Урок истории "Духовная жизнь Серебряного века" (в 9-м классе)

Разделы: История и обществознание


Тема урока: «Духовная жизнь Серебряного века».

Цель урока: познакомить учащихся с достижениями русской культуры начала  XX века.

Задачи урока

  • Раскрыть основные направления художественной культуры(литературы, музыки, живописи) Серебряного века. Выделить особенности каждого направления.
  • Повысить интерес учащихся к идеалам Серебряного века.
  • Расширить кругозор, способствовать развитию эстетических качеств детей.

Оборудование: «солнце», «лучи»,  записи Рахманинова, свеча, портрет А.Блока, плакат  «Представители художественного слова», энциклопедия «Русская живопись», картина «Девочка с персиками»В.Серова, портреты З.Н. Юсуповой(В.Серов), портрет княгини О.К.Орловой(Серов), Картина Петрова-Водкина «Купание красного коня», Картина Врубеля «Царевна-лебедь», «особняк С.П.Рябушинского», « Ярославский вокзал В Москве», надписи «22 июня 1897 г., Ресторан «Славянский базар»,технологическая таблица, «чемодан», ватман.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

II. Изучение новой темы

1. Работа по технологической таблице(Приложение 1)

2. Вводная беседа о значении и месте культуры в историческом процессе.

Учитель: Культура во многом обусловливает психологию и характер не только отдельного человека, но и целого народа. Чтобы понять механизм влияния культуры на человека, попробуем прежде всего разобраться, «что такое культура». Что оно обозначает?
В Японии, услышав слово «культура» люди подумывают в первую очередь об оранжировке цветов. В США оно связано с понятием «культурное разнообразие». А вы о чем подумали, услышав слово «культура»? (Ответы детей.)
В России это понятие связывают с театром, музыкой или манерой поведения. Ныне существует более 250 определений культуры. Самое распространенное принадлежит американскому культур-антропологу Херсковицу, чьи слова мы взяли эпиграфом нашего урока:
«Культура…часть человеческого окружения, созданная самими людьми».
Как вы понимаете его слова? (Ответы детей)
В этом смысле к культуре принадлежит любой, даже простейший предмет, сделанный человеком, каждая мысль, зародившаяся в нашем сознании.
Культура всегда находиться в процессе изменения. Интересно, что изменения в поведении людей обязательно означают изменения в культуре. К резкому изменению культуры приводят войны, революции, экономические и общественные потрясения, переживаемые народом. Какие потрясения и изменения были в жизни россиян в начале XX века? Почему после таких потрясений происходит расцвет культуры? (Ответы детей)
Проведя исследования, такой процесс, взрыв накопленных эмоций, британский антрополог  Джефри Горер образно связал с некоторыми чертами русского национального характера. По его мнению: «Многим русским свойственны сильные душевные порывы и всплески социальной активности между долгими периодами депрессии и «самокопания».
В русском искусстве такая депрессия и кризис были после «Золотого века» русской культуры (это эпоха Пушкина, Некрасова), а в начале XX века после долгой депрессии снова происходит расцвет русской культуры, названный Серебряным веком.

3. Раскрытие сути социокультурного феномена Серебряного века и создание проблемной ситуации.

Вступая  XX век Россия менялась. Менялся мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. У всех возникают растерянность, чувство надвигающей катастрофы. Представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном, которыми жили предки стали несостоятельными.
В развитии культуры в начале XX века сыграл и социокультурный феномен. Понятие «социокультурный» рассматривает культуру как широкий комплекс социальных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных и политических отношений. Почему период развития русской культуры в начале XX века назван Серебряным веком?

4. Решение проблемной ситуации. Анализ основных направлений культуры

Философские поиски

Философия, наука, литература, искусство искали ответ на не имевшие очевидных решений вопросы.
Ситуация в России в начале XX века стимулировала философские поиски, целью которых являлась выработка общероссийской идеи, т.к. идеи «Официальной теория народности» утратила свою ценность, поиски возглавила группа выдающихся философов и правоведов, объединившиеся вокруг сборника «Вехи». В составе этой группы выделялись П.Б.Струве, С.А.Булгаков, А.И.Изгоев. в своих исканиях эти мыслители исходили из признания следующих положений: (Приложение 2. Слайд)
Идеи «веховцев встретили дружную критику, как со стороны правительства, так и со стороны представителей интеллигенции всех направлений. Они считали, что левая и леворадикальная интеллигенция не может стать во главе государства, т.к. леворадикализм по своей сути не может решить поставленные задачи, т.к. в нем было очень много утопического, и разрушительного начала. Таким образом, общенациональная идея в первые десятилетия XX века так и не была найдена.

Наука и образование

В начале века наблюдался подъем образования: увеличилось число средних учебных заведений (гимназий, реальные училищ), выросло количество грамотных, были ликвидированы сословные перегородки. В 1913 году прошел первый Всероссийский съезд учителей, на котором, в частности, был поставлен вопрос о введении на национальных окраинах  обязательного преподавания на родном языке. Развивается и высшее образование.

Конец XIX–начало XX века отмечены новыми достижениями в науке:

  • проводились исследования в области физиологии растений (К.А.Тимирязев);
  • в области высшей нервной деятельности (И.П.Павлов, И.М.Сеченов);
  • была создана теория иммунитета (И.И.Мечников);
  • заложены теоретические основы воздухоплавания и самолетостроения (Н.И.Жуковский);
  • разработана теория реактивного двигателя (К.Э.Циолковский);
  • изобретено радио (А.С.Попов)

Плодотворно развивалась исследовательская деятельность в области металлургии, военного дела, географии, геологии, истории.

Литература

Выступает литературовед.

– Новая культура проявляется прежде всего в новом поэтическом слове.
В 20-е годы были величайшей приливной волной русской поэзии, такого «девятого вала» 20 век больше не знал. (Плакат «Представители художественного слова».)
Невероятным кажется, что одновременно писали Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Андрей Белый, Борис Пастернак, Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Николай Рерих, Сергей Есенин и другие. Этот короткий литературный период просто неповторим. Николай Клюев назвал поэзию той поры «человеческим садом»
Поэзия начала XX века – это множество литературных школ, групп, течений. В чем же их суть? Давайте попробуем понять это, открыть для себя некоторые тайны.
Явлением в русской поэзии на рубеже веков был символизм. Символизм это движение романтиков, воодушевляемых философией идеализма, утверждающих, что вера, религия –  краеугольный камень человеческого бытия и искусства.
Символисты жаждали обновления всего человечества. Это преображение рисовалось им в космических масштабах. У них была огромная вера в искусство, в его верховную роль, преображающую земное бытие.

Звучит музыка Рахманинова. Гаснет свет. Зажигается свеча на столике с портретом А.Блока.Чтение стиха «Вхожу я в темные храмы». Звучит романс на стихи Марины Цветаевой.

Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала прошлого столетия. Представители символизма: Бальмонт, Белый, Блок, Брюсов, Анненский, М.Цветаева, Добролюбов, Волошин, М.Горький, Замятин.
Мистические устремления символистов отрицали акмеисты. Акмеисты хотели воспеть земной мир во всей его многоцветности и силе. Представители акмеизма: Сергей Городецкий, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Мандельштам, Зенкевич, Нарбут.

Чтение стиха А.Ахматовой «Молитва».

Футуристы вошли на литературную арену несколько раньше, чем акмеисты. Они объявили классику и всю старую литературу нечто мертвое, отжившее, не соответствующее современности. Футуристы утверждали свое право на произвольное слово, слово-новшество.

Стих Крученых: (на листе крупным планом)

Дыр бун щин
Уоещур
Окум
Р, л, зз

Музыка

В русской музыке рубежа веков переплелись черты позднего романтизма и импрессионизма. Велико было влияние литературно-художественных направлений, и прежде всего символизма. Однако крупные мастера вырабатывали собственные стили. На небосклоне загораются две звезды – Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Их творчество трудно отнести к какому-либо определенному течению, и это доказательство зрелости русской музыкальной культуры.
(Звучит музыка Рахманинова.)
Для большинства музыкантов и слушателей сочинения Рахманинова – художественный символ России. На творческий почерк композитора серьезное влияние оказал фольклор. После 1917 года он был вынужден жить за границей – США и Швейцарии. Россия для Рахманинова – идеальный образ, воспоминания о котором и питают душу и причиняют боль. Давайте вслушаемся в звуки рахманиновской музыки. Это – исповедь бесконечно одинокой души, ищущей понимания, мечущейся в жизненном хаосе. Музыкальный гений конца XIX – начала XX века – Сергей Рахманинов – один из немногих, остался верен классическим, реалистическим тенденциям.

Изобразительное искусство.

Выступают искусствоведы

1-й: На рубеже веков в России возникло множество художественных объединений: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза». Законодателем моды в живописи стал модерн. Он повлиял на творчество Константина Коровина, Валентина Серова. Сторонники нового стиля (Бенуа, Лев Бакст,  Евгений Лансере) объединились в творческом обществе «Мир искусства». Задача «мирискуссников» – привносить красоту в жизнь людей.

2-й: Искусство Валентина Александровича Серова трудно отнести к какому-нибудь одному художественному направлению. В нем слышны отголоски многих живописных традиций: от реализма до импрессионизма и модерна.  Сам же художник в юности довольно просто и ясно сформулировал одну их своих главных творческих задач: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».Больше всего Серов прославился как портретист. В 1887 году в Абрамцеве он создал свой шедевр «Девочка с персиками». Это был портрет дочери С.И.Мамонтова Веры. Знаток человеческих характеров, Серов помещал модели в удобную, естественную для них обстановку: светских барышень и дам писал в гостиных, деловых людей – в конторах и кабинетах, друзей-живописцев – в мастерских (портреты З.Н. Юсуповой,  портрет княгини О.К.Орловой). В 1899 году Серов принимал участие в выставках объединения «Мир искусства». Под их влиянием он заинтересовался исторической темой и написал картину «Петр I».

1-й: В 1907 году в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза», в ней приняли участие 16 художников, тесно связанных с поэтами-символистами.

2-й: Картина Петрова-Водкина «Купание красного коня». В этой картине, одной из замечательных, художник только с помощью символического понимания цвета выразил предчувствие больших перемен.

1-й: В начале XX века художественная жизнь стала захватывающе интересной: одна за другой следовали выставки, вызывающие, как правило , бурные дискуссии в прессе. Основные течения европейского искусства – фовизм,  кубизм, футуризм, и другие – получили в России блестящее развитие. Почти все они пришли на российскую почву с некоторым опозданием, поэтому художники сочетали черты разных стилей, создавая собственные, совершенно новые уникальные варианты.

2-й:  «Царевна-лебедь» один  из наиболее поэтических женских образов в искусстве Врубеля. В ней воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству. Главной особенностью творческого метода Врубеля является слить в нерасторжимом  единстве реального и фантастического.

Архитектура и скульптура

В начале XXвека на смену аклетизма в архитектуре и скульптуре пришел модерн. Его легко узнать по гибким, текучим линиям в архитектуре, по символическим и иносказательным образом в скульптуре. С именем Шехтеля связан расцвет архитектуры стиля модерн в России. За свою творческую жизнь он построил необычайно много: городские особняки и дачи, многоэтажные жилые дома, здания, банки и даже бани. Классическим  образцом русского модерна считается особняк  С.П.Рябушинского, построенный Шехтелем. В том же стиле в 1902–1904 годах перестроен Ярославский вокзал В Москве. В прошлом году я была в Москве. Через этот вокзал поехали в Пушкино. Постройка этого вокзала очень удивила меня и напоминала сказочный терем с башенками, украшенными резьбой по мотивам древнерусских былин.

Кинематография

Просмотр фильма «Иллюзион», созданного ученикам этого класса.

Историческая задача

22 июня 1897 г. Ресторан «Славянский базар».Выходят артисты и разыграют встречу в ресторане.
Что за встречу они разыграли? (Встреча драматурга и театрального критика Владимира Немирович Данченко и Константина Сергеевича Алексеева( псевдоним Станиславский)
Никто даже не мог предположить, что эта встреча откроет новую эру в искусстве сцены. После долгого разговора решено было организовать новый театр – художественный общедоступный театр. Современное название этого театра МХТ (Московский художественный театр). МХТ открыл для России А.П.Чехова. многие из вас слышали о системе Станиславского.

Вывод

– В начале XX века происходит небывалый расцвет русской культуры, появляются новые направления художественной культуры(литературы, музыки, живописи) Серебряного века и новые произведения искусства.

Ответ на проблемный вопрос урока

– Почему период развития культуры в начале XX века назван Серебряным веком?( в этом периоде рождаются новые жанры и тематика, происходит отказ от старого. Созидание нового, споры, бурления, великие тексты, удивительные тайны, сломанные судьбы, интригующие события – вот из чего состояла русская культура минувшего века.

III. Закрепление темы урока

– Как мы с вами видим, сегодня, культура Серебряного века прошла большой путь в очень короткий срок. Само понятие «Серебряный век» появилось в 60-х прошлого столетия, когда все крупнейшие представители культуры ушли из жизни. Авторами этого понятия являются Маковский и Николай Бердяев, которые в своих воспоминаниях «На Парнасе Серебряного века» назвали так этот период. Полотно «Серебряного века» получилось ярким, сложным, противоречивым, но бессмертным и неповторимым. Не зря тему и план урока отобразили на доске «солнцем», так как искусство Серебряного века излучает свою энергию, свой свет и поныне.
И хотя мы называем это «Серебряным», а не «золотым веком», может быть именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.
И мы открываем эго для себя, удивляемся, восхищаемся, начинаем понимать и любить. И я вам всем желаю этого – счастья открытия и познания культуры «Серебряного век»
Какие достижения искусства и науки русской культуры начала XX века вы для себя открыли?

IV. Подведение итогов урока

Рефлексия

«Багаж» (Представьте, что до этого урока  ваш чемодан был пуст. А что же в нем появилось после урока? Какой багаж вы собрали?)

– Спасибо всем за урок. Обратите внимание, на двери ватман, при выходе из класса оставьте свои пожелания, свою оценку занятий.