Цели урока:
- Показать значимость математики в жизни каждого человека, тесную связь математики с другими науками.
- Доказать, что математика – неотъемлемая часть культуры.
- Развивать внимание, интерес, логическое мышление.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный сбор
Организационный сбор проводится одновременно
для всей параллели 9-х классов (3 класса). Здесь
сообщается о том, что задачей сегодняшнего
ученого совета является развенчание мифа о том,
что математика – наука сухая и мало где
применяется. Данный вопрос будет всесторонне
рассмотрен на кафедрах «Математической логики»,
«Реальной математики» и «Экспериментальной
поэзии».
Каждый класс получает зачетную книжку, в которой
указан график их работы на кафедрах. (см.
приложение)
2. Работа на кафедрах
А) Кафедра экспериментальной поэзии.
Учитель: Математика и поэзия несовместимы? Спорный вопрос. И в первую очередь с этим не согласны сами математики, они считают, что можно выражать свое отношение к окружающему миру, используя математические понятия. Называют они это экспериментальной поэзией. Вот несколько таких примеров:
«Математика жизни»
Я – подмножество из множества множеств.
То тождественны мы, то не можем никак
пересечься…
То помножены на Одиночество!
То от множества не отвертеться!
И в стремленье своем к Бесконечности
в интеграла красивой наружности
боимся мы Разлуки неизбежности,
Предательства, Обмана, Лжи и Глупости!
На биномы наша Жизнь разложена!
Факториалы цен растут стремительно!
Опять манит куда-то партий множество –
на математике всё общество воспитано!
Кого-то в бок ударит треугольником.
Другого Жизнь одарит биссектрисою.
Всю жизнь себя ты ощущаешь школьником,
Упорно не сходя с пути тернистого!
Конец пути окажется трапецией –
Две группы цифр застынут – счёты кончены!
Какая к Математике претензия,
когда земли мы множеством приложены?
Эх! Хорошо б успеть по Математике
Оценку высшую завоевать заранее,
Чтоб вспомнил кто-то: "Да! Он был – Романтиком!
Но хорошо решал по алгебре задания,
как интеграл стремился к Бесконечности,
доверяя Искренности и Человечности!!!
«7 смертных производных»
f ' ($) = Алчность
f ' (F) = Гнев
f ' (Дружба) = Зависть
f ' (Любовь) = Похоть
f ' (Пища) = Обжорство
f ' (Спокойствие) = Лень
f ' (Возможность) = Тщеславие
Так посчитали 4 математика
(По Завету Главного Математика)
В книге известной со знаком плюс,
Учебнике жизни, но я боюсь,
Что в мире подлунном, идущем походкой лунатика
По канату Вселенной сквозь небес шлюз,
Куда уж страшнее есть проблематика,
От неё не спасёт даже Уиллис Брюс:
Все эти семь – лишь производные
От неё, и формул скупость
Мне открывает вмиг истины новые:
f ' (Ум) = ГЛУПОСТЬ.
«Единочество»
.................................
.................................
.................................
.................................
...............1................
.................................
.................................
.................................
.................................
Учитель: А теперь я предлагаю вам самим попробовать создать что-либо подобное. Для этого вы можете объединиться в группы с любым количеством человек.
Приложение 1. Ттворческие работы учащихся.
Задания командам:
- Из проволоки сделайте модель «невозможного треугольника» Пенроузов;
- Приведите жизненные примеры оптического обмана;
- Определите виды зрительных иллюзий, используемых в одежде предложенных моделей.
В) Кафедра математической логики
1 команда.
На одном вечере среди гостей оказалось 5
офицеров: пехотинец, артиллерист, летчик, связист
и сапер. Один из них был капитаном, трое –
майорами и один – подполковник. Также известно,
что:
а) у Андрея такое же звание, как и у сапера;
б) офицер связист и Иван – неразлучные друзья;
в) на днях офицер-летчик вместе с Петром и
Степаном побывали у Ивана в гостях;
г) недавно у артиллериста и сапера почти
одновременно перестали работать радиоприемники
и оба попросили Степана помочь связисту
устранить неисправность;
д) Иван чуть было не стал летчиком, но потом по
совету своего друга сапера избрал другой род
войск;
е) Андрей по званию старше Степана, а Петр –
старше Ивана;
ж) пятый офицер, Николай, накануне вечером был
в гостях у Степана.
Определите имя каждого офицера, его звание и род войск, в котором он служит.
Ответ:
Андрей – летчик и майор;
Иван – артиллерист и майор;
Петр – связист и подполковник;
Степан – пехотинец и капитан;
Николай – сапер и майор.
2 команда.
Вчера вечером:
а) Николай отправился на концерт;
б) Петр провел время с Ольгой;
в) Виктор так и не увиделся с Татьяной;
г) Юлия побывала в кино;
д) Татьяна посмотрела спектакль в театре.
Кроме тех, кого мы уже называли, постоянными членами компании были Сергей и Ира. Вместе с каждым из юношей на том же виде культурных развлечений побывала одна девушка. Какая пара посетила художественную выставку? Кто с кем был и где?
Ответ: Виктор с Юлией в кино; Сергей с Татьяной в театре; Петр с Ольгой на выставке; Николай с Ирой на концерте.
3 команда.
Несколько друзей устроили во дворе велосипедную гонку. Друзья были в возрасте и после 30 метров уже выдохлись, вернули велосипеды дворовым мальчишкам и начали подводить итоги. Так как гонщики здорово устали, то они и не заметили, кто же какое место занял, зато
- семидесятипятилетний Семен Ильич опередил восьмидесятилетнего Дмитрия Ульяновича;
- семидесятисемилетний Христофор Аристархович пришел после девяностолетнего Сергея Валерьяновича, который, в свою очередь, пришел после восьмидесятитрехлетнего Леонида Петровича;
- Дмитрий Ульянович на последних метрах дистанции так припустил, что оставил позади себя Леонида Петровича.
Как распределились места среди гонщиков?
Ответ:
Семен Ильич – 1;
Дмитрий Ульянович – 2;
Леонид Петрович – 3;
Сергей Валерьянович – 4;
Христофор Аристархович – 5.
3. Подведение итогов
Все команды собираются вместе для проведения рефлексии.
Приложение 2. Зачетная книжка
Приложение 3. Таблички.