абакан. Хакасское книжное издательство.2000. - 128 с.
  3. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. 1999. № 3. С. 18–24.

Он был рожден поэтом…

Классный час для учащихся 6–7 классов

Цель: познакомить с творчеством М.Р.Баинва, пробудить у детей интерес к чтению произведений хакасских поэтов; развивать речь, познавательный интерес учащихся; повышать учебную мотивацию; воспитывать любовь к своей малой родине, к родному краю.

Оборудование: мультимедиа презентация о М.Р. Баинове, выставка книг.

Раздаточный материал: книжки со стихами М.Р.Баинова для учащихся; листы бумаги для рисования, цветные карандаши или краски.

Приглашенные: родители учащихся в национальных костюмах.

В начале занятия играет чатхан (играет ученик музыкальной школы).

Ведущий: Сегодня наш разговор пойдет о Хакасии, о земле, на которой мы родились и живем, о людях, живущих на этой земле.

Выходят мальчик и девочка в национальных костюмах. Читают стихотворение:

1.

Земля моя из капель грез Вселенной,
Из сказок, песен сотканный ковер…
На ней мечтал душою осветленной
О счастье я  у Сорокаозер…

2.

Россия!
Кланяюсь тебе я,
Твоим полям и городам.
Цветы любви, лицом светлея,
Кладу к березовым корням…

(Из сборника “Дорога – вечная тревога”)

Библиотекарь знакомит с поэтами Хакасии, в том числе с М.Р.Баиновым; показывает книги. Читает стихотворение М.Р. Баинова.

Ведущий: Ребята, вы посмотрели книги и послушали о хакасских поэтах. Как вы думаете, о каком поэте сейчас пойдет рассказ? (Ответы учащихся).

Ведущий: Правильно. Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством Моисея Романовича Баинова.

Выходят учащиеся (их речь сопровождает мультимедиа презентация):

1 учащийся: М.Р.Баинов родился в 1937 году в селе Хызыл-Салда. Отец его работал трактористом, а во время войны погиб на фронте. В 1945 году маленький Моисей стался без матери. Воспитываясь у бабушки, будущий поэт не раз слышал рассказы стариков о прошлом, тахпахи, сказания. И в годы учебы в Абакане вспоминал М.Р.Баинов народный фольклор, песни матери. Из народных мелодий, услышанных в детстве, складывались поэтические строчки.

2 учащийся: Моисей Романович вовремя был замечен поэтом и драматургом М.Е.Кильчичаковым и поддержан им в освоении азов поэтического мастерства. Хорошей школой оказалась учеба в литературном институте им. М.Горького, учась в котором М.Баинов выпустил свой первый сборник (1959 г.)

3 учащийся: С 1957–1963 годы Баинов учится в Литературном институте им. М.Горького в Москве. 1964 г. Работает литературным редактором Хакасского книжного издательства. 1975 году становится заведующим отделом областной газеты “Ленин чолы”. С 1964 года является членом Союза писателей СССР.

В 1994 году присвоено звание “Заслуженный работник культуры России”.

Ведущий: В 1945 году мать, умирая от туберкулеза, сказала: “Мы море воды испили, горы травы скосили – нам пора… Я понимаю: я больше не встану с этой постели, но мне жалко оставлять на этом свете песни и сына. Песни сгниют в моей груди в сырой земле, а сына сберегите, добрые люди: он остается один”. Моисей Романович вспоминает: “Я тоже запомнил эти слова. После смерти матери я стал замкнутым, но даже когда мне было больно, я не плакал. И здесь, наверное, берет исток мое творчество. Где найти песни матери? - задался я не детским вопросом. И, когда пас телят, начал петь тахпахи. В степи-то пой сколько хочешь. Это было начало моего творческого пути”.

Показ слайда, где названы его стихи и поэмы:

“Я вернулся к тебе, Абакан” (1962), “Путешествие во времени”(1964), “Солнечные капли” (1973), “Песня о свете” (1977), “Хан тонис” (1994). Поэтические сборники: “Я пришел к тебе” (1966), “Текущие реки” (1976).

4 учащийся: Из воспоминаний М.Р.Баинова: “Все мои братья пели, играли на чатхане. И по отцу и по матери у меня были родственники – хайджи. А как пел мой дед! От бороды деда пахло елью. Как он пел! Я ему даже заглядывал в рот: откуда выходят такие волшебные слова? Стихи – это душа человека, сказания – отголоски судьбы народа и дальше взрослея, я всегда старался запомнить, как говорит народ. И, слава Богу, мне посчастливилось встречаться в жизни только с добрыми людьми”.

Беседа по прочитанным стихам: детям заранее было задано домашнее задание: прочитать стихи и выучить понравившееся.

- О ком и о чем пишет поэт в своих стихах? (О родине, о природе, о людях, о любви т.д.)

- Какие темы можно выделить в творчестве М.Баинова? (Тема матери, тема сиротства, тема войны, тема любви и патриотизма и др.)

- Какие чувства вызывают у вас стихи М.Р.Баинова? (Радости, восхищения, восторженности, любви, сострадания, патриотизма и др.)

Дети читают понравившиеся стихи М.Р.Баинова. Родители также читают его стихи.

- Нарисуйте на листе бумаги настроение, которое у вас возникает при чтении стихов М.Р.Баинова. (Дети рисуют 5–7 минут, можно разделиться на группы и выполнить коллективные работы.)

Учащиеся презентуют каждый свой рисунок. Организуется выставка детских рисунков.

Ведущий: Дорогие ребята, я предлагаю вам стать поэтами и дома написать стихотворение на русском или хакасском языке.

Ведущий: Все стихи Баинова песенно-лирические или лирико-эпические, повествование в которых своеобразно использованы мотивы народной песни. При этом произведения его абсолютно не утрачивают современного звучания. Герман Танбаев – наш земляк, написал на его стихи “Коглебеен коо”. А А.Е.Аршанова, также наша землячка, написала песню “Турналар” (Журавли)

Ведущий: Любой поэт, тесно связанный с фольклором народа, силен именно связью с эпосом, переложенным и наполненным видением и пониманием поэта. Ведь эпос – это открытая книга, кладезь народной мудрости.

Можно ли сказать, что мудрое слово поэта дошло до людей?

Учащиеся: Да, можно через его стихи, поэмы.

Ведущий: Значит, у него было большое сердце поэта.

И человеку человек
Добра желает в этом мире,
В любом дому,  в любой квартире,
В любом краю на целый век…

(Из сборника “Дорога – вечная тревога”)

Спасибо Вам, ребята, за работу.