Цели и задачи:
- Развивать творческие способности учащихся. Развивать пространственное мышление, образное представление и воображение.
- Прививать навыки и умения работы в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приёмами работы. Дать представление о деревьях, как объектах изображения;
- Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность; Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы, умение замечать её удивительные краски;
- Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства.
Оборудование:
- Грамзапись “Голоса птиц”, “Солнечная капель”, П.И.Чайковский “Времена года”; отрывки стихотворений о весне.
- Репродукция картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, И.И.Левитан “Март”; фотографии природы. (Презентация к уроку)
- План оформления листа.
- Таблица цвета.
- Кисти, краски, вата, восковые карандаши, листы белой бумаги, стаканчики для воды.
- Запись на доске девиза урока, отрывок стихотворения о весне.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели,
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
учиться будем рисовать.
Учитель:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист.
А еще мольберт-треножник –
Потому что я художник!
Учитель: Молодцы! Все готовы начать урок.
П. Сообщение темы и цели урока:
А чему посвящен наш сегодняшний урок, вы узнаете, отгадав загадку.
Текут ручьями снег и лёд,
У птиц на север перелёт.
Всё пробудилось ото сна,
Всё дольше день…
Пришла …(весна)
Тема урока: “Март. Весна света”,
И будем работать под девизом: “Удивительное - рядом, умей видеть и наблюдать”
III. Актуализация знаний: введение в тему урока.
С доисторических времен человек проявлял стремление к прекрасному, украшал своё жилище рисунками. А что может быть прекраснее природы, весны!
Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, все то, что удивляло и радовало его, останавливало взгляд. Шли века, и в этом своём умении некоторые достигли высокого мастерства. Доводилось ли вам бывать в музее, где собраны картины? Как правильно они называются?
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ – узкое крытое
помещение,
соединяющее части здания.
(Париж. Лувр.) Обратите внимание на богато расписанные залы, высокие своды, приглушенный свет. Здесь хранятся лучшие работы.
В зависимости оттого, что изображено на картине, можно определить её жанр.
Давайте попробуем определить, к какому жанру относятся репродукции этих картин? (Презентация к уроку)
1.Натюрморт. ЯН ХЕМ. (1683 год) Государственный Эрмитаж
2. Портрет. Автопортрет В.И. Суриков (1879 год)
(Дети не смогли назвать правильно жанр – пейзаж).
3. Пейзаж. И.И. Левитан. Весна. Большая вода.
IV. Беседа.
Если видишь на картине
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки,
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга или ливень,
Или солнечный денёк,
Нарисованным быть может
Или север или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется … (Пейзажем)
Пейзаж – общий вид местности, картина изображающая виды природы.
Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.
Пейзаж - от французкого слова “пэи”. Что означает страна. Всю страну, конечно, не вместить в картину, но и по берёзке можно многое о ней узнать.
Как прекрасна страна и как художник в неё влюблен. Этим он и поделился с людьми.
- Вот такую картину наблюдал Алексей Кондратьевич
Саврасов на окраине Костромы в 1871 году.
В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Снег долго лежит на полях, коченеют на ветре деревья. И вдруг всё наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц, звоном капели. Солнышко свети ярче, лучи его стали ласковыми, тёплыми.
- А эту картину Исаак Ильич Левитан написал в 1895 году с натуры под Москвой в имении Турчановых.
- Как цвет помогает художнику показать приближение весны?
Цвет чистый и нежный. Солнечный цвет везде – на стенах дома, на стволах молодых берёзок, на тоненьких веточках тополей. Природа с радостью и улыбкой встречает весну. Это настроение передаётся и зрителям.
V. Динамическая пауза. Зарядка для глаз.
VI. Творческая практическая деятельность учащихся.
Учитель: Они правильно нарисовали?
Дети: Нет! (Называют ошибки). Деревья не бывают такой формы.
- Деревья расположены на одной линии, нет перспективы.
- На переднем плане дерево меньше, чем на заднем плане.
- Перегружена деталями одна часть картины
- Деревья “морковки”, деревья без макушки, дерево из геометрических фигур рисуют дети от 2 до 6 лет.
2. Цвет, сочетание красок – это важнейшее художественно-выразительные средства живописи. На какие группы делятся цвета?
Теплый цвет – в нем преобладают оттенки жёлтого и красного.
Например: И.И.Левитана “Золотая осень”.
Холодные цвета – синий и голубой. Они могут превратить все другие цвета в холодные, ледяные. Их можно увидеть везде – на снегу, в воде, в небе.
Например: картина Аркадия Александровича Рылова “В голубом просторе”.
VII. Физкультминутка. Песня “Солнечная капель” с движениями.
Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Продолжается урок.
VIII. Личные наблюдения детей по результатам экскурсии в парк.
Оглянись вокруг. Самым распространенным деревом считается берёза. Она является символом России. Её изображение мы встречаем у многих художников, ей посвящены стихи и песни.
- Какие изменения в природе вы заметили? Расскажите о снеге, какой он?
- Снег тает. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым. Он потемнел и осел.
- Проснулись деревья от зимнего сна, распустились первые почки.
А какой легкий воздух. На небе появились голубые просветы.
IX. Разметка листа.
Как рисовать пейзаж:
Взяли этюдники, расположили листы вертикально (или горизонтально)
Разделили на две части – это линия горизонта. Линия горизонта бывает высокой и низкой. Она не обязательно должна быть прямой.
Повторим правила:
План это – взаимное расположение предметов.
Первый закон:на картине бывает передний (крупные предметы), средний ( помельче) и задний план (маленькие).
Второй закон:чем дальше предмет, тем он размытее. Общий контур предметов.
Третий закон:расстояние изменяет цвет предмета. Удаляющиеся - все холодные. Приближающиеся – все теплые цвета. Цвет от расстояния теряет яркость. Средний и задний план выглядит выцветшим и белесым.
Март открывает весну. С него начинается весна света. И верно: столько солнца и белого снега – глаза слепит. Март с зимой борется.
X. Педагогический рисунок.
Учитель: Вспомните, как рисовать дерево. (Демонстрация наброска при помощи кисти руки)
- Чёрной, коричневой краской – ствол, ветви, снизу вверх;
- берёза – ствол белый, потом ветви, точки чёрным цветом; ель, сосна – добавляем зелёной краски.
Местами снег подтаял, в лужицах отражается небо и стволы деревьев, на проталинках появились первые весенние цветы.
Учитель: Приступаем к работе
XI. Индивидуальная работа. (
Чистый лист)1. (Музыка) Подумайте, а как бы вы назвали свою картину?
Пока вы думаете, я включу музыку, она поможет вам понять и передать своё настроение. П.И.Чайковский “Времена года”.
2. Помощь учащимся, шаблоны зайчика.
3. Лучшие наброски.
4. Работа в цвете (по наличию времени).
XII . Эстетическая оценка работ
1. Что вы почувствовали в музыке? А в картине?
Да, радость пробуждения, трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны, легкая печаль по уходящей зиме.
2.Какими словами вы могли бы проиллюстрировать свою картину? (Доп.материал)
XIII. Домашняя работа
Собираем репродукции картин о весне, перелётных птицах, разучиваем понравившиеся строки стихотворения.
XIV. Итог урока
Кто запомнил, как называется музей картин? В каком жанре мы выполнили работу? Картины, какого художника вы запомнили?
Обязательно расскажите дома родителям, о чем узнали на уроке.
Лучшие работы отправим на выставку. Спасибо за работу.
Урок окончен.