Учебник А. Г. Мордкович
Цели:
- Актуализировать и обобщить знание учащихся по теме: «Четность и нечетность функции».учить анализировать задания ЕГЭ части Б с применением свойства четности.
- Воспитание гармоничности, математической культуры учащихся.
- Развивать умение анализировать, обобщать понятия. Формировать общие графические представления свойств функции.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Знакомство (учитель обращается с просьбой к учащимся написать фамилию и имя на бейджиках)-1-2мин.
- Домашнее задание. (индивидуальные карточки у каждого на парте).
- Постановка цели урока.
II. Повторение. «Опрос – экспресс» - 3 мин.
- Дать определение четной функции (для каждого х€D(f), f(-x)=f(x)).
- Дать определение не четной функции. (для каждого х€D(f), f(-x)=-f(x))
- По графикам (на плакате)
- определить нечетную функцию;
- определить четную функцию;
- По формальному заданию функции назвать четную, нечетную функцию. (у=cosx, y=sinx, y=x4, y=x5)
- Задана функция. Докажите, что Даная функция нечетная (четная)-на плакате.у=х3, у=х6,у=3√ х, у= 8√ х.
III. Новая тема (немного новой информации) - 8-10 мин.
Учитель ставит проблему перед учащимися.
- Определить четность функции у=х2cosх+(х4+2х2+5)sinx2, на промежутке [-5;4]
- Четная. Видно по формуле.
- Давайте вспомним как расположен график четной функции.
- Он симметричен относительно оси ОУ.
- А что можно сказать об области определения четной функции.
- Она симметрична относительно начала координат.
- А в нашем случае это выполнимо? (для х=4 есть симметричная точка?)
Вывод. Область определения D(f) четной функции f(x) есть множество симметричное относительно точки О(0;0) и для всякого х€D(f),-х€D(f).
- Вернемся к нашему примеру. Корректно ли говорить о четности на промежутке [-5;4].
- Поговорим о нечетной функции. Вспомним, как расположен график нечетной функции.
- График нечетной функции симметричен относительно начала координат.
- Что можно сказать об области определения нечетной функции?
- Как и для четной функции, она симметрична относительно начала координат.
Вывод. Значения функции f(x) в симметричных точках либо совпадают (четная функция), либо противоположны (нечетная функция).
- Обратите внимание какие функции относятся к четным, какие к нечетным (работа с плакатом).
- Функции которые ни четными, ни нечетными называются функциями общего вида.
IV. Закрепление. – 10 мин.(сборник ЕГЭ 2006г. Под ред. Лысенко Ф. Ф. Часть В)
1. стр.43 В8. у=f(x) – четная функция, х≥0, f(x)=g(x), g(x)=13x∙(2x+1)∙(7x+6)∙(4x-9). Сколько корней имеет уравнение f(x)=0?
Решение: Н.Ф. х=0,х=9/4, учитывая симметрию D(f), х=-9/4-корень.
Ответ:3.
2. стр.52 В8. у=f(x)-6∙g(x)/f(x), х0≠0, f(x)-четная, g(x)-нечетная.f(-x0)=3, g(-x0)=2.
Решение: у=f(x)-6∙(-g(x)/f(x))=3+6∙2/3=3+4=7
Ответ:7
3. стр.54 В8. угловой коэффициент костельной к графику функции у=f(x+1) в точке x0 =-4,равен угловому коэффициенту касательной к графику функции. У=f(x)в точке x0=-3, который в силу четности равен угловому коэффициенту касательной к графику функции у=f(x) в точке x0=3 и меняет знак (наклон прямой, то есть искомый угловой коэффициент равен –f '(3)=-1 или f '(х+1)= f '(-3)= -f '(3)=-1
Ответ:-1
V. Работа в группах (игра «Лабиринт») – обучающе -контролирующий характер.-5-6мин.
Класс разбивается на группы. В каждой группе выбирается лидер (группы разноуровневые). Лидер оценивает каждого члена своей группы. Группы получают задание №1, выполнив его и записав ответ в тетрадь «бегут» к столу и по ответу 1-го задания находят следующее задание. Выполнив задание №2 и записав ответ в тетради, вновь по его ответу находят следующие задание и т.д. учитель по контрольным ответам последнего задания проверяет правильность выполненных примеров. Группа, выполнившая задание быстрее других оценивается по высшему балу, остальные на один балл ниже.
Задания для «Лабиринта».
I. №1
№2 Установите четность или нечетность функции.
- у(х)=1+х2/х-х3 (нечетная)
- у(х)=cos2x-tg22x(четная)
- у(х)=(х+1)∙3x2(общего вида).
- у(х)=2ctgx/cosx+x2(нечетная).
№3 Четная функция у=f(x) определена на всей числовой прямой, для всякого
- неположительного.
- положительного.
- неотрицательного.
- отрицательного.
Значения переменой х, значение этой функции совпадает со значением функции g(x)=(3х-2)∙(6х2+х)∙(х2+4)∙(х2-9). Найдите количество нулей в функции у=f(x)/
- х=0, х=-1/6, х=-3,х=1/6,х=3.
Ответ:5 - х=2/3,х=-2/3,х=3,х=-3.
Ответ:4. - х=2/3,х=-2/3,х=0,х=3,х=-3.
Ответ:5. - х=-1/6,х=1/6,х=-3,х=3.
Ответ:4
№4 найдите значение функции у=f(-x)g(-x)f(x)+f(x)g(x) в точке х0≠0, если f(x)-нечетная функция, g(x)-четная функция.
- f(х0)=4, g(х0)=3. контрольный ответ (-36).
- f(х0)=5, g(х0)=2. контрольный ответ (-40).
- f(х0)=-2, , g(х0)=-4. контрольный ответ (24)
- f(х0)=3, , g(х0)=4, контрольный ответ (-24)
VI. Итог урока.
- Опрос учащихся: что нового узнали.
- Оценки с комментарием.