Цели:
- закрепить полученные знания по данной теме; совершенствовать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж;
- развивать орфографическую зоркость, внимание;
- воспитывать самостоятельность при работе, умение работать в команде.
Оборудование: карточки с заданиями, плакаты, рисунок ёжика с подарком, сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- На сегодняшнем уроке мы с вами посмотрим и проверим, как у каждого из вас работает такое важное человеческое свойство, как память. Вот ученые, допустим, говорят, что человек ничего не забывает, все, что он когда-либо слышал или видел, записывается в его голове как на пленку и никогда не стирается. Нужно только суметь это достать когда необходимо. Сегодня на уроке вам нужно будет “достать” все, что мы учили с вами об имени прилагательном. (У каждого на партах лежат сигнальные карточки зеленого и красного цвета, если возникают трудности при выполнении задания, то выставляется карточка красного цвета и “рабочие листы” - за каждый правильный ответ ребята выставляют себе балл.)
II. Игра “Четвертый лишний” (Соревнование по рядам)
- Прочтите слова в каждом столбике, найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.
Береза | снежный | старый |
Подберезовик | снежинка | старик |
Березовый | снеговик | старушка |
Березняк | снег | старичок |
- Что называется именем существительным?
- Что называется именем прилагательным?
(Открывается верхняя часть плаката “Имя прилагательное”)
- Что вы знаете еще о прилагательных?
III. Род, число и падеж прилагательных.
- Запишите пословицы, объясните их смысл.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Черная земля белых рук не любит.
- Определите род и число прилагательных. Как вы это сделали?
(Открывается средняя часть плаката “Имя прилагательное”)
- Прочтите предложения. Какие они по составу?
- Распространите предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными: холод, зима, север.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока “Смотр знаний”
1.Упр.18 стр.157
- Списать текст. Показать стрелками связь существительных с прилагательными. Указать род и падеж имен прилагательных.
- Разобрать выделенное предложение по составу.
(Проверка выполнения задания)
2. - К словам левого столбика подберите и запишите объяснения из правого столбика.
Вежливый, учтивый. | Не только вежливый, но и приветливый. |
Любезный. | Соблюдающий правила приличия. |
Деликатный. | Не только вежливый, но и мягкий в обращении. |
Обходительный. | Очень вежливый, предупредительный. |
VI. Игра “Вертушка”
- Образовать от существительного однокоренные прилагательные и записать его справа, после чего передать карточку следующему игроку.
(На каждый ряд дается карточка со словами. Учитель дает сигнал, и ребята начинают работать.)
Длина | Удача | Река |
Туман | Чудеса | Осень |
Скука | Радость | Пламя |
Картон | Карман | Стена |
Вкус | Ясность | Старина |
Место | Известие | Огурец |
Капуста | Срок | Молоко |
Грусть | Томат | Прелесть |
(Проверка выполнения. Дети зачитывают слова.)
VII. Подведение итога урока.
1. Что вы знаете об имени прилагательном?
- Как определить род, число и падеж прилагательного?
2. Выставление оценок. (Дети подсчитывают количество набранных баллов)
VIII. Домашнее задание: стр. 158 упр.20.
Чтение и разбор упражнения.