Урок русского языка по теме "Общие признаки имени прилагательного. Закрепление" в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить полученные знания по данной теме; совершенствовать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание;
  • воспитывать самостоятельность при работе, умение работать в команде.

Оборудование: карточки с заданиями, плакаты, рисунок ёжика с подарком, сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

- На сегодняшнем уроке мы с вами посмотрим и проверим, как у каждого из вас работает такое важное человеческое свойство, как память. Вот ученые, допустим, говорят, что человек ничего не забывает, все, что он когда-либо слышал или видел, записывается в его голове как на пленку и никогда не стирается. Нужно только суметь это достать когда необходимо. Сегодня на уроке вам нужно будет “достать” все, что мы учили с вами об имени прилагательном. (У каждого на партах лежат сигнальные карточки зеленого и красного цвета, если возникают трудности при выполнении задания, то выставляется карточка красного цвета и “рабочие листы” - за каждый правильный ответ ребята выставляют себе балл.)

II. Игра “Четвертый лишний” (Соревнование по рядам)

- Прочтите слова в каждом столбике, найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

Береза снежный старый
Подберезовик снежинка старик
Березовый снеговик старушка
Березняк снег старичок

- Что называется именем существительным?

- Что называется именем прилагательным?

(Открывается верхняя часть плаката “Имя прилагательное”)

- Что вы знаете еще о прилагательных?

III. Род, число и падеж прилагательных.

  1. Запись пословиц с комментированием у доски.
  2. - Запишите пословицы, объясните их смысл.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Черная земля белых рук не любит.

    - Определите род и число прилагательных. Как вы это сделали?

    (Открывается средняя часть плаката “Имя прилагательное”)

  3. Упр. 16 стр.156-157.

- Прочтите предложения. Какие они по составу?

- Распространите предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными: холод, зима, север.

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока “Смотр знаний”

1.Упр.18 стр.157

- Списать текст. Показать стрелками связь существительных с прилагательными. Указать род и падеж имен прилагательных.

- Разобрать выделенное предложение по составу.

(Проверка выполнения задания)

2. - К словам левого столбика подберите и запишите объяснения из правого столбика.

Вежливый, учтивый. Не только вежливый, но и приветливый.
Любезный. Соблюдающий правила приличия.
Деликатный. Не только вежливый, но и мягкий в обращении.
Обходительный. Очень вежливый, предупредительный.

VI. Игра “Вертушка”

- Образовать от существительного однокоренные прилагательные и записать его справа, после чего передать карточку следующему игроку.

(На каждый ряд дается карточка со словами. Учитель дает сигнал, и ребята начинают работать.)

Длина Удача Река
Туман Чудеса Осень
Скука Радость Пламя
Картон Карман Стена
Вкус Ясность Старина
Место Известие Огурец
Капуста Срок Молоко
Грусть Томат Прелесть

(Проверка выполнения. Дети зачитывают слова.)

VII. Подведение итога урока.

1. Что вы знаете об имени прилагательном?

- Как определить род, число и падеж прилагательного?

2. Выставление оценок. (Дети подсчитывают количество набранных баллов)

VIII. Домашнее задание: стр. 158 упр.20.

Чтение и разбор упражнения.