Задача. Проверить усвоение изученного материала.
Цели:
- закреплять решение примеров и задач;
- развивать логическое мышление, внимание, память, пространственное представление;
- воспитывать активность, организованность, интерес и желание к познанию, дать первоначальные сведения о Солнечной системе.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Вселенная – наш общий дом. Мы совершим космическое путешествие к Солнцу. Узнаем, какие планеты входят в состав Солнечной системы.
– Кто вы сегодня ?
– Что вам необходимо?
Во время путешествия мы будем выполнять расчёты, производить вычисления. Путеводителем будет звёздочка, которая будет указывать задание. Выполнив задание, мы узнаем о каждой из планет.
2. Работа в тетрадях.
Запись числа (29 ноября)
– Какая цифра в числе указывает на количество планет? (9)
– Выполнить запись, соблюдая закономерность:
9 99 ...
Под № 9 расположена планета Плутон.
Плутон – девятая и самая далёкая от Солнца. В 1978 году был обнаружен спутник Плутона – Харон, находящийся от планеты на расстоянии 19640 км и имеющий настолько большие относительные размеры и массу, что его рассматривают вместе с Плутоном, как единую систему “двойную планету”.
3. Устный счёт. (Работа в группах)
У всех на партах шаблон с числами, ответ надо закрывать звёздочкой.
Задания:
– сумма чисел 30 и 5;
– разность чисел 90 и 9;
– из наибольшего двузначного числа вычесть 2 десятка;
– произведение 0 и 4;
– по 5 взять 3 раза;
Задача. Брату 17 лет, а сестре 9 лет. На сколько лет брат старше сестры? (8)
Под № 8 расположена планета Нептун.
Интересна история открытия Нептуна, восьмой планеты Солнечной системы. Она была по теоретическим расчётам астрономов Леверье и Адамса. Эти учёные предсказали существование неизвестной доселе планеты. Вскоре после этого астроном Иоганн Галле обнаружил Нептун.
4. Решение задачи. (Разными способами)
В отряде космонавтов 8 мужчин и 5 женщин. В космос полетели 6 человек. Сколько космонавтов осталось на Земле? (7)
Под № 7 расположена планета Уран. Почему Уран как бы лежит на боку? Возможно, когда он ещё только формировался, его “опрокинул” удар крупного небесного тела. А разлетевшиеся обломки превратились в спутники и кольца, которые вращаются вокруг планеты.
Физминутка.
5. Блиц-вопросы. (Устно)
Найти “ лишнее слово”:
– понедельник, среда, февраль, пятница;
– условие, треугольник, ответ, вопрос, решение;
– см, м, кг, дм, мм;
– назвать 5 дней по порядку (без названия чисел и дней недели).
– Что тяжелее: 1кг пуха или 1 кг железа?
– Что можно увидеть закрытыми глазами?
Под № 6 расположена планета Сатурн. Планета имеет плоские кольца, образованные множеством ледяных осколков размером от песчинки до 20-30 м. У Сатурна есть ещё целых 30 спутников.
6. Решить примеры (ответ-ключ):
*3 + 1* = 79; 6* – *0 = 8; *5 + 2* =71; 56 + * = 6*; 9* – *4 = 30.
Под № 5 расположена планета Юпитер. Пятая от Солнца планета Юпитер – самая крупная в Солнечной Системе. Юпитер не имеет твёрдой поверхности и состоит из сгустков газа с предположительно жидким ядром.
7. Дорисовать недостающую фигуру:
Под № 4 расположена планета Марс.
Марс, четвёртая планета от Солнца, назван по имени древнеримского бога войны. Два его спутника имеют не менее грозные названия – Фобос и Деймос. В переводе с греческого означающие “ страх ” и “ ужас ”.
Планета Земля расположена под № 3.Отчётливо различаются голубые пространства морей и океанов. Именно поэтому учёные– астрономы назвали Землю “ Голубой планетой”.
На планете есть кислород, вода, свет. На планете есть жизнь. Это человек, растения, животные. Человек должен охранять и экономно использовать природные ресурсы.
Физминутка.
8. Решить уравнение:
18 + * = 25 – 5 (ответ: 2)
Под № 2 расположена планета Венера. У многих народов планета связывалась с божествами любви, красоты и брака.
9. Геометрический материал.
Задание. Начертить ломаную из трёх одинаковых звеньев. Найти длину ломаной.
Длина звена:
9 + 3 – 10 = *
Длина ломаной:
2 + 2 + 2 = 6 (см) (по 2 взять 3 раза )
Под № 1 расположена планета Меркурий.
Меркурий самая ближняя к Солнцу планета. На её поверхности происходят гигантские перепады температуры.
Итог. Мы выполнили поставленную цель – совершили космическое путешествие к Солнцу.
Солнце – источник света, тепла, жизни.