Идея опыта: Обеспечение успешного развития творческих способностей учащихся, разработать систему развития творческих способностей учащихся как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Условия становления опыта: Опыт формировался в течение трёх лет педагогической деятельности.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость творческими
способностями учащихся;
б) изучение работы Б.М.Теплова.
Активные разработки начались в 2004 году.
Цели и задачи развития творческих способностей учащихся
Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.
Задачи развития творческих способностей учащихся:
- увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;
- развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;
- заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;
- развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;
- побудить к музыкальному самообразованию.
Чтобы успешно справляться со всеми трудностями в своей деятельности, я стараюсь опираться на следующие принципы:
- Личностно-ориентировочный подход в обучении;
- Создание благоприятных условий на уроке;
- Развитие творческих способностей учащихся;
- Включение каждого ученика в учебно-воспитательный процесс;
- Ориентация учебного процесса на достижение высокого уровня знаний;
- Развитие и поддержание веры учащихся в свои силы;
- Развитие у каждого учащегося творческих способностей;
- Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое и прослушиваемое муз. произведение.
Наиболее эффективные формы работы развития творческих способностей учащихся:
Игра “Самый внимательный”
Учитель исполняет знакомую мелодию с аккомпанементом. В каком-либо месте чуть изменяется мелодический рисунок или гармония. Ребятам нужно определить, где именно произошло это изменение. Вариантом игры является прослушивание последовательности аккордов. Дети должны отметить, разрешена она в тоническом трезвучии или нет. Подобная игра-проверка позволяет учителю определить уровень ладового и гармонического слуха. Еще вариант. Учащиеся прослушивают незнакомую мелодию несколько раз: в верной гармонизации, в спорной и в неверной. А затем определяют, в каком случае, по их мнению, гармонизация была самой правильной.
В 6-м классе учащиеся успешно выполняют такое задание: между цепочкой аккордовых последовательностей “прячется” характерная последовательность аккордов из исполненных (или прослушанных) ранее произведений. Требуется определить, в каком именно месте находится спрятанная последовательность и из какого она произведения. Примерами таких последовательностей, “спрятанных” в нейтральном аккордовом окружении, были: характерный сдвиг из “Утра” Э. Грига, вступительные аккорды к песне “Красивая мама” Э. Колмановского, гармоническая канва к мелодии телепередачи “Спокойной ночи, малыши” и др.
“Найди ошибку”
Эта форма работы особенно любима учащимися на уроках закрепления. Её задача в том, чтобы усвоить пройденный материал. Дети сами должны найти ошибку в заданиях на доске, в аудиозаписи, в карточках или исполнении.
“Дирижёры”
Форма работы “Дирижёры” позволяет детям самим чувствовать изменения мелодии и контролировать исполнительские способности. Её суть заключается в следующем: выбирается ребёнок, который будет дирижёром и ему даётся задание. Например, такое: “Хор должен исполнить песню бодро, живо, постепенно увеличивая звук”.
Ребёнок должен выполнить следующие действия:
Собрать внимание хора.
Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе, руки положить ровно на парту)
Дать точное вступление в начале дирижирования.
Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и динамике.
Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни, “снять” хор очень точно.
Эта форма работы очень сложная и требует дополнительной подготовки, которая ведётся поэтапно из класса в класс.
“Карточки”
Еще одна форма работы это “Карточки”. “Карточки” я использую как на уроках закрепления, так и на уроках изучения нового материала. Карточки могут быть самыми разнообразными: с заданиями, с подсказками, с иллюстрациями, со словами песен и т.д.
Карточки очень помогают в работе с новым материалом и при закреплении.
Музыкальный барабан
Задание: С помощью ключа необходимо отгадать задуманное слово.
Например: “Нота”
Буква А должна находиться на против арфы. Тогда 1 буква будет на против скрипичного ключа, 2 буква на против нотного стана, 3 буква на против скрипки и 4 буква на против арфы, если ребёнок знает названия знаков и инструментов, то легко справляется с заданием.
Творческие задания
Детям предлагается в рисунке спрятать музыкальные знаки, это задание они выполняют с большим азартом. А с помощью “волшебных бабочек” ребята показывают движение мелодии. И самое любимое творческое задание – это изображение музыкальных фрагментов через движение, как например “Балет невылупившихся птенцов” М.Мусоргского.
Адресная направленность
Опыт предназначен учителям, которые понимают, что проблема развития творческих способностей учащихся занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организована работа развития творческих способностей учащихся, во многом зависят результаты обучения и развития школьников в музыкальном плане.
Область применения
Для преподавания в 1–8-х классах.
В завершение хочется вспомнить слова Ф.Шаляпина:
“Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное русское “авось” и полагался только на сознательное творческое усилие. Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как заглохочет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески”.
Спасибо за внимание!