Тема: Изменение имен существительных по вопросам.
Цели:
- познакомить учащихся с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами;
- формировать умение изменять имена существительные по вопросам;
- обобщить знания о имени существительном;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать любовь к русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел
звонок.
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.
II. Постановка цели урока
– Ребята, нам утром пришла вот такая телеграмма:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
– Как вы думаете, какая часть речи прислала нам
эту телеграмму? (Имя существительное)
– Почему? Докажите.
– Да существительные – это удивительные слова.
Они дают названия различным предметам, событиям,
явлениям.
– Найдите среди предложенных слов имена
существительные.
СЕСТРА КРАСИВАЯ ДОЧЬ
ВОЛНА БЕРЕГА ВЫРОС
ГОСТИЛ ЗВЁЗДЫ ЗЕМЛЯ
ЗВЁЗДНЫЕ ДЕРЕВО
– На какие две группы можно разделить эти
существительные? (Одушевленные и
неодушевленные; существительные в единственном
числе и существительные множественном числе).
– Измените существительные звёзды, берега так,
чтобы они стояли в единственном числе.
– Да, вы уже многое знаете о имени
существительном. Сегодня мы откроем еще один
секрет этой части речи.
– Посмотрите на доску:
- У меня есть (подруга).
- Зимой я гостил у (подруга).
- На летние каникулы я опять поеду к (подруга).
– Какое задание вы могли бы предложить? (Надо
раскрыть скобки. Можно изменить слово подруга во
втором и третьем предложениях.)
– Зачем нужно изменять слово сестра во втором и
третьем предложениях? (Чтобы предложение
звучало красиво и правильно.)
– Как связаны существительные с другими словами
в предложении? (По смыслу)
– С каким словом связано существительное сестра
во втором предложении? (Гостил)
– Поставьте от него вопрос к слову сестра. (Гостил
у кого?)
– С каким словом связано существительное сестра
в третьем предложении? (Поеду)
– Поставьте от него вопрос к слову сестра. (Поеду
к кому?)
– Посмотрите, как изменялось слово сестра в этих
предложениях. Что менялось в этом слове? (Окончание)
– Выделите окончания.
– Какой мы можем сделать вывод? (Существительные
в предложениях связаны по смыслу с другими
словами, поэтому они изменяются)
– Да, действительно. И наша задача – понаблюдать
за тем, как изменяются имена существительные
узнать, для чего они это делают.
III. Работа с учебником
– Откройте учебник на с. 160 найдите упр. 374. Прочитайте текст. Выпишите словосочетания с существительным волна, поставьте вопросы.
набегает что? волна
брызги чего? волны
мешают чему? волне
задерживают что? волну
смоет чем? волной
исчезают в чём? в волне
Вывод: На какие вопросы может отвечать
существительное в предложении?
– Волна – это одушевленное или неодушевленное
существительное? (Неодушевленное)
– Значит, на какие вопросы могут отвечать
неодушевленные существительные? (Что?
чего? чему? чем? в чём?)
– А одушевленные существительные будут отвечать
на следующие вопросы: кто? кого? кому? кого? кем?
о ком?
– Измените слово дочь по этим вопросам. Работаем
по карточке №1.
Карточка №1:
растет кто? дочь
нет кого? дочери
рад кому? дочери
вижу кого? дочь
доволен кем? дочерью
говорю о ком? о дочери
– Посмотрите, какие окончания при этом
могут быть.
– Почему изменялось окончание? (Менялся вопрос
и слово, от которого этот вопрос задавали)
– Такое изменение существительных по вопросам
называется склонением. Но об этом подробнее мы
будем говорить в 3 классе.
IV. Упражнение в изменении существительных по вопросам
1. Самостоятельная работа по карточкам с последующей проверкой. (Карточки красного и зеленого цвета: зеленая карточка-задание более легкое, а красная карточка-задание сложнее).
– Выберите карточку, задание которой вам наиболее понятно. Выполните его.
Зелёная карточка
Измените по вопросам: что? чего? чему? чем? о чём? существительные земля и дерево. Выделите окончания.
Что?
____земля___________________
_______дерево_____________
Чего?
____________________________
__________________________
Чему?
____________________________
__________________________
Чем?
____________________________
__________________________
О чём? о___________________________
о ________________________
Красная карточка
Найдите существительные во множественном числе, подчеркните их. Напишите эти существительные в единственном числе и измените по вопросам. Окончания выделите.
Телеграмма, звёзды, берега, улица, нора, лодка.
Что? ____________________________ __________________________
Чего? ____________________________ __________________________
Чему? ____________________________ __________________________
Чем? ____________________________ __________________________
О чём? о__________________________ о _________________________
2. Развитие речи
– Ребята, а для чего мы учились изменять имена
существительные? (Чтобы наша речь была
красивой, правильной.)
– Составьте из этих слов предложения, изменяя
там, где нужно существительные.
Живёт, вода, в, бегемот.
Верблюд, а, жить, может, без, вода.
Суслик, в спит, норка, в, жара.
– А можно ли сказать про эти предложения, что
это текст? Почему?
– Спишите эти предложения.
– В первом и третьем предложении выделите
главные члены предложения и укажите части речи.
V. Итог
Сегодня учились мы старательно
Отвечали замечательно,
Ведь это удивительно
И очень увлекательно –
У всех давно известных слов
Вдруг открывать секреты!
– Какие же секреты имени существительного сегодня мы с вами открыли?
VI. Домашнее задание: упражнение 382 (изменить по вопросам существительные, поставить ударение и выделить окончания).