Урок изобразительного искусства на тему "Март. Весна света"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Развивать творческие способности учащихся. Развивать пространственное мышление, образное представление и воображение.
  2. Прививать навыки и умения работы в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приёмами работы. Дать представление о деревьях, как объектах изображения;
  3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность; Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы, умение замечать её удивительные краски;
  4. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства.

Оборудование:

  1. Грамзапись “Голоса птиц”, “Солнечная капель”, П.И.Чайковский “Времена года”; отрывки стихотворений о весне.
  2. Репродукция картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, И.И.Левитан “Март”; фотографии природы. (Презентация к уроку)
  3. План оформления листа.
  4. Таблица цвета.
  5. Кисти, краски, вата, восковые карандаши, листы белой бумаги, стаканчики для воды.
  6. Запись на доске девиза урока, отрывок стихотворения о весне.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

  1. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости: учителя, логопеды, завуч школы. Они посмотрят, чему научись первоклассники за время учёбы.
  2. Создадим хорошее настроение.
  3. Прозвенел и смолк звонок,
    Начинается урок.
    Мы за парты дружно сели,
    И на доску посмотрели.
    Мы сегодня опять
    учиться будем рисовать.

  4. Проверяем готовность к уроку:

Учитель:

У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист.
А еще мольберт-треножник –
Потому что я художник!

Учитель: Молодцы! Все готовы начать урок.

П. Сообщение темы и цели урока:

А чему посвящен наш сегодняшний урок, вы узнаете, отгадав загадку.

Текут ручьями снег и лёд,
У птиц на север перелёт.
Всё пробудилось ото сна,
Всё дольше день…
Пришла …(весна)

Тема урока: “Март. Весна света”,

И будем работать под девизом: “Удивительное - рядом, умей видеть и наблюдать”

III. Актуализация знаний: введение в тему урока.

С доисторических времен человек проявлял стремление к прекрасному, украшал своё жилище рисунками. А что может быть прекраснее природы, весны!

Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, все то, что удивляло и радовало его, останавливало взгляд. Шли века, и в этом своём умении некоторые достигли высокого мастерства. Доводилось ли вам бывать в музее, где собраны картины? Как правильно они называются?

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ – узкое крытое помещение,
соединяющее части здания.

(Париж. Лувр.) Обратите внимание на богато расписанные залы, высокие своды, приглушенный свет. Здесь хранятся лучшие работы.

В зависимости оттого, что изображено на картине, можно определить её жанр.

Давайте попробуем определить, к какому жанру относятся репродукции этих картин? (Презентация к уроку)

1.Натюрморт. ЯН ХЕМ. (1683 год) Государственный Эрмитаж

2. Портрет. Автопортрет В.И. Суриков (1879 год)

(Дети не смогли назвать правильно жанр – пейзаж).

3. Пейзаж. И.И. Левитан. Весна. Большая вода.

IV. Беседа.

Если видишь на картине
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки,
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга или ливень,
Или солнечный денёк,
Нарисованным быть может
Или север или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется … (Пейзажем)

Пейзаж – общий вид местности, картина изображающая виды природы.

Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

Пейзаж - от французкого слова “пэи”. Что означает страна. Всю страну, конечно, не вместить в картину, но и по берёзке можно многое о ней узнать.

Как прекрасна страна и как художник в неё влюблен. Этим он и поделился с людьми.

  • Вот такую картину наблюдал Алексей Кондратьевич

Саврасов на окраине Костромы в 1871 году.

В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Снег долго лежит на полях, коченеют на ветре деревья. И вдруг всё наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц, звоном капели. Солнышко свети ярче, лучи его стали ласковыми, тёплыми.

  • А эту картину Исаак Ильич Левитан написал в 1895 году с натуры под Москвой в имении Турчановых.
  • Как цвет помогает художнику показать приближение весны?

Цвет чистый и нежный. Солнечный цвет везде – на стенах дома, на стволах молодых берёзок, на тоненьких веточках тополей. Природа с радостью и улыбкой встречает весну. Это настроение передаётся и зрителям.

V. Динамическая пауза. Зарядка для глаз.

VI. Творческая практическая деятельность учащихся.

  1. Найди ошибки начинающего художника.

Учитель: Они правильно нарисовали?

Дети: Нет! (Называют ошибки). Деревья не бывают такой формы.

  • Деревья расположены на одной линии, нет перспективы.
  • На переднем плане дерево меньше, чем на заднем плане.
  • Перегружена деталями одна часть картины
  • Деревья “морковки”, деревья без макушки, дерево из геометрических фигур рисуют дети от 2 до 6 лет.

2. Цвет, сочетание красок – это важнейшее художественно-выразительные средства живописи. На какие группы делятся цвета?

Теплый цвет – в нем преобладают оттенки жёлтого и красного.

Например: И.И.Левитана “Золотая осень”.

Холодные цвета – синий и голубой. Они могут превратить все другие цвета в холодные, ледяные. Их можно увидеть везде – на снегу, в воде, в небе.

Например: картина Аркадия Александровича Рылова “В голубом просторе”.

VII. Физкультминутка. Песня “Солнечная капель” с движениями.

Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Продолжается урок.

VIII. Личные наблюдения детей по результатам экскурсии в парк.

Оглянись вокруг. Самым распространенным деревом считается берёза. Она является символом России. Её изображение мы встречаем у многих художников, ей посвящены стихи и песни.

- Какие изменения в природе вы заметили? Расскажите о снеге, какой он?

    • Снег тает. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым. Он потемнел и осел.
    • Проснулись деревья от зимнего сна, распустились первые почки.

А какой легкий воздух. На небе появились голубые просветы.

IX. Разметка листа.

Как рисовать пейзаж:

Взяли этюдники, расположили листы вертикально (или горизонтально)

Разделили на две части – это линия горизонта. Линия горизонта бывает высокой и низкой. Она не обязательно должна быть прямой.

Повторим правила:

План это – взаимное расположение предметов.

Первый закон:на картине бывает передний (крупные предметы), средний ( помельче) и задний план (маленькие).

Второй закон:чем дальше предмет, тем он размытее. Общий контур предметов.

Третий закон:расстояние изменяет цвет предмета. Удаляющиеся - все холодные. Приближающиеся – все теплые цвета. Цвет от расстояния теряет яркость. Средний и задний план выглядит выцветшим и белесым.

Март открывает весну. С него начинается весна света. И верно: столько солнца и белого снега – глаза слепит. Март с зимой борется.

X. Педагогический рисунок.

Учитель: Вспомните, как рисовать дерево. (Демонстрация наброска при помощи кисти руки)

  • Чёрной, коричневой краской – ствол, ветви, снизу вверх;
  • берёза – ствол белый, потом ветви, точки чёрным цветом; ель, сосна – добавляем зелёной краски.

Местами снег подтаял, в лужицах отражается небо и стволы деревьев, на проталинках появились первые весенние цветы.

Учитель: Приступаем к работе

XI. Индивидуальная работа. (Чистый лист)

1. (Музыка) Подумайте, а как бы вы назвали свою картину?

Пока вы думаете, я включу музыку, она поможет вам понять и передать своё настроение. П.И.Чайковский “Времена года”.

2. Помощь учащимся, шаблоны зайчика.

3. Лучшие наброски.

4. Работа в цвете (по наличию времени).

XII . Эстетическая оценка работ

1. Что вы почувствовали в музыке? А в картине?

Да, радость пробуждения, трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны, легкая печаль по уходящей зиме.

2.Какими словами вы могли бы проиллюстрировать свою картину? (Доп.материал)

XIII. Домашняя работа

Собираем репродукции картин о весне, перелётных птицах, разучиваем понравившиеся строки стихотворения.

XIV. Итог урока

Кто запомнил, как называется музей картин? В каком жанре мы выполнили работу? Картины, какого художника вы запомнили?

Обязательно расскажите дома родителям, о чем узнали на уроке.

Лучшие работы отправим на выставку. Спасибо за работу.

Урок окончен.

Презентация