Дом, в котором мы живем (урок обществознания в 6-м классе)

Разделы: История и обществознание


Цель: познакомить учащихся с одним из видов социального пространства – домашней территорией.

Задачи:

  • Сформировать знания об истории жилища разных народов, современных домах.
  • Продолжить работу над формированием умений сравнения, объяснения понятий.
  • Формирование навыков общения, воспитание человека-семьянина.

Оборудование: компьютер, оснащенный проектором, презентация «Жилища народов мира», рисунки учащихся «Дом моей мечты», пословицы о доме (на доске)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

– Объясните смысл понятий: общественная территория, домашняя территория, личное пространство.

III. Изучение нового материала

1. Эволюция жилища (Приложение)

Слайд 1
Слайд 2
Где бы не поселился человек – в жарких странах или за полярным кругом, на берегу моря или высоко в горах, ему обязательно нужно жилище, чтобы укрыться от холода и от жары, от дождя и ветра. Форма, структура и обстановка жилища изменялись на протяжении всей истории. С историей жилища мы сегодня и познакомимся.
Проблемный вопрос: как менялся вид жилища человека с древних времен до наших дней?

Слайд 3
Люди всегда строили свои дома из того, что было под руками, приспосабливаясь к природным условиям.

Слайд 4
Первым домом, который человеку дала сама природа, была пещера. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки и хижины из имеющихся материалов.

Слайд 5
Так выглядело жилище марийцев в древности.

Слайд 6
Жилище славян. Перечислите предметы домашней утвари.

Слайд 7
Изба – очень древний вид жилища. Рубили ее, то есть строили, из бревен, хорошо обструганных и пригнанных друг к другу. Использовались чаще всего деревья хвойных пород (сосна, ель) длинной 7-9 метров. Изба делилась на теплую, жилую часть и холодную (клеть) – место, где хранили домашний инвентарь и разнообразную крестьянскую утварь.

Слайд 8
Конструкция русской избы:

Слайд 9
Избы, сложенные из толстых бревен, проконопаченные мхом и паклей, надежно защищали от морозов и зверей. В таких жилищах и сейчас неплохо живется многим обитателям сел и деревень, хотя иные дома в них построены 100, а то и 200 лет назад.

Слайд 10
В средневековой Европе неотъемлемой частью пейзажа был рыцарский замок – каменное строение, обнесенное мощными стенами и окруженное глубоким рвом с водой. Часто замок находился в труднодоступном месте, на скале. К его единственным воротам вела узкая дорога, прекрасно просматриваемая со всех сторон. Почему?

Ответы учащихся.

Слайд 11
Ответ: В таком жилище легко можно было укрыться от многочисленных неприятелей.
Низкие двери, узкие оконца защищали от холодов

Многие народы кочевали в поисках мест для охоты или пастбищ для скота. Им нужно было жилище, которое легко сложить и перевезти.

Слайд 12
Чукотская яранга и ненецкий чум сделаны из жердей, на которые натянуты оленьи шкуры. Ведь чукчи и ненцы – оленеводы.
Казахи, киргизы и монголы издавна разводили овец, поэтому каркас из жердей они покрывали войлоком из овечьей шерсти, и получалась юрта.

Слайд 13
Человек строит свои дома там, где он не может жить на земле. Почему?
Ответы учащихся

Ответ: В некоторых местах жить на земле слишком опасно. В странах Юго-Восточной Азии дома на сваях являются надежной защитой от наводнений. В других районах люди живут на болотах, где нельзя строить устойчивые дома.
В домах на сваях селились новогвинейские папуасы и многие другие жители жарких стран. Легкие хижины из бамбука, покрытые пальмовыми листьями, стояли высоко над землей, и им не были страшны ни наводнения, ни хищники. К такому поселку и враги не могли подойти незаметно.
В наши дни такие дома – редкость.

Слайд 14
Жилищем для крестьян и рыбаков некоторых островов Японии служат прямоугольные хижины, напоминающие игрушечные домики, крытые соломой, листьями саговой пальмы, камышом, черепицей. Три стены дома из тонких каркасов, заплетенных бамбуком, делаются постоянными. Четвертая стена открыта и задвигается при необходимости рамой, заклеенной провощенной бумагой. Домик из бамбука, бумаги и циновок строил японский крестьянин не только потому, что был беден. Такое жилище наиболее безопасно во время частых в Японии землетрясений.
Понятно, что самые долговечные постройки – из камня. До наших дней сохранились дома и храмы, построенные несколько тысячелетий назад. Но каменные дома стоили дорого – ведь добывать камень нелегко.
И человек начал искать замену природному камню. Сначала он научился обжигать кирпичи из глины, потом появился бетон – самый распространенный в наше время строительный материал. Теперь жилище человека, построенное на крепком фундаменте, с прочными стенами и хорошей крышей, надежно защищает от непогоды, а некоторые, специальной конструкции дома не боятся даже землетрясений.

Слайд 15
Небоскреб – «скребущий небо» - так называют высотные дома. Первый небоскреб был построен в Чикаго в 1885 году и имел 11 этажей. Признак небоскреба: несущий стальной каркас и наличие лифтов.

Слайд 16
Настоящий небоскреб построен в 1913 г. в Нью-Йорке и имел 60 этажей.
Сегодня самый высокий небоскреб «Тайбэй-101» высотой 571 метр в столице Тайваня

Слайд 17
Имеют свое жилище и Дед Мороз, и Санта Клаус.

Слайд 18
Проблемный вопрос:
Как менялся вид жилища человека с древних времен до наших дней?
Перечислите сходства и различия домов разных народов мира.

2. Современное жилище

Слайд 19-21
А это наш родной город Йошкар-Ола: вчера и сегодня, высотный и одноэтажный.

Беседа с учащимися:
1. Что вам нравится и что не нравится в современных домах?
2. Что бы вы хотели улучшить в своем доме?

3. Плюсы и минусы городского жилища

Самостоятельная работа учащихся.
Записать в тетради плюсы и минусы городского жилища.
( в случае затруднений можно использовать учебник , стр. 124)

IV. Закрепление

1. Проверка самостоятельной работы.
2. Почему у различных народов дом выглядит по-разному?
3. Объясните смысл пословиц о доме: «Мой дом – моя крепость», «Дома и стены помогают», «Не дом хозяина красит, а хозяин – дом».

Дом – это среда обитания и среда общения людей. Нам хочется жить в красивых и удобных домах. Современная техника позволяет построить надежное жилище в любом месте и в ледяных просторах Антарктиды, и на морском дне, и даже в космосе. Надо только, чтобы всегда оставался целым и невредимым наш общий дом – планета Земля.

V. Подведение итогов урока, выставление оценок за урок

VI. Домашнее задание: прочитать § 23, творческое задание на выбор: составить кроссворд «Жилища народов мира» или нарисовать рисунок «Дом людей будущего»

Литература

  1. Альбедиль М.Ф., Берёзкин Ю.Е. Жилища народов мира: Маленькая энциклопедия / Худож. Н.Андреев. — Калининград: Янтарный сказ, 2002. — 48 с.: ил.
  2. Досуг в школе, 2008, №3
  3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 136 с.
  4. Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой. – Волгоград: Учитель, 2008
  5. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 2.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Педагогика-Пресс, 1993, с. 16-18
  6. dob.1sept.ru/2002/20/4.htm Сколько братьев у нашего дома
  7. http://sepulca.blogspot.com/2006/02/14-c.html О домах, сараях и сотворении мира