"Преподавание математики в сельской школе с этнокультурным направлением"

Разделы: Математика


Начиная с 2006 года, наша школа закрепила за собой статус “Этнокультурной школы”. В связи с этим, учителя математики начали составлять программы внедрения национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс.

В этно-педагогической культуре любого народа много самобытных, оригинальных и уникальных методов, относящихся к области умственного воспитания, которые заслуживают признания, изучения и дальнейшего применения в системе интеллектуального развития.

Работа по умственному воспитанию образует собой систему признанных народом приемов и методов воспитания, которые передаются от поколения к поколению, и усваиваются всеми в качестве набора определенных знаний, умений и навыков, приобретаемых людьми в процессе жизнедеятельности. Народ бережно хранит традиции умственного воспитания, но народная педагогика должна осмыслить, адаптировать и интегрировать их в нашу современность, выделять и дифференцировать по степени значимости этапы умственного воспитания. Первостепенной задачей считается развитие речи детей, так как речь и мышление взаимосвязаны, они развиваются. Поэтому якутская семья уделяет большое внимание речевому развитию ребенка. С этой целью детей с малых лет приучают рассказывать сказки, легенды, истории, исполнять песни, тойук, разгадывать загадки, украшать бытовую речь пословицами и поговорками.

Раньше олонхосуты, сказатели и шаманы своим артистическим исполнением произведений устного народного творчества воодушевляли детей, побуждая их к сознанию окружающего мира. От них дети получали первоначальные сведения из области географии, астрономии, астрологии. Небо и земля являлись основой жизни, так как солнце, луна и звезды определяют весь ход жизни тех, кто населяет средний мир. В якутском языке закрепился термин “О5о ойун тоболуу” (“пробудить ум ребенка”), обозначающий процесс пробуждения, когда взрослый человек открывает ребенку мир, одновременно пробуждает у него жажду знаний и усердие для развития познавательных способностей.

Развитие математического сознания стимулировалось повседневными заботами якутской семьи, так как ребенок знал, сколько у него коров и лошадей, сколько требуется возов сена и других кормов для зимовки скота, сколько нужно держать голов рогатого скота и лошадей для обеспечения семьи нормальным питанием. В определенном возрасте он уже мог произвести расчет расхода материала из дерева для постройки помещения для скота, других подсобных сооружений и изгороди. Дети вместе со взрослыми учитывали результаты проведения хозяйственных сезонных работ, охоты и рыбалки. Участие в таком социально значимом труде семьи способствовало развитию умственных и познавательных способностей детей.

Об элементарных геометрических знаниях и представлениях якутов свидетельствуют жилища, хозяйственные постройки, ювелирные изделия, посуда, традиционные орудия труда и другие. Берестяные летние жилища якутов (ураса) всегда имели коническую форму. Более сложную архитектуру имеет якутская юрта, которая состоит из объединения четырехугольной усеченной и треугольной пирамид.

Геометрические представления якутов отражены и в якутской керамике. Например, на внешней стороне сосудов наносятся орнаменты из горизонтального ряда вдавлений и параллельных вдавлений, штампов треугольных, прямоугольных, круглых форм.

Широкое распространение среди якутов издревле получили суконная аппликация и меховая мозаика. В них преобладают геометрические фигуры: треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция и другие. Когда якутские женщины украшают коврик, рукавицы, черпак, пальто и другую одежду, они опираются на интуитивные геометрические представления о центральной и осевой симметрии, повороте и параллельном переносе, т.е. геометрических преобразованиях; основываются на практических знаниях о свойствах геометрических фигур.

Следует отметить, что обращение к этнокультурным ценностям народа расширяет воспитательный потенциал предмета, помогает его эффективному усвоению, способствует развитию интереса школьников к родному краю, его природе, к своему народу, его культуре, традициям. Реализация национально-регионального компонента на обычных уроках математики представляется достаточно сложной, но, как показывает практика, его внедрение возможно и целесообразно на интегрированных и внеклассных занятиях.

С учетом таких особенностей, в программу были включены следующие уроки и факультативные занятия:

- “Симметрия в якутских узорах”, 8 кл. геометрия

- “Трудная дележка”, 6 кл. урок математики по мотивам якутской народной сказки

- “Магические цифры народа саха”, 8-9 кл. факультатив

- “Значение якутских считалок и чабыргах-считалок в развитии “математических представлений у детей” - 6 класс, факультатив.

Учебно-тематические планы

Включение в содержание математического образования этнического материала способствует воспитанию у детей любви к родному фольклору, развитию логического мышления, наблюдательности, зоркости, богатого воображения, фантазии, умственных способностей. Привожу разработку урока “Симметрии в якутских узорах” проведенный, в 8 классе.

Урок по теме: “Симметрия в якутских узорах”

Цель урока:

- Приобщение детей к национальной культуре народа;

- Обобщение навыков в изображении фигур, симметричных друг к другу относительно прямой и точки;

- Воспитание чувства гордости своим народом, его культурой, традициями;

Оборудования:

  1. Плакаты с изображениями традиционных якутских орнаментов
  2. Фотографии людей в национальных костюмах
  3. Предметы быта – чорон, кытыйа
  4. Музыкальное оформление – произведения якутских композиторов
  5. Координатная плоскость
  6. Карточки

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя
  3. Повторение (опрос, работа с образцом, работа у доски)
  4. Вступление учителя. Эстафета
  5. Работа по карточкам
  6. Заключение
  7. Итог урока

I.

  1. Учитель: Человек использовал симметрию в строительстве жилищ, в создании предметов быта, в украшении одежды. С древних времен у нашего народа распространены резьба по дереву, вышивка. То и другое отличается богатством узоров, которые создаются с помощью симметрии. Давайте, повторим все, что мы знаем об осевой симметрии.
  2. Теоретическая часть.

Вспоминаем с учащимися этапы построения точек, симметричных относительно данной точки, также построение точек относительно прямой.

Задание 1

Вопросы:

  1. Дать определение преобразования движения.
  2. Дать определение симметрии относительно точки.
  3. Дать определение осевой симметрии.
  4. Построить точки Х/ симметричную точке Х относительно прямой а.
  5. Показать все оси симметрии данных геометрических фигур: прямоугольник, квадрат, ромб, правильный треугольник, равнобедренный треугольник, разносторонний треугольник, круг.
  6. Назовите самую симметричную геометрическую фигуру.

Задание 2

На рисунке воспроизведен традиционный якутский орнамент. Требуется найти и показать его оси симметрии.

Ученики подходят к доске и указывают все оси симметрии.

Задание 3

а) Построить фигуру F/ симметричную фигуре F относительно оси а.

б) Построить более сложный рисунок.

Остальным в это время раздаются карточки с заданиями.

II.

Учитель: Якутия с древних времен славилась своими талантливыми вышивальщицами, мастерами шитья серебром и бисером. Элементы якутского орнамента представляют собой различные геометрические фигуры: точки, отрезки, треугольники, квадраты, кружочки, ромбы и т.д., что хорошо видно на данном рисунке.

(Предлагаются различные изделия из сукна, рукавицы, чепраки, жилет, пальто или рисунки).

Сколько выдумки содержит гравировка ювелирных изделий якутскими мастерами. Узор наносили острием инструмента. Якутские серебряники широко применяли штамповку. Штампованными бляшками в виде четырехугольников, треугольников и других форм украшали чепраки, кычымы, обувь, кошельки и т.д.

(Предлагаются изделия из серебра: серьги, кольца).

Орнаменты деревянных чаш как будто просты, но “ромбы или группы треугольников, расположенные параллельными рядами в верхней части сосуда”, передают чаще торжественность, а кытыйа с арочным орнаментом выглядит элегантно и лирично.

(Предлагаются традиционные якутские сосуды: чорон, кытыйа).

Все эти узоры требуют от мастера большого труда, внимания, ловкости пальцев и острого глаза. Впрочем, во всем этом мы сами можем убедиться на собственном опыте.

Всем учащимся раздаются карточки, сделанные из клетчатой бумаги. На ней изображена часть узора и проведена одна или две оси симметрии. Требуется восстановить весь узор. Узор наносится цветными карандашами. Пока работают дети, звучит тихая музыка – произведение якутских композиторов. По мере того, как отдельные учащиеся заканчивают работу, их “вышивки” занимают место на доске (магнит).

Слово представляется учителю технологии: Дорогие дети! То, что вы только что блестяще выполнили – это, оказывается, разнообразные виды якутской вышивки. Пожалуйста, если вас это не затруднит, укажите эти орнаменты на предложенных вышивках. Каждый рисунок что-нибудь да объясняет, т.е. имеет тайный смысл. Некоторые орнаменты являются оберегом от злых сил.

  1. Например, орнамент – оберег “Биэс харах” - символ предупреждения опасности, защиты от злых духов. Ими украшали зимние и летние одежды мужчин и женщин.
  2. Орнамент “Ийэ ко5уор”. Ветви “Ийэ ко5уор”, устремленные к четырем углам света, символизируют развитие и процветание. Ими украшают чепраки, ковры.
  3. Орнамент “Аар Кудук Мас” глубоко пустил корни в Мать-Землю, благословляя весь род человеческий процветать и здравствовать в века!
  4. Орнамент – “Изгородь” символизирует заслон – защиту от опасностей. Суровые, жесткие условия научили саха беречься, защищаться от напасти тройной серебряной изгородью, чтобы спокойную жизнь Срединного мира не пронизывала стужа Верхнего, и не обдувал холод Нижнего миров.

Большое значение в вышивках играл и цвет. Дети замечают, что на узорах, которые висят на доске, в основном пять цветов: черный, красный, зеленый, желтый, коричневый. Это традиционные цвета якутской вышивки. Для контура использовался черный цвет – цвет земли и плодородия, красный цвет – цвет жизни, желтый – цвет солнца, зеленый – цвет спокойствия, гармонии.

В заключение урока учитель математики еще раз обращает внимание детей на тему и цель урока. Сегодня каждый из них попытался создать красоту, приобщился к тому, как воспринимали окружающий мир его предки, как постигали его порядок, красоту и совершенство.

Учитель: спасибо вам за ваши замечательные ответы, за ваш урок. И если сегодня на уроке хоть капелька дорогого и вечного достигла до вашего ума и сердца, то можно сказать, что моя цель достигнута. (Выставление оценок). Урок окончен. До свидания!