Ученый совет по теме "Математика и жизнь" - внеклассное мероприятие по математике для 9-го класса

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Показать значимость математики в жизни каждого человека, тесную связь математики с другими науками.
  • Доказать, что математика – неотъемлемая часть культуры.
  • Развивать внимание, интерес, логическое мышление.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный сбор

Организационный сбор проводится одновременно для всей параллели 9-х классов (3 класса). Здесь сообщается о том, что задачей сегодняшнего ученого совета является развенчание мифа о том, что математика – наука сухая и мало где применяется. Данный вопрос будет всесторонне рассмотрен на кафедрах «Математической логики», «Реальной математики» и «Экспериментальной поэзии».
Каждый класс получает зачетную книжку, в которой указан график их работы на кафедрах. (см. приложение)

2. Работа на кафедрах

А) Кафедра экспериментальной поэзии.

Учитель: Математика и поэзия несовместимы? Спорный вопрос. И в первую очередь с этим не согласны сами математики, они считают, что можно выражать свое отношение к окружающему миру, используя математические понятия. Называют они это экспериментальной поэзией. Вот несколько таких примеров:

«Математика жизни»

Я – подмножество из множества множеств.
То тождественны мы, то не можем никак пересечься…
То помножены на Одиночество!
То от множества не отвертеться!

И в стремленье своем к Бесконечности
в интеграла красивой наружности
боимся мы Разлуки неизбежности,
Предательства, Обмана, Лжи и Глупости!

На биномы наша Жизнь разложена!
Факториалы цен растут стремительно!
Опять манит куда-то партий множество –
на математике всё общество воспитано!

Кого-то в бок ударит треугольником.
Другого Жизнь одарит биссектрисою.
Всю жизнь себя ты ощущаешь школьником,
Упорно не сходя с пути тернистого!

Конец пути окажется трапецией –
Две группы цифр застынут – счёты кончены!
Какая к Математике претензия,
когда земли мы множеством приложены?

Эх! Хорошо б успеть по Математике
Оценку высшую завоевать заранее,
Чтоб вспомнил кто-то: "Да! Он был – Романтиком!
Но хорошо решал по алгебре задания,

как интеграл стремился к Бесконечности,
доверяя Искренности и Человечности!!!

«7 смертных производных»

f ' ($) = Алчность
f ' (F) = Гнев
f ' (Дружба) = Зависть
f ' (Любовь) = Похоть
f ' (Пища) = Обжорство
f ' (Спокойствие) = Лень
f ' (Возможность) = Тщеславие

Так посчитали 4 математика
(По Завету Главного Математика)
В книге известной со знаком плюс,
Учебнике жизни, но я боюсь,

Что в мире подлунном, идущем походкой лунатика
По канату Вселенной сквозь небес шлюз,
Куда уж страшнее есть проблематика,
От неё не спасёт даже Уиллис Брюс:

Все эти семь – лишь производные
От неё, и формул скупость
Мне открывает вмиг истины новые:

f ' (Ум) = ГЛУПОСТЬ.

«Единочество»
.................................
.................................
.................................
.................................
...............1................
.................................
.................................
.................................
.................................

Учитель: А теперь я предлагаю вам самим попробовать создать что-либо подобное. Для этого вы можете объединиться в группы с любым количеством человек.

Приложение 1. Ттворческие работы учащихся.

Задания командам:

  • Из проволоки сделайте модель «невозможного  треугольника» Пенроузов;
  • Приведите жизненные примеры оптического обмана;
  • Определите виды зрительных иллюзий, используемых в одежде предложенных моделей.

В)  Кафедра математической логики

1  команда. 

На одном вечере среди гостей оказалось 5 офицеров: пехотинец, артиллерист, летчик, связист и сапер. Один из них был капитаном, трое – майорами и один – подполковник. Также известно, что:
а)  у Андрея такое же звание, как и у сапера;
б)  офицер связист и Иван – неразлучные друзья;
в)  на днях офицер-летчик вместе с Петром и Степаном побывали у Ивана в гостях;
г)  недавно у артиллериста и сапера почти одновременно перестали работать радиоприемники и оба попросили Степана помочь связисту устранить неисправность;
д)  Иван чуть было не стал летчиком, но потом по совету своего друга сапера избрал другой род войск;
е)  Андрей по званию старше Степана, а Петр – старше Ивана;
ж)  пятый офицер, Николай, накануне вечером был в гостях у Степана.

Определите имя каждого офицера, его звание и род войск, в котором он служит.

Ответ:
Андрей – летчик и майор;
Иван – артиллерист и майор; 
Петр – связист и подполковник; 
Степан – пехотинец и капитан; 
Николай – сапер и майор.

2 команда.

Вчера вечером:
а)  Николай отправился на концерт;
б)  Петр провел время с Ольгой;
в)  Виктор так и не увиделся с Татьяной;
г)  Юлия побывала в кино;
д)  Татьяна посмотрела спектакль в театре.

Кроме тех, кого мы уже называли, постоянными членами компании были  Сергей и Ира. Вместе с каждым из юношей на том же виде культурных развлечений побывала одна девушка. Какая пара посетила художественную выставку? Кто с кем был и где?

Ответ: Виктор с Юлией в кино; Сергей с Татьяной в театре;  Петр с Ольгой на выставке;  Николай с Ирой на концерте.

3 команда. 

Несколько друзей устроили во дворе велосипедную гонку. Друзья были в возрасте и после 30 метров уже выдохлись, вернули велосипеды дворовым мальчишкам и начали подводить итоги. Так как гонщики здорово устали, то они и не заметили, кто же какое место занял, зато

  • семидесятипятилетний Семен Ильич опередил восьмидесятилетнего Дмитрия Ульяновича;
  • семидесятисемилетний Христофор Аристархович пришел после девяностолетнего Сергея Валерьяновича, который, в свою очередь, пришел после восьмидесятитрехлетнего Леонида Петровича;
  • Дмитрий Ульянович на последних метрах дистанции так припустил, что оставил позади себя Леонида Петровича.

Как распределились места среди гонщиков?

Ответ:
Семен Ильич – 1; 
Дмитрий Ульянович – 2;
Леонид Петрович – 3;
Сергей Валерьянович – 4;
Христофор Аристархович – 5.

3. Подведение итогов

Все команды собираются вместе для проведения рефлексии.

Приложение 2. Зачетная книжка

Приложение 3. Таблички.